Идеи В.И. Вернадского сегодня:
диалог науки и философии

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


На кафедре философии Института философии и права УрО РАН складывается добрая традиция обсуждения общих для философии и науки проблем. В прошлом году одно из заседаний кафедры было посвящено «русскому космизму»: доклад доктора философских наук Н.В. Бряник обсуждали как ученые из различных институтов УрО РАН, так и философы. А 27 марта сего года состоялось заседание, на котором в центре внимания оказались идеи Владимира Ивановича Вернадского — одного из величайших деятелей науки ХХ века, оригинального мыслителя, 140-летие со дня рождения которого недавно отметила научная общественность России.


Владимир Иванович Вернадский.Состоявшаяся дискуссия вокруг идей В.И.Вернадского в очередной раз показала необходимость взаимодействия гуманитариев и естественников  в обсуждении самых широких мировоззренческих проблем. Именно поэтому на встрече, организованной заведующим Кафедрой философии Ю.И. Мирошниковым и вице-президентом Лиги защиты культуры (Фонд Рерихов в Уральском регионе) О.А. Уроженко, присутствовали представители самых различных областей науки.
Доклад, посвященный творчеству Вернадского, прочел заведующий лабораторией экологии и биопродуктивности Ботанического сада УрО РАН доктор сельскохозяйственных наук В.И. Усольцев. Докладчик не только показал огромный вклад Вернадского в науку и философию, состоящий в разработке новых научных направлений (например, геохимии, биогеохимии) и концепций о биосфере и ноосфере Земли, но также определил место его идей в русском космизме ХIХ – ХХ веков, указав на заслуги Н.Ф. Федорова и В.В. Докучаева, предшествовавших Вернадскому в разработке идей космизма, а также  Н.В. Тимофеева-Ресовского и Н.Г. Моисеева, следующих за ним в осмыслении  глобальных проблем современности. В.И. Усольцев подчеркнул, что как раз в силу присущего ей глобального уровня осмысления, концепция В.И. Вернадского  и положила начало изучению процессов планетарного характера. (Основные положения доклада опубликованы в №№ 29–30 «Науки Урала» за 2002 г.).

Обсуждение идей Вернадского трансформировалось в обмен мнениями по поводу ряда острейших проблем современности и возможностей их конструктивного разрешения на основании концепций выдающегося ученого и мыслителя. Оказавшись в позитивистском тупике, ученые чувствуют необходимость возвращения к наследию выдающихся мыслителей, переоценки существующих ценностей. Только вот встает вопрос: найдем ли мы у В.И. Вернадского практические рекомендации, способные подсказать дальнейшее направление развития, либо значимость его концепций ограничивается благими пожеланиями?

В частности, оживленная дискуссия  развернулась вокруг вопроса о возможностях применения в современных условиях сформулированной Вернадским концептуальной модели биосферы. Внимание аудитории сосредоточилось  на положении о переходе биосферы в процессе ее эволюции в ноосферу при возрастающем влиянии преобразующей деятельности человека, по силе воздействия сопоставимой с природными факторами. Докладчик подчеркнул значимость идей Вернадского в современных условиях, когда человечество балансирует на грани экологической катастрофы, и реальную опасность представляет перспектива антропогенной потери устойчивости биосферы.               

В последовавшем обсуждении значимость концепций нашего выдающегося соотечественника убедительно доказали биологи, отстаивавшие и развивавшие основные идеи Вернадского. По мнению С.В. Комова (зав. кафедрой экологии биологического факультета УрГУ), В.И. Вернадский, не оперируя понятием «экология», сумел предсказать последствия антропогенной нагрузки на биосферу и выдвинуть в качестве позитивной альтернативы свое учение о биосфере, являющееся фундаментом обоснования устойчивого развития. С.В.Комов подчеркнул, что устойчивое развитие биосферы станет следствием перестройки нравственных установок человечества, создания новых этических концепций взаимоотношения человека с природой.

Ю.И. Новоженов (доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой зоологии биологического факультета УрГУ), отметил, что В.И. Вернадский, несомненно, прав, прогнозируя формирование ноосферы. Тем не менее, и сейчас остается актуальным вопрос о том, когда это произойдет. В современных условиях, когда эволюция человечества находится в очередной точке бифуркации, дальнейшее его развитие бесперспективно, если будет сохранен приоритет личности и общества по отношению к биосфере. Назрела необходимость в управлении эволюционными процессами, иначе крах человеческой цивилизации неминуем.

Актуальность идей В.И. Вернадского, как напомнила Н.В. Бряник, заключается также и в осознании современным человечеством того факта, что любое явление должно изучаться с позиции космических закономерностей, через глобальное понимание планетарной ситуации. Решить такую задачу, при условии плодотворного сотрудничества естественников и гуманитариев, под силу только науке, которую В.И. Вернадский называл планетарным явлением, разумом человечества, способного управлять эволюционными процессами и определять перспективы своего дальнейшего развития.

Весьма актуальна и проблема глобализации, необычайно острая на современном этапе развития цивилизации. Но здесь участники дискуссии, соглашаясь с тем, что идеи В.И. Вернадского получили новое осмысление в рамках современной экономической глобализации, были не столь единодушны, как в процессе обсуждения проблемы экологического кризиса. Вновь необычайно активно выступили биологи. С весьма интересной позиции выступил Ю.И. Новоженов, придерживающийся того взгляда, что ноосфера невозможна без глобализма, принявшего на современном этапе уродливые формы. Выступающий подчеркнул закономерность подобного развития событий. Сущность современной глобализации определяется экономической экспансией развитых стран, не принимающих во внимание интересы подавляющего большинства государств, поэтому она и  ведет к культурной и языковой энтропии.

Как полагает член-корреспондент РАН Б.И. Чувашов, тенденция к глобализации содержит значительный положительный потенциал. Он определил два пути развития современного общества: либо установление общества равномерного потребления, то есть фактически глобальный социализм, либо гибель человечества. В таком понимании действительно глобально работающая экономика по существу направлена против глобализма, на создание общества справедливого распределения и потребления.

Далее дискуссия развернулась вокруг вопроса о том, кто же Вернадский по преимуществу — ученый-натуралист, философ или мыслитель? В.И. Усольцев склонялся к мысли, что В.И. Вернадский по преимуществу мыслитель и именно в этом качестве оказал влияние на состояние умов при разработке глобальных проблем современности. Еще в начале ХХ века Вернадский указал, что «человек может иметь будущее, если возьмет на себя ответственность за развитие биосферы». Значение этого  положения, по словам выступающего,  до сих пор не до конца осознано и осмыслено, хотя это имело бы  огромное значение для будущего как  человека, так и человечества в целом.

Ю.И. Мирошников в своем выступлении утверждал, что В.И. Вернадский прежде всего, конечно, натуралист. Но он и ученый-теоретик, и философ-мыслитель. Как философ-космист он восстает против методологии редукционизма, господствовавшей в классическом естествознании и выдвигает  целостный, синтетический подход к объяснению природы, свойственный космистам древности. Он не живое определяет через мертвое, а, наоборот, мертвое считает продуктом живого, ищет разгадку существования земной жизни в Космосе и рисует новую научную картину мира. По мнению В.И. Вернадского, наука, определяемая им как мощная геологическая сила,  занимает лидирующее положение в развитии общества, оттеснив на второй план и религию, и философию. В ответ Ю.И. Новоженов высказал мнение, что Вернадский универсален. И в этом отношении он один есть Академия наук. Но он и провидец, утверждавший еще в 1922 г., что мы вступаем в атомную эру, хотя и излишне мифологизировать его личность не стоит. С.В. Комов назвал В.И. Вернадского последним великим натуралистом в плеяде его замечательных  предшественников, но также и опередившим свое время мыслителем, идеи которого останутся актуальными и в будущем. В одном, пожалуй, все выступавшие были единодушны: В.И. Вернадский — рационалист, причем рационалист классического типа. Он признает способность разума разрешать проблемы, возникающие перед человечеством, если, разумеется, человек будет использовать разум и действовать в соответствии с накопленными знаниями о нынешнем состоянии биосферы и примет на себя ответственность за ее развитие.

Еще одной проблемой, привлекшей внимание участников заседания, стало отношение В.И. Вернадского к восточной культуре. О.А. Уроженко особенностью личности В.И. Вернадского назвал его стремление синтезировать идеи и культуры Запада и Востока: он любит и знает Восток, обладает развитой интуицией в осмыслении восточной культуры, переписывается с крупнейшим отечественным буддологом ХХ в. Ф.И. Щербатским. Доктор физико-математических наук В.Ю. Ирхин, продолжая мысль о любви Вернадского к Востоку, подчеркнул, что в настоящее время, когда восточная литература в большом количестве переводится и издается на русском языке и когда мы имеем возможность получить более полное представление о восточной культуре, чем это было доступно во времена В.И. Вернадского,  становится очевидным, что его  идеи во многом созвучны идеям восточной культуры. Например — его размышления о вечном в нашем временном мире. Натурализм Вернадского едва ли можно назвать чистым материализмом, каким он представлен в европейской культуре, он ближе к восточной философии, вписывающейся в природу, а не противопоставленной ей.

Таким образом, на состоявшейся встрече была еще раз подтверждена актуальность идей выдающегося отечественного ученого и мыслителя. Тем большее удивление вызывает упомянутый С.В. Комовым факт неосведомленности до недавнего времени зарубежных ученых в вопросах наследия создателя концепции о ноосфере. В качестве примера С.В. Комов привел случай, на экологическом конгрессе 1987 г., когда в докладе кого-то из отечественных ученых была упомянута принадлежащая Вернадскому концепция устойчивого развития биосферы, и во время перерыва в заседании в кулуарах иностранные гости буквально засыпали вопросами российских участников конгресса, проявляя к этим идеям повышенный интерес.


А.И. Савенков, кандидат философских наук, доцент кафедры философии
С.В. Токмянина, старший преподаватель кафедры философии


 



Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

22.05.03

 Рейтинг ресурсов