От
палеолита до Чингиз-хана |
Адрес
Новости
История
Структура
События Результаты
Разработки
Конкурсы
Мероприятия
Газета |
Вышла в свет совместная коллективная
монография сотрудников Южно-Уральского
отдела Института истории и археологии
УрО РАН “Древняя история Южного Зауралья”.
Это обобщение столетней истории и
археологии Южного Урала. Она охватывает
достаточно большой ареал в центре
Евразии — территории Южного Зауралья и
примыкающую к Казахстанским степям.
Монография посвящена столетию со дня
рождения Константина Владимировича
Сальникова — знаменитого уральского
археолога, работавшего в Челябинске, Уфе,
Магнитогорске, Екатеринбурге. Издание
подготовили четыре автора, трое из
которых — сотрудники Южно-Уральского
отдела Института истории и археологии
УрО РАН. Раздел каменного века —
заведующий Отделом, кандидат
исторических наук Вадим Сергеевич Мосин;
эпоха бронзы — старший научный сотрудник,
кандидат исторических наук Станислав
Аркадьевич Григорьев; ранний железный
век — заведующий кафедрой археологии и
этнографии Челябинского
государственного университета, кандидат
исторических наук. Александр Дмитриевич
Таиров; средневековье — старший научный
сотрудник отдела, директор Челябинского
археологического научного центра,
кандидат исторических наук Сергей
Геннадьевич Баталов. —
Мы работали над монографией с 1995 года, —
рассказывает Сергей Геннадьевич. —
Насколько мне известно, это первая
попытка такого обобщения у нас на Урале.
Подобное издание, посвященное
исследованию Среднего Поволжья, вышло в
Самаре. Наши самарские коллеги оценивают
наше издание как более фундаментальное и
информативное. В отличие от самарской
монографии, которая издавалась за счет “Фонда
государственной поддержки высшего
образования и фундаментальной науки”,
наше издание выполнено силами Южно-Уральского
отдела Института истории и археологии
УрО РАН, Челябинского археологического
научного центра и
Южно-Уральского госуниверситета. На
этапе редактирования и макетирования нам
помогало Главное управление культуры
Челябинской области. Было привлечено
много спонсоров и энтузиастов. Люди
участвовали в издании и финансово, и
организационно. Среди наших спонсоров не
было очень богатых людей, наши спонсоры —
это единомышленники, граждане, которым
небезразлично, что было раньше, что будет
позже нас. Интересно
мнение о монографии председателя
Челябинского фонда культуры, академика
Академии информатики, члена Союза
писателей РФ Кирилла Шишова: —
Авторы не только синтезируют в обширных
очерках многие ставшие классическими
работы археологов и краеведов последнего
столетия, но и в каждой рассматриваемой
эпохе выходят на синтетические обобщения,
пусть спорные, но страстно выраженные
гипотезы, что делает их труд — пусть
весьма сложный и специальный — достойным
пристального читательского интереса. Мне,
как литератору и любителю уральской
истории, показалось весьма желанным
поделиться с земляками некоторыми яркими
открытиями, сделанными авторами этой
фундаментальной работы. Тем более, что
она теперь имеется в библиотеках области,
несмотря на свой весьма скромный тираж... Исследуя
и обобщая эпоху камня, B.C. Мосин,
синтезируя материалы сотен и тысяч
стоянок наших древних предков,
отстаивает взгляд на Урал как особую
историко-культурную область, обладавшую
со времен палеолита уникальной
технологией получения каменных орудий
труда — “микролитической индустрией”... Он
раскрывает как бы сам механизм получения
каменных орудий путем терпеливого
изнурительно-тщательного откалывания
тонких пластиночек от твердых яшмовых
кусков породы, когда за несколько недель (или
месяцев) наши предки получали орудия для
обработки кож или каменные топоры, резцы
или скребки. “Особенность
Урала, — пишет автор, — в наличии тонких
пластин, толщиной не более 1 см,
составляющих до 90% всех наличных
коллекций каменных орудий мезолита”. Остатки
мастерских каменных орудий идут вдоль
всего уральского хребта, ибо отсюда
твердая яшма в изделиях шла далеко в
степи, к Притоболью и Приаралью. Здесь же
рождалась и древняя керамика, ставшая
поистине драгоценной азбукой древней
культуры. Кто
были люди, терпеливо сложившие индустрию
в третьем тысячелетии до нашей эры на
Урале? B.C. Мосин отвечает: “Это население
говорило на финно-угорских диалектах,
образуя зауральскую энеолитическую
общность...” Второе
тысячелетие до н.э., эпоху бронзы,
досконально описывает Станислав
Григорьев — признанный знаток древней
металлургии и автор многочисленных,
ставших знаменитыми в Европе и Америке,
реконструкций металлургических
агрегатов Аркаима и Синташты. Он
смело выдвигает концепцию о пришельцах
на Южный Урал целых племен из Передней
Азии, принесших с собой секрет
производства легированной бронзы,
пригодной для боевого оружия, а вовсе не
для изысканных женских украшений. Его
этноисторическая реконструкция, резко
расходясь с общепринятой, придает
истории Южного Зауралья общеевропейский,
почти драматически захватывающий
характер, когда целые племена и народы из
Передней Азии через Кавказ и Нижнее
Поволжье устремляются сначала на восток,
через Урал на Алтай и в Западную Сибирь, а
затем на юг — через Среднюю Азию и Памир
— в Индию и Иран... Широкие
массы южноуральцев уже знают, что именно
Аркаим и Синташта, как памятники эпохи
бронзы, сегодня привлекают внимание
мировой общественности, как
свидетельства древне-протоарийской
культуры. С.Григорьев, принимая активное
участие в анализе материальной среды той
эпохи, мастерски раскрывает ее многие
пленительные секреты и парадоксы: чего
стоит его исследование Южного Урала как
евразийской металлургической провинции,
ставшей древнейшей и высококачественной
базой всего древнего мира! Ранний
железный век — это тысячелетие до новой
эры — описывает Александр Таиров, имея
уже возможность приводить письменные
источники, пусть отдаленные —
древнегреческие, иранские или индийские.
Именно им показан установившийся в ту
эпоху “торговый Геродотов путь”,
которым шли военные походы и торговые
экспедиции, приносившие в наши места
изделия Крыма, Боспора, Пантикапеи — этих
античных мировых центров цивилизации.
Среднеазиатские центры Хорезм, Хива,
малоазийские Парфия, Бактрия остались в
курганских захоронениях предметами
ремесел и роскоши. В
изложении этого автора прослеживаются
удивительные параллели веков и судеб
народов: сарматов II в. до н.э. и казахов XVIII
в. н.э., повлиявших на этнические процессы
Южноуралья, когда кочевникам,
вытесненным сильными соседями,
приходилось поневоле принимать оседлую
культуру тех мест, куда им пришлось
переместиться... С
другой стороны, автор утверждает, что
кочевой уклад — как наиболее
экологически устойчивый — вновь
вовлекает в свою орбиту жителей степной
зоны при малейших благоприятных
возможностях. Сегодняшние процессы в
соседнем Казахстане явно подтверждают
эту многовековую закономерность. Наконец,
эпоха средневековья в Евразийских степях
находит свое яркое изложение в очерке
Сергея Боталова, давно известного
южноуральцам своими книгами и
поэтическими образами номадов. На
страницах научной монографии автор
предстает перед читателем как
современный ученый-аналитик, строящий
смело хронологию этно-культурных этапов
Южного Урала на основании множества
материальных источников, найденных в
древних курганах-могильниках. Здесь его
охват включает уже не только Южный Урал и
Казахстан, но и широчайшие пространства
монгольских предгорий, пригобийских
степей, Алтая, Хакасии, Волго-Донья и
Северного Кавказа. Именно на этом
пространстве, сменяя друг друга, проходят
кочевые племена сарматов, гуннов, тюрок,
саков, башкир, мадьяр, кипчаков (половцев),
печенегов, монгол, оставляя свои предметы
в ритуальных захоронениях на протяжении
всех полутора тысячелетий. Любая деталь,
исследованная автором, будь-то стремена
или наконечники стрел, пряжки или
браслеты, взятая в эволюции, дает
богатейший материал для анализа
взаимопроникновения культур, отношений
народов, понимания роли религий и обрядов. С.
Боталову удается показать, несмотря на
скудость письменных источников, духовную
составляющую тех процессов, что некогда
шли в нашем крае, извечном “плавильном
тигле” народов; Он раскрывает нам
причины создания множества межплеменных
союзов тех этносов, которые сыграли
глобальную роль в евразийской истории:
гуннов, мадьяр (угров), кипчаков (половцев).
Он четко обнажает при этом ту скрытую
взаимосвязь этногенеза с биосферными
процессами, которая известна читателям-россиянам
по великим трудам Л.Н. Гумилева. С.
Боталов сопровождает свои тексты не
только богатыми иллюстрациями раскопок,
но и собственными картами этнокультурных
процессов разных столетий эпохи
средневековья, что делает его очерк
доступным и информационно— насыщенным
для любого заинтересованного читателя. В
целом двухтомный труд историков-археологов,
соединяющий результаты нескольких
поколений исследователей Южного Урала,
дает поистине бесценную возможность
понять, какую богатейшую память и уроки
для новых поколений хранит в себе наша
уральская земля, где каждая пядь содержит
наследие тысячелетий. Хотелось
бы, однако, чтобы кроме сугубо научных
трудов, насыщенных обилием терминов и
узкоспециализированных подробностей,
авторы, блестяще владеющие Словом и
образностью, взяли бы на себя и риск
создания популярной, увлекательной и
живописной книги, рассчитанной на
подростков и юношество, где нашли бы
воплощение все те времена и эпохи,
которые они изведали, как никто другой в
нашем регионе. Не только мифы Древней Греции и кинематография американского Запада достойны внимания нашей урбанизированной молодежи. Не менее интересны ей и образы нашего края, чья древность — и это уже доказано! — сравнима с самыми величественными цивилизациями Китая, Индии, Египта. А ведь уроки нашей истории, пожалуй, гораздо важнее.
|
Адрес
Новости
История
Структура
События Результаты
Разработки
Конкурсы
Мероприятия
Газета |
29.10.02