В его окне всегда был свет

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


Виталий Леонидович Гасилов.13 ноября ушел из жизни Виталий Леонидович Гасилов, доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии Российской Федерации, заслуженный деятель науки РФ, заведующий отделом дифференциальных уравнений Института математики и механики УрО РАН. Ушел из жизни, но навсегда остался в памяти тех, кто его знал.
О том, каким студентом был Виталий Гасилов (в 1963 г. он окончил с отличием математико-механический факультет УрГУ), вспоминает академик Николай Николаевич Красовский: “Он отличался выдающимися способностями к математике и механике, умением их использовать и исключительной добросовестностью. При этом никогда намеренно не демонстрировал свои знания и возможности, а обнаруживал их лишь тогда, когда это требовалось. Если можно так выразиться, он любил не себя в науке, а науку в себе. Это суждение не только мое, но и его учителя, выдающегося математика Евгения Алексеевича Барбашина”.
Сразу по окончании университета Виталий Гасилов поступил на работу в Институт математики и механики, в отдел математического анализа. Вся его трудовая жизнь связана с институтом. В последние годы он руководил отделом дифференциальных уравнений, созданным в 1972 г. Юрием Сергеевичем Осиповым для разработки алгоритмов управления сложными техническими объектами. В ходе прикладных работ на основе десятков дифференциальных уравнений строилась математическая модель движущегося объекта, и на ней отрабатывались характеристики системы. Моделирование позволяло, в частности, уменьшить число натурных испытаний. Математики тесно сотрудничали с оборонными предприятиями, прежде всего с КБ “Новатор” при заводе им. М.И. Калинина и НПО автоматики. Умение использовать теоретические результаты для решения прикладных задач было сильной стороной В.Л. Гасилова. Он создавал алгоритмы высокоточного наведения и навигации движущихся объектов. По мнению его ближайшего друга и коллеги В.Б. Костоусова, Виталий Леонидович внес в решение этих задач революционный вклад. Компетентные специалисты считают, что разработки В.Л. Гасилова и его сотрудников позволили определять положение летательного аппарата на порядок точнее, чем раньше. Виталий Леонидович достиг такого результата с помощью простой и красивой формулы, и когда он представил ее коллегам, то все были поражены, как это им самим не пришло в голову. 

Он вообще умел решать сложные инженерные проблемы внешне простыми, но, по сути, очень сильными средствами. Он олицетворял известное правило: чем больше человек знает, тем меньшим он может обойтись при решении проблемы. При выполнении  прикладных задач огромное значение имеет экономия машинного времени. В.Л. Гасилов был способен разработать такой алгоритм, что задача, решение которой ранее требовало более часа вычислений, решалась за несколько секунд.

По образному выражению Н.Н. Красовского, алгоритмы Виталия Леонидовича соответствуют действиям игрока в “блиц”. В “медленных” шахматах соперникам дается несколько часов на обдумывание ходов, что позволяет им порой найти красивое и глубоко обоснованное решение. В “быстрых” же шахматах в минимальный срок нужно достичь пусть не оптимального, но эффективного и надежного результата. Первоклассный шахматист способен играть и быстро, и медленно. Именно таким специалистом в своей области был В.Л. Гасилов, хотя ему и его коллегам чаще приходилось конструировать “быстрые” решения.

Виталий Леонидович никогда не пренебрегал “нетворческой”, на взгляд некоторых, работой, техническими расчетами, программированием. По словам зам. директора ИММ В.М. Решетова, В.И. Максимова и других коллег, Виталий Леонидович сочетал в себе черты теоретика и практика, отличался редкой способностью охватить проблему в целом: от формулировки до разработки алгоритма, до инженерного результата. Если задача не решалась известными методами, то он придумывал свой собственный способ и достигал успеха. При этом В.Л. Гасилов всегда говорил, что эти успехи - заслуга не столько его, сколько всего коллектива отдела и результат разумной политики руководства института.
А вот формальные рубежи его не интересовали. Докторскую диссертацию, которая была высоко оценена специалистами, он защитил значительно позже, чем мог бы. И сделал это буквально под давлением коллег и лично академика Ю.С. Осипова. Для Виталия Леонидовича главным было не звание, а труд и его результат.

Он был человеком шестидесятых годов, оптимистом и энтузиастом, и его по-настоящему вдохновляло, что та отрасль математики и механики, которой он занимался, была востребована обществом, что своими исследованиями он выполняет гражданский долг. Ценности, которые были дороги ему в молодости, остались таковыми и в последние годы. Н.Н. Красовский особо отмечает, что Виталий Леонидович не был “перевертышем”, не принадлежал к числу тех, кто в свое время кричал “ура”, а потом тотально поносил прошлое. Он любил свою страну, уважал ее историю, хотя и сознавал многие ее негативные моменты. 

В 90-е годы, когда оборонная тематика в силу объективных обстоятельств отошла на второй план, Виталий Леонидович сумел переориентироваться на решение иных задач. Еще в молодости он всерьез интересовался биологией, медициной и экологией, изучал проблему машинного зрения. В последние годы совместно с В.С. Кублановым (ООО “Экологическая и медицинская аппаратура”) В.Л. Гасилов разрабатывал математические программы диагностики и лечения различных заболеваний. Практически те же датчики, которые использовались для того, чтобы обнаружить цель, теперь определяли патогенные зоны по излучениям головного мозга. Некоторые разработки Виталия Леонидовича и его коллег уже внедрены в Свердловском онкологическом центре.

По злой воле судьбы Виталий Леонидович сам погиб от тяжелого недуга, от которого старался спасти других. Его уход - для института огромная утрата. 

Директор ИММ В.И. Бердышев называет В.Л. Гасилова “коренным”  сотрудником: “Виталий Леонидович был человеком, на которого можно было положиться во всем. Академик А.Ф. Сидоров и ректор УрГУ член-корреспондент В.Е  Третьяков в свое время создали при ИММ кафедру высокопроизводительных компьютерных технологий, где сотрудники института обучали студентов работе на суперкомпьютере. После смерти Анатолия Федоровича Сидорова руководство кафедрой взял на себя В.Л. Гасилов, хорошо знавший передовые информационные технологии. Помимо прочего, он вел семинар по параллельным технологиям, постоянно следил за новыми идеями в этой области, курировал названное направление в институте. Как только он заболел, мы сразу почувствовали, что начали “терять темп” в этом деле. Он умел организовать людей, создал исключительно работоспособный коллектив и сам был  в высшей степени дисциплинированным и исполнительным сотрудником, я бы даже сказал, трудоголиком, если бы это слово не имело негативного оттенка”. 

Николай Николаевич Красовский также вспоминает: как бы рано он сам ни приходил на работу и как бы поздно ни уходил, в окне Виталия Леонидовича всегда горел свет.
В.Л. Гасилов посвящал работе львиную долю своего времени, но это не значило, что у него не было других интересов. Он был страстным путешественником, проехал на велосипеде от Екатеринбурга до Черного моря и до Памира, проплыл на ялике по Волге от Перми до Астрахани, побывал в научных командировках в США, Франции и Италии. Бессменный руководитель клюквенных походов, очень выносливый и сильный физически, он пользовался огромным уважением своих друзей, в частности тех, кто даже не подозревал, что он доктор наук и профессор. Непререкаемым авторитетом он был и для своей семьи: жены Ирины Александровны и дочерей Анны и Ольги.

Он умел быть твердым и принципиальным, особенно если был уверен в своей правоте. Мужественно отстаивал свою точку зрения, не заботясь о возможных негативных последствиях. Предъявляя к себе самые высокие профессиональные и моральные требования, к окружающим относился уважительно и доброжелательно. Открыто симпатизировал тем, кого ценил, но был бескомпромиссен с теми, кто не соответствовал его представлениям о профессионализме или порядочности. И вот что удивительно: среди тех, кто провожал его в последний путь, были люди, которым он в свое время “посоветовал” уйти из института. Найдя свое истинное призвание, они сохранили уважение к Виталию Леонидовичу и поняли его правоту.

Подчиненные Виталия Леонидовича уважали, но не боялись. Один из молодых сотрудников его отдела Игорь Кандоба говорит: “Начальникам, как правило, опасаются прямо высказывать свою точку зрения. А Гасилову можно было говорить неудобные вещи без боязни последствий. Он признавал право другого на иное мировоззрение, иной взгляд”.
Как ни горька утрата, жизнь идет своим чередом. Дела Виталия Леонидовича Гасилова продолжают коллеги и ученики. В окне его кабинета по вечерам по-прежнему долго не гаснет свет.


Подготовила
Е. ПОНИЗОВКИНА

На основе бесед с Николаем Николаевичем Красовским, Виталием Ивановичем Бердышевым, Виталием Михайловичем Решетовым, Вячеславом Ивановичем Максимовым, Игорем Николаевичем Кандобой, Виктором Борисовичем Костоусовым, Александром Петровичем Кукушкиным.


 


Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

04.01.03

 

 Рейтинг ресурсов