Физика образа, лирика штриха |
Адрес
Новости
История
Структура
События Результаты
Разработки
Конкурсы
Мероприятия
Газета |
Портреты
научных работников ИФМ Еще
пять лет назад необычной деталью, своего
рода достопримечательностью холла
главного здания Института физики
металлов Уральского отделения РАН стал
стенд, представляющий ведущих
сотрудников этого учреждения.
Пройти мимо, едва бросив взгляд,
посетителю не удается — оказывается, все
портреты выполнены карандашом на бумаге,
и, естественно, взгляд художника и
разнообразие графических приемов сразу
“включают” эмоциональное восприятие:
рисованный портрет живет, тогда как
протокольно-фотографический — лишь
существует... Понятно, что изображения большинства представителей первого поколения этой школы выполнены на основе фотографий, но и здесь много удач, видно, с каким теплым чувством автор старался воскресить на бумаге черты С. П. Шубина, И. К. Кикоина, С. С. Штейнберга и других. Большинство же собранных здесь графических листов рисовались с натуры, и помимо внешнего сходства в них, что гораздо важнее, В. Щербинин достигает сходства психологического. Часто ему удается немногими лаконичными и точными приемами зафиксировать не только характер человека, но и какое-то мимолетное душевное движение, потаенную (или, напротив, открытую) улыбку, а у кого-то — момент самоуглубленного размышления, напряженного внимания к собеседнику... Особенно удачными и выразительными получились портреты А.Н. Орлова, А.В. Добромыслова, Б.Н. Гощицкого, А.П. Комара, В.В. Власова, В.Д. Пархоменко, И.Ш. Трахтенберга. В других листах — также множество авторских удач, причем характерным достоинством выступает умение передать взгляд, конкретное, всегда индивидуальное, выражение глаз. От личного отношения художника к модели, от установившегося между ними контакта зависит выбор графической манеры, характер самого портрета — вполне официальный, в манере наброска, этюда, либо тщательно проработанный, психологически неоднозначный. Вообще, идеал художника-портретиста, “расклад” его знания, зрения и умения передают, мне кажется, слова Ф. Дюрренматта: “Он слишком хорошо разбирается в искусстве, чтобы не недооценивать жизнь, и слишком хорошо в жизни, чтобы не переоценивать искусство”. Вот и В. Щербинин, как представляется, умеет понять и полюбить “жизнь”, то есть живого человека, портретируемого, и в то же время трезво оценить и рационально использовать свои собственные художественные возможности. Потому и многие работы, вошедшие в этот альбом, воспринимаются, уже вне контекста, самостоятельными графическими произведениями. Но, кстати, о контексте: альбом составлен по четкой схеме, портреты расположены в соответствии с рейтингом научных заслуг, званий и должностей, каждому рисунку предпослана краткая справка, отражающая вехи биографии и профессиональные достижения (большая работа в архивах проделана В. В. Николаевым). Все это в совокупности делает книгу в лучшем смысле этого слова представительским изданием, раскрывающим историю и потенциал Института физики металлов именно в неформальной, эмоциональной форме: лицо института через лица тех, кто его создал и принес ему славу и научные приоритеты. Думается, это достойный и оригинальный вклад в историографию УрО РАН.
|
Адрес
Новости
История
Структура
События Результаты
Разработки
Конкурсы
Мероприятия
Газета |
04.12.02