Интеграция Урала и Сибири

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


Монография.Даже бегло обозревая российскую историографию последних десятилетий, можно убедиться, что до сих пор в работах историков, правоведов и политологов крайне слабо представлено пространство межрегиональных социальных взаимодействий, формирующееся в сложном переплетении программных подходов центральной власти и региональных инициатив. Во многом это было связано с самой организацией исследований, которая диктовала жесткую привязку исследуемой региональной проблематики к месту “прописки” ученого. Целые пласты исторической реальности — русская колонизация Урала и Сибири в XVI–XVII вв., деятельность Уральского горного управления на Урале и Алтае, прокладка Транссиба, эпопея Урало-Кузбасса, освоение нефтегазовых ресурсов Северо-Западной Сибири — как предмет исследования были искусственно разнесены по региональным “квартирам”. 
Вопросы межрегиональной интеграции Урала и Сибири стали основной проблематикой совместных исследований историков еще за несколько лет до того, как впервые созрела идея организации комплексных интеграционных проектов, объединяющих усилия ученых различных Отделений РАН. В 1998–2001 гг. под руководством директора ИИиА УрО РАН академика В.В. Алексеева по гранту РГНФ силами историков Уральского, Сибирского и Дальневосточного отделений РАН был реализован комплексный проект “Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике (XVI–XX вв.)”, в рамках которого были сформулированы первые подходы к исследованию истории восточных регионов России как единого, непрерывного и многомерного процесса интеграционного сближения. 

Начало реализации программы интеграции научных исследований Уральского и Сибирского отделений РАН в 2001 г. позволило историкам в содружестве с экономистами, правоведами и политологами интенсифицировать исследования по трем основным направлениям: межрегиональная экономическая интеграция восточных регионов России; воздействие на их интеграционную динамику историко-культурных и политико-административных факторов; оптимизация государственного управления регионами и развитие федеративных отношений в рыночных условиях. В течение 2001–2002 гг. учеными Института истории и археологии УрО РАН и Института философии и права УрО РАН в сотрудничестве с Институтом истории СО РАН был реализован научно-исследовательский проект “Восточные регионы России: историко-культурные и политико-административные факторы развития” (руководитель — академик РАН В.В. Алексеев). Перед творческим коллективом стояла задача проведения комплекса исследований межрегиональной экономической интеграции Урала и Сибири, а также оценки влияния различных факторов на процессы их хозяйственного и социокультурного взаимодействия. Методологической основой исследований являлся комплексный (социально-институциональный) подход к изучению опыта российских модернизаций, их региональных вариаций и воздействия на процессы межрегиональной экономической интеграции. Реальная интеграция исследовательских усилий в сочетании с новыми проблемными подходами позволила за короткий срок добиться заметных результатов.             

Совместными усилиями историков Урала и Сибири, а также коллектива Института экономики и организации промышленного производства (ИЭиОПП) СО РАН была успешно завершена работа над коллективной монографией “Проблемные регионы ресурсного типа: Экономическая интеграция Европейского Северо-Востока, Урала и Сибири” (Новосибирск: ИЭи ОПП СО РАН, 2002; 44,5 п.л.) под редакцией академиков РАН В.В. Кулешова, В.В. Алексеева и проф. М.К. Бандмана. Авторский коллектив разработал и выдвинул ряд инновационных организационно-экономических и институциональных подходов к современному региональному программированию развития регионов востока страны (прежде всего, ее внутриконтинентального индустриального “ядра”), направленных на возобновление, стимулирование и поддержку процессов межрегиональной экономической интеграции.

Актуальность этой проблемы обусловлена сложными последствиями экономических и политических реформ последнего десятилетия, приведших к децентрализации политического пространства страны и, как следствие, к значительному уменьшению степени интегрированности российской экономики. Разрыв хозяйственных связей между предприятиями и регионами явился одной из главных причин глубокого экономического спада, снижения производственно-технологического потенциала страны: стабильное функционирование и развитие сложившихся на Урале и в Сибири крупных ТПК всегда базировалось на выполнении крупных государственных заказов и зависело от притока столь же масштабных инвестиционных ресурсов. 

Современный этап реформ, связанный с комплексной экономической и институциональной модернизацией страны, характеризуется острым дефицитом государственных бюджетных средств и существенным изменением экономических и социально-институциональных механизмов регионального развития. Это вынуждает регионы Урала и Сибири ускоренными темпами осваивать новую парадигму существования в условиях рынка — парадигму “саморазвития”. Поэтому проблема развития межрегиональной экономической и транспортно-инфраструктурной интеграции, взаимодополняемости экономик сопредельных регионов, рационализации пространственных связей внутри восточной макрозоны России в новых, рыночных схемах производственно-технологической кооперации предприятий и регионов становится решающим условием их дальнейшего экономического роста.               

В основу исследования положено рассмотрение взаимосвязанных стратегически важных территориальных направлений межрегиональной интеграции, исторически замыкающихся на промышленном “ядре” Среднего Урала как важнейшем организующем “полюсе роста” всей восточной макрозоны России — связей хозяйственного комплекса Свердловской области с перспективными ресурсными регионами тяготеющего к Уралу Европейского Северо-Востока (Республика Коми, Архангельская область) и Западной Сибири (Тюменская область, прежде всего с топливно-энергетическими базами Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов).

Дополнительный проблемный ракурс исследованию придает рассмотрение проблем межрегиональной экономической интеграции в двух пространственно-географических перспективах: в традиционном “широтном” направлении, которое до сих пор доминировало как основное направление сдвига производительных сил страны на восток, и в перспективном “меридиональном”, связанном с интенсификацией экономических связей между южной и северной широтными зонами Урало-Сибирского региона. В проектировании направлений и схем межрегиональной интеграции основное внимание уделяется ретроспективе развития магистрального (прежде всего, железнодорожного) транспорта как системообразующей основе межрегиональных экономических взаимодействий. Эффективность транспортного обеспечения межрегиональной интеграции рассматривалась в тесной увязке с разработкой оптимальных схем ресурсно-экономического обмена между регионами и с необходимостью достижения на этой основе максимально полного интегрального экономического эффекта.

Значительная часть работы нацелена на геостратегическое и технико-экономическое обоснование реализации межрегионального транспортно-экономического проекта “Северный ход” (“Баренцкомур”) (прокладка железной дороги Урал — Коми — Баренцево море), в основу которого положена идея комплексного разрешения целой группы межрегиональных экономических проблем, в том числе: (а) проблемы обеспечения сырьевой базы развития черной и цветной металлургии Урала, (б) проектирования рациональных схем использования топливно-энергетических ресурсов с учетом минимизации транспортных затрат, (в) развития транспортного транзита и перспективных экспортных выходов продукции Урала и Сибири на мировой рынок через акваторию Баренцева моря.

Главным результатом реализации проекта видится возможность объединения в мощный макрорегиональный комплекс богатейших нефтяных и газовых ресурсов Сибирского Севера, уникальных металлургических и машиностроительных производств Урала, угольных и лесных богатств Республики Коми. В проективной части исследования в максимальной степени учитывались критерии социально-территориальной справедливости — выдвижение на первый план тех направлений межрегиональной интеграции, которые обеспечивают ее интегральный эффект не только в межотраслевом разрезе, но и с точки зрения соблюдения интересов и экономических выгод всех вовлеченных в нее регионов — субъектов Российской Федерации. Исследование также ориентировано на перспективу активного участия внутриконтинентальных регионов России в современных процессах экономической глобализации.

Актуальная проблема выбора оптимальных пространственных направлений интеграции обусловила необходимость обращения к историческому опыту развития и стимулирования интеграционных связей между регионами Урала и Сибири. Отличительной особенностью исследовательского подхода ученых Уральского и Сибирского отделений РАН к проблемам межрегиональной интеграции стало нечасто до сих пор практикуемое в нашей науке органичное соединение углубленного изучения исторической ретроспективы процессов интеграции Урала и Сибири с анализом ее современных проблем и проектированием ее перспективных направлений. Участие ученых-историков в разрешении этой актуальной экономической и политической проблемы позволило придать работе комплексный характер, выявить глубину и специфику влияния на процессы экономической интеграции целой гаммы факторов неэкономической природы (геополитических, административно-управленческих, культурно-политических, военно-стратегических и др.), наметить на этой основе современные подходы и решения к обеспечению благоприятного институционального и политико-правового климата для развития межрегиональной интеграции.

В основу исторического анализа межрегиональной экономической интеграции положено выделение трех “волн” модернизации (“петровской” начала XVIII в., “капиталистической” середины XIX — начала XX вв., “советской” XX в.) и соответствующих типов эволюции территориально-экономической структуры Уральского региона: для каждого крупного исторического этапа была характерна определенная модель организации пространственно-экономического взаимодействия Урала с сопредельными территориями, концентрированно выражавшая роль и функции региона в государственной экономической стратегии. 

В рамках парадигмы регионального развития советского этапа модернизации выделяются две сменявшие друг друга концептуальные модели: модель регионального “комбината” 1920-х гг. и модель “крупноинтегрированного” комплексного развития (“единый народнохозяйственный комплекс”) 1930–1980-х гг. Ретроспективный анализ позволил обосновать задачу перехода к новой модели “интегрального” регионального развития, в рамках которой восстановление стратегического управления экономикой в отраслевом и территориальном разрезе будет с неизбежностью проходить через стадию формирования на новой рыночной основе крупных межрегиональных комплексов. Конфигурация последних неизбежно будет учитывать и радикально изменившееся геополитическое положение страны, и резко возросшее влияние транспортных затрат на стоимость регионального продукта. Она также должна основываться на максимальном учете спонтанных тенденций “саморазвития” регионов — субъектов РФ.

Однако в современных условиях должна принципиально измениться система критериев и подходов к оценке эффективности межрегиональных экономических взаимодействий. Она должна в полной мере приобрести интегральный характер, учесть, по возможности, все рыночные факторы себестоимости производства и транспортировки продукции и, следовательно, базироваться на предельной минимизации всех видов издержек и оптимизации совокупного экономического эффекта. В отношении проблемных регионов ресурсного типа (прежде всего, регионов Урала и Сибири) это подразумевает: (а) освоение новых продуктивных месторождений сырья и топлива с более экономичным уровнем добычи, достигаемым ориентацией на технологическую модернизацию добывающего цикла, (б) ориентацию преимущественно на надежные близлежащие источники сырья, топлива и энергии в противовес использованию источников, расположенных на дальних расстояниях (а потому лимитированных по стоимости высокими транспортными расходами) или территориально подпадающих под действие факторов геополитического и системного риска, (в) ориентацию на комплексное использование ресурсов различных территорий, включая узлы концентрации промышленности (областные центры), региональную периферию и сопредельные регионы.

Разработка стратегии развития межрегиональных экономических связей в условиях рынка предполагает существенный пересмотр ее институциональных основ и хозяйственно-правовых механизмов. При дефиците государственных инвестиций и ослаблении роли государства в оперативном управлении экономикой задачи развития межрегиональных экономических связей будут неизбежно перемещаться в сферу организации согласованного взаимовыгодного сотрудничества между основными держателями капитала — экстерриториальными вертикально-интегрированными компаниями и финансово-промышленными группами — и администрациями федеральных округов и регионов-субъектов РФ, призванными обеспечивать соблюдение социально-территориальных интересов в процессе экономической деятельности. В монографии рассматриваются существующие и проективные формы организации такого взаимодействия, обосновываются возможные варианты их трансформации в направлении создания целостной системы управления крупными проектами регионального развития.         

Первые результаты работы ученых-гуманитариев Уральского отделения РАН в рамках интеграции с коллегами-сибиряками показали высокую результативность совместных исследований, а значит, и правильность выбора в пользу организации комплексных интеграционных проектов.


К. ЗУБКОВ,
кандидат исторических наук,
ИИиА УрО РАН


 


Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

24.01.03

 

 Рейтинг ресурсов