Возраст зрелости

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


Российская академия наук стареет. Этот тревожный факт постоянно отмечают руководители РАН. Актуальна названная проблема и для Уральского отделения. Озабоченность вопросами омоложения кадров в очередной раз прозвучала на недавнем Общем собрании УрО РАН в выступлениях Председателя Отделения академика В.А. Черешнева и главного ученого секретаря члена-корреспондента Е.П. Романова. Особенно мало в науке 30–40-летних, практически нет молодых докторов наук. Люди активного возраста ищут применение своим талантам в других сферах. И все же осмелюсь утверждать, что и в наше время в стенах Академии можно быть успешным человеком, и постараюсь подкрепить это утверждение фактами.


Андрей Андреевич Ремпель.Сотрудник лаборатории тугоплавких соединений Института химии твердого тела Андрей Андреевич Ремпель первую монографию опубликовал в 29 лет, доктором физико-математических наук стал в 39. Сегодня, накануне своего сорокапятилетия, он руководитель грантов РФФИ, международных и зарубежных проектов, хозяйственных договоров, автор множества научных работ, известных в стране и за рубежом. Только в последние годы у него вышло несколько книг, в частности «Нанокристаллические материалы» (2000), «Нестехиометрия, беспорядок и порядок в твердом теле» (2001). В 2001 же году знаменитое издательство «Springer» выпустило на английском языке 600-страничный фундаментальный труд «Disorder and Order in Strongly Nonstoichiometric Compounds» (в соавторстве).

Сам Андрей Андреевич о себе и своих научных достижениях рассказывать не любит. Зато охотно согласился сделать это зав. лабораторией тугоплавких соединений ИХТТ профессор А.И. Гусев — ведь двадцать пять лет работы Андрея Ремпеля в науке прошли на его глазах.    

— Научные интересы моего коллеги разнообразны. Он ведет исследования по квазикристаллам, упорядочению сильно нестехиометрических соединений и интерметаллидов, по нанокристаллическому состоянию твердого тела, радиационной стойкости материалов, по полупроводниковым сульфидным пленкам. Все эти работы объединяет общая тема — изучение дефектов в твердом теле, их влияния на электронную и кристаллическую структуру и свойства. Конечно, основная сфера интересов моего коллеги — фундаментальная наука, но он очень ясно видит ее приложения. Им, в частности, выполнен очень крупный проект по применению карбидов, поддержанный Федеральным министерством исследований и технологий ФРГ. Занимаясь изучением магнитных свойств слабых пара- и диамагнитных соединений, Ремпель предложил новый метод аттестации оксидов, внедренный на Соликамском магниевом заводе. Изучая превращения беспорядок-порядок, он создал новый метод получения наноструктурированных дисперсных и компактных материалов, а в настоящее время заканчивает очередную хоздоговорную работу по применению нанокристаллических карбидов в твердых сплавах.      

— А как началась научная карьера Андрея Андреевича?

— В Институт химии он пришел в 1979 г. студентом-старшекурсником физико-технического факультета УПИ. В то время в институте было почти полторы сотни молодых сотрудников, и среди них можно было легко затеряться. Но очень спокойный и выдержанный, несуетливый и негромко разговаривающий Андрей Ремпель невольно привлекал внимание. Его отличали доброжелательная манера поведения и неподдельное внимание к собеседнику, глубокое и самостоятельное мышление, гигантская работоспособность и самое главное — искренний, подлинный интерес к науке, к процессу познания.

Сложилось так, что его привлекли к вяло текущим исследованиям упорядочения в карбидах. Идей в работе не было, а без идей не бывает результатов. Более того, многие считали упорядочение нестехиометрических соединений явлением случайным, не стоящим внимания. Именно Андрей Ремпель внес в работу множество новых идей и представлений, смог объяснить непонятные экспериментальные факты и предложить новые интересные эксперименты, разработать теоретические модели наблюдаемого явления и методы его теоретического описания. Он быстро и на принципиально новом для института научном уровне подготовил и в 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную атомно-вакансионному упорядочению карбида ниобия. В 1987 и 1988 годах в Свердловске и Москве выходят его книги: «Термодинамика структурных вакансий» и «Структурные фазовые переходы в нестехиометрических соединениях». Вторая из них давно уже стала классической. Это не удивительно, так как впервые для широкой научной аудитории в ней были сформулированы новые представления о нестехиометрии и упорядочении в твердом теле, о взаимосвязи ближнего и дальнего порядка в нестехиометрических соединениях и сплавах, впервые количественно сопоставлены эффекты нестехиометрии и упорядочения, предложены новые научные понятия, относящиеся к симметрийному анализу сверхструктур. Наряду с традиционными физическими методами (нейтроно- и рентгенография, микроскопия, калориметрия, магнитная восприимчивость, электрокинетические и сверхпроводящие свойства) Ремпель впервые в мире применяет для изучения дефектов в нестехиометрических карбидах электронно-позитронную аннигиляцию. Одновременно с экспериментальными исследованиями он занимается разработкой теоретических методов анализа упорядочения и создает принципиально новый метод теории атомного упорядочения — метод функционала параметров порядка. Использование этого метода позволяет не только качественно, но и количественно — вплоть до фазовой диаграммы, — определять все характеристики превращений беспорядок-порядок в системах с атомным замещением. Благодаря этому методу удалось рассчитать и построить равновесные фазовые диаграммы многих систем «переходный металл — углерод (азот, кислород)», в которых образуются нестехиометрические соединения. В 1992 г., когда в академических институтах едва теплилась жизнь и сотрудники массово покидали их, Андрей Ремпель публикует новую книгу: «Эффекты упорядочения в нестехиометрических соединениях внедрения». В это же время он начинает первые в институте работы по получению и исследованию нанокристаллических материалов.    

— В 90-е годы многие академические ученые покидали не только свои институты, но и страну. Наверное, была такая возможность и у Андрея Андреевича?

— Безусловно. Уже первые его статьи, опубликованные в отечественных и зарубежных журналах в 1984–1987 годах, получили международное признание, после чего ему незамедлительно поступили приглашения поработать за границами России, в западных университетах и научных центрах. Первый выезд за рубеж состоялся в 1989 году, далее последовали более двадцати зарубежных стажировок, поездок по приглашениям научных фондов, исследовательских работ по контрактам продолжительностью от трех месяцев до нескольких лет. Германия, Австрия, Чехия, Дания, Франция, Бельгия, США, Япония, Португалия — в какую бы страну ни приехал Ремпель, везде он был нарасхват, его ожидал расписанный по дням и часам график выступлений в ведущих университетах и научно-исследовательских институтах. Перед ним открыты двери Гарварда и Массачусетского технологического института, Института Л. Бриллюена, Института Лауэ-Ланжевена, Института металлофизики общества М. Планка, Штутгартского, Мюнхенского, Эрлангенского университетов, Центра ядерных исследований в Моле, университетов Токио, Киото, Сендая. Работая в Институте теоретической и прикладной физики Штутгартского университета (первым директором этого института был Эрвин Шредингер, один из создателей квантовой механики), Андрей Ремпель выполнил серию экспериментальных работ по изучению дефектов в карбиде кремния и некоторых других соединениях и сплавах методами электронно-позитронной аннигиляции. Опубликованная в 1995 году в журнале «Apllied Physics» статья по дефектам в карбиде кремния уже вскоре после выхода была процитирована более десятка раз и цитируется до сих пор. Статья по решеточным вакансиям в подрешетках SiC, опубликованная в октябре 2002 году в «Physical Review Letters», стала предметом оживленной дискуссии на страницах этого самого престижного физического журнала. Редкая работа удостаивается такого внимания. Еще реже это бывает со статьями наших соотечественников.

— Почему же тогда Андрей Андреевич не уехал за рубеж, ведь помимо кардинального повышения уровня жизни там ему были бы предоставлены несравнимо более благоприятные условия для научной работы? Да и проблем с языком у него наверняка нет...    

— Мой коллега действительно свободно владеет английским и немецким языками, которые освоил самостоятельно, без обучения в спецшколе и на курсах. А не уехал из России Андрей Ремпель потому, что он патриот своей Родины. Пусть сегодня это звучит немодно, зато правда. Он между прочим даже ездит на «Жигулях», чтобы поддержать отечественного производителя. А главное, ему далеко не все равно, что будет с этой страной, и особенно с ее молодым поколением.

В 1986 году Андрей Ремпель, член областного Совета молодых ученых и председатель СМУ Института химии, предложил и совместно с Уральским госуниверситетом организовал первую школу молодых ученых по химии твердого тела. Школа получила сначала городское, затем региональное и всесоюзное, а ныне всероссийское признание. За прошедшие годы проведено десять школ, последняя состоялась в феврале 2003 года, и в каждой из них Ремпель участвовал как организатор или лектор. Лекции Андрея Андреевича всегда посвящены самым передовым, самым интересным на текущий момент научным темам. Это неудивительно, поскольку он — один из тех ученых, которые определяют направление развития науки. Большие знания и широта кругозора, ясность мышления и глубокое физическое понимание природы явлений позволяют ему об очень сложных вещах рассказывать просто и понятно. Лекции и беседы Ремпеля — уроки педагогического мастерства и одновременно новая физическая и химическая наука на современном и весьма сложном уровне. Очень повезло тем студентам и аспирантам, которые имеют возможность посещать его лекции в УГТУ-УПИ, непосредственно общаться с ним. Он очень терпелив и выдержан, всегда вежлив и корректен. У такого профессора можно многому научиться.            

Повезло и нам, его коллегам. Думаю, каждый, кто работал или работает с ним у нас в стране или же за границей, согласится с тем, что Андрей Ремпель — прекрасный товарищ, на которого можно положиться всегда и в любой ситуации. Он абсолютно надежен, и любая задача, за которую он берется, — научная, организационная, бытовая — выполняется наилучшим образом и с полной гарантией. Желаю Андрею Андреевичу счастья и здоровья, успехов во всем. 


Подготовила Е. ПОНИЗОВКИНА


 



Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

20.05.03

 Рейтинг ресурсов