Стимулы на завтра

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


Екатеринбург интеллектуальный, и не только он один, все еще под впечатлением праздника, посвященного 70-летию академической науки на Урале, а впереди у уральских ученых — новые задачи. История продолжается, предлагая очередные вопросы и ожидая ответов на них.  Перед декабрьской сессией Общего собрания РАН наш корреспондент встретился с Председателем УрО РАН академиком Валерием Черешневым и взял у него интервью на актуальные темы академических перемен.


 

Академик В.А.Черешнев. Фото С.Новикова.— Уважаемый Валерий Александрович, в своем юбилейном докладе-очерке особый акцент вы сделали на возвращение в науку молодежи. Похоже, УрО РАН в этом смысле в передовиках, чему способствует целенаправленная политика руководства. Помимо “центральных”, на Урале все больше становится своих, “отделенческих” и региональных конкурсов для молодых ученых, для них даже строится жилье — сегодня явление редчайшее...   
— Действительно, недавно в Екатеринбурге сдан 123-квартирный жилой дом, в котором двадцать процентов квартир достанется молодежи. Как вы знаете, мною подписано соглашение с главой республики Коми о продолжении строительства “академического” дома в Сыктывкаре. Таких прецедентов в России сегодня немного. А вообще курс на сохранение и привлечение молодых людей в науку мы держим последовательно. Наши усилия накладываются на настроение в обществе,  после долгого перерыва меняющегося в пользу науки. По некоторым показателям провинция тут даже опережает столицу.  Посмотрите данные о конкурсе в аспирантуру. В среднем по Уралу он составляет сегодня 3–4 человека на место, тогда как в Москве 1–2 — почти вполовину меньше. Многие уральские институты уже просят специальные ставки “под молодежь”, причем удовлетворить все просьбы пока нет возможности. Нынче, например, в нашем Институте экологии и генетики микроорганизмов, молодом по определению, где пока почти нет пенсионеров, из десяти успешных выпускников аспирантуры мы смогли оставить лишь двоих. Зато есть отличный выбор — из лучших оставляем самых лучших. Постоянно ищем новые формы вовлечения молодых ученых во “взрослый” научный оборот, даем им шанс проявить себя. Необычной в этом смысле станет предстоящая декабрьская сессия Общего собрания УрО, где будут рассматриваться актуальные вопросы научных исследований по всем важнейшим направлениям. Впервые докладчиками по каждому из семи направлений  решено сделать не только “мэтров” — академиков, членов-корреспондентов и профессоров — но и успешно начинающих сотрудников. Они получат возможность выступить перед по-настоящему авторитетной аудиторией, поучаствовать в дискуссии самого высокого академического ранга.

— Но есть еще проблема “старшей” молодежи — докторов наук, молодых членов-корреспондентов и академиков. “Молодежный набор” в РАН, когда ряд вакансий закрепляется за претендентами определенного возраста — на ваш взгляд, хорошо это или плохо? И как вы относитесь к идее “облегченного” варианта защиты докторских диссертации по докладам, без полного оформления итоговой работы? 

— В целом я поддерживаю “молодежные” выборы в члены-корреспонденты. С одной стороны, можно согласиться с теми, кто считает их определенным ущемлением прав претендентов. В самом деле, молодых избирали и раньше. Александр Николаевич Скринский стал академиком в 34 года, Евгений Павлович Велихов в 35, есть другие примеры. Однако опыт показывает: на общих выборах “молодые” проходят скорее в порядке исключения, пробиться им сложно, тогда как талантливых людей достаточно. Значит, ряд вакансий надо за ними закреплять, особенно теперь, когда средний возраст академиков приближается к 70 годам.  

У нас на Урале около 100 докторов наук моложе 50 лет, и каждый наш объединенный ученый совет может смело выдвинуть из них 4–5 кандидатов, достойных звания членкора. Другой вопрос — изберут или нет. К счастью, качество академического отбора сомнений не вызывает, и если научное сообщество сочтет претендента не готовым, вакансия останется свободной, как было уже не раз.

Между прочим два нынешних вице-президента РАН, Александр Дмитриевич Некипелов и Валерий Васильевич Козлов, были избраны в члены Академии в 1997 г. на “молодежные” вакансии, что само по себе доказывает состоятельность такого подхода.

Что касается защиты докторских по докладам — тут вопрос спорный. Конечно, написание итоговой работы в нынешних условиях — процесс трудоемкий, отнимающий много энергии, времени да и средств. Сократить его, сделать экономичней, может быть, переложить часть расходов с личного бюджета на институтский — в этом много разумного.  Но если у соискателя, особенно молодого, полного сил,  действительно есть что писать — почему бы не поработать и не сделать это, оставив коллегам по-настоящему серьезный труд, отринув лишние сомнения в собственном статусе, утвердить свой “знак качества”? Возможно, стоит принять “облегченную” систему защит как временную, учитывая сегодняшнюю нехватку докторов, а потом вернуться к проверенной.

— Другая актуальная тема — курс на “академический федерализм”, как назвал академик Г.А. Месяц предстоящее перераспределение полномочий между центром РАН и отделениями. Каким вы видите новое положение об отделении Академии, и что в связи с его принятием может измениться “на местах”?

—  Региональных отделений перемены коснутся постольку поскольку. Мы уже давно имеем свое юридическое лицо, отдельную строку финансирования и так далее. Речь идет о придании большей самостоятельности отделениям тематическим, о том, чтобы “подтянуть” их до уровня региональных. Каждому из девяти тематических отделений будут даны полномочия определить первоочередные темы исследований, выделены дополнительные к бюджетным средства на реализацию приоритетных общеакадемических программ. Конечно же, это коснется и Уральского отделения — в том смысле, что мы также получаем больший простор для поддержки самых важных, прорывных научных работ, часть из которых будут обеспечиваться по общеакадемическим программам, а часть — по нашим “внутренним”. На эти цели Уралу уже выделены дополнительные деньги.    

 — В институтах много говорят о новых принципах планирования научно-исследовательской работы, некоторые их опасаются...

—  Более строгий подход к составлению и выполнению научных планов — веление времени. Нередко планы НИР составляются формально, повторяют сами себя, с чем нужно бороться. Но надо еще хорошо подумать, как именно. Насколько мне известно, окончательное утверждение документа о новых принципах планирования отложено на 2003 год. Пока в нем много неясного, я бы сказал — избыточного. На мой взгляд, следует определить конкретные объекты особого контроля.  Ведь повторы и подтасовки в первую очередь характерны либо для слабых научных учреждений, либо для тех, которые под видом исследований занимаются другой деятельностью. Там же, где развиваются серьезные научные школы, сложились высокопрофессиональные коллективы, постоянно получаются хорошие результаты, ничего подобного не происходит. Вряд ли стоит  подвергать дополнительным ревизиям, чуть ли не аккредитации (а один из вариантов новых принципов именно это и предлагает) такие мощные институты, как наш Институт физики металлов или Институт математики и механики. Проверять надо избирательно, а настоящим ученым разумней всего не мешать спокойно делать свое дело.

— Последний насущный вопрос, довольно широко обсуждаемый, касается решения Правительства повысить с 1 января выплаты за звание академика РАН до 20 тысяч рублей. Безусловно, академики того достойны, но остальная-то часть научного сообщества вынуждена ждать более скромного роста доходов до 1 октября...

— Откровенно говоря, многие академики сами удивлены таким развитием событий. Надо подчеркнуть: сделано это в рамках общего пакета обязательств государства о повышении зарплаты всем научным сотрудникам за степени, звания и так далее. И то, что обязательства начали выполняться прежде всего перед членами Академии, да еще с таким отрывом — и по времени, и по сумме, не очень правильно. Буквально в эти дни в Государственной Думе решается вопрос об одновременном повышении выплат всем ученым. Для вузов такое решение уже принято, и руководство РАН делает все, чтобы это коснулось и ее. А в целом небывалый рост “академической” зарплаты — признак растущего уважения государства к фундаменту своего интеллектуального потенциала. И еще — реальный стимул для молодых стремиться к академическим вершинам, которого не было последние десять лет.


Вел беседу Андрей ПОНИЗОВКИН
Фото С. НОВИКОВА


 


Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

30.12.02

 

 Рейтинг ресурсов