Они такие же, как мы, только другие |
Адрес
Новости
История
Структура
События
Результаты
Разработки
Конкурсы
Мероприятия
Газета |
В
Перми прошла IV Уральская молодежная
научная школа по геофизике,
организованная Горным институтом,
Институтом геофизики УрО РАН, Пермским
государственным университетом,
Уральской государственной горно-геологической
академией, РФФИ, Уральским отделением
Евро-Азиатского геофизического общества
(ЕАГО). Сопредседателями школы были
доктора технических наук А.А. Маловичко (Горный
институт УрО РАН) и В.И. Уткин (Институт
геофизики УрО РАН). На
школе рассматривались проблемы
повышения степени извлечения информации
о залежах нефти и газа и стандартного
комплекса скважинных исследований,
методов и технических средств
геофизического мониторинга, медленного
движения в земной коре, новых методов
оценки сейсмической опасности,
интерпретации потенциальных
геофизических полей, природной и
техногенной сейсмичности Урала, и ее
мониторинга, природных катастроф и
другие важные вопросы. Об
Уральской молодежной научной школе по
геофизике наш корреспондент беседует с
ее сопредседателем, директором Института
геофизики Владимиром Ивановичем Уткиным: Школу мы решили построить не по принципу молодежной конференции, где молодые ученые рассказывают сами себе и друг другу о своих работах, а именно по принципу школы, когда известные, признанные в научном мире авторитеты делятся не только знаниями, но и умением вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. В качестве лекторов стали приглашать самых известных и авторитетных ученых. На всех школах обязательно присутствовали члены РАН. Все уральские члены-корреспонденты РАН от геологии выступали у нас неоднократно. В этом году приезжал академик РАН Сергей Васильевич Гольдин — директор Института геофизики СО РАН, известный в мировых научных кругах сейсмик, направление его исследований охватывает довольно широкий круг проблем — он занимается как сейсмической разведкой, так и сейсмологией. Был профессор Института нефти и газа Михаил Михайлович Элланский — крупнейший специалист по нефтяным месторождениям. Читали лекции два профессора из Объединенного института физики Земли (Москва) — Евгений Александрович Рогожин, заместитель директора института, крупный специалист по палеосейсмологии и Игорь Порфирьевич Башилов, директор КБ «Геофизприбор», один из участников проекта по контролю за ядерными взрывами, в его СКБ создается аппаратуры для всех обсерваторий академии наук. Так как мы отбираем самых лучших лекторов, предложение выступить на школе стало престижным, своего рода признанием высшей квалификации. На нас даже стали обижаться те, кто не получил приглашение. Еще одна очень важная задача школы — создать сообщество геофизиков младшего поколения. В нашем поколении такое сообщество существует. Мы все знаем друг друга. И когда «школьники» наблюдают, как мы общаемся между собой, то видят, что встретились старые знакомые, друзья, коллеги, которые поддерживают друг друга. Дело в том, что когда был Советский союз, мы значительно больше общались. А нынешняя молодежь лишена этого. Мы решили дать им такую возможность, чтобы они с молодости знали друг друга. И это сообщество молодых геофизиков постепенно создается. Они уже знакомы и общаются помимо нас. Когда я в нынешнем году не пустил на школу четверых, которые вовремя не написали диссертацию, они очень переживали. — Но чем выше авторитеты, тем труднее их критиковать. Как вы обеспечиваете возможность «школьникам» выступать на равных с признанными учеными? — Работа школы построена так, что каждый день делается один доклад профессора до перерыва и один — после. После доклада профессора выступают участники школы на эту же тему. Затем идет бурное обсуждение. Причем, в отличие от конференций, времени на это мы не жалеем — дебаты длятся около получаса. Профессора участвуют в обсуждении наравне с молодежью. В таких дискуссиях новички закаляются. Когда молодые ученые, прошедшие нашу школу, защищают диссертации, уже никакие, даже самые каверзные вопросы им не страшны. Уровень докладов «школьников» с каждым годом становится все выше. После нынешней школы профессор Пермского государственного университета, патриарх геофизической электроразведки Борис Константинович Матвеев сказал, что он прослушал доклады приблизительно 10 кандидатских диссертаций. Эти докладчики проходят обучение в школе второй или третий год. Обычно, подводя итоги школы, мы отбираем три-пять лучших докладчиков и награждаем их грамотами и призами. В этом году мы растерялись – лучших докладчиков около 15. Создание Уральской молодежной научной школы по геофизике я считаю одним из наших главных достижений за последние пять лет. — Кто обучается в школе? — Студенты, магистранты, аспиранты, молодые специалисты. — По какому принципу вы отбираете слушателей? — Всех. Сначала мы хотели сделать уральскую школу, только для себя. Я имею в виду Институт геофизики, Институт горного дела, Горный институт УрО РАН, Уральскую горную академию и Пермский государственный университет. Но когда прошла первая школа, нам начали поступать заявки со всех концов России. Школа из Уральской превратилась во Всероссийскую. Если на первой школе были ребята из Екатеринбурга и Перми, то на последующих — из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, с Кольского полуострова и из других регионов. — Кто финансирует деятельность школы? — Три источника финансирования: УрО РАН, РФФИ, Евроазиатское геофизическое общество. — Как формируются темы докладов? — Мы не замыкаемся на одной геофизике, а пытаемся расширить кругозор начинающих ученых. Например, член-корреспондент РАН Ким Карпович Золоев в своем выступлении на одной из предыдущих школ дал представление о рудной базе Урала. В прошлом году член-корреспондент РАН Борис Иванович Чувашов рассказал, что из себя представляет Урал с точки рения геологической истории, размещения полезных ископаемых, какие здесь богатства, каковы перспективы. Многие «школьники» говорили, что они, наконец, поняли, что такое Урал, ведь вузовского образования и аспирантуры не хватает, чтобы взглянуть на него не с позиций конкретной науки, а получить общее представление, рожденное на стыке наук. —
А в кулуарах вы тоже общаетесь на равных?
Или молодежь тусуется на дискотеке, а
старшее поколение сражается в шахматы? — В общем, все, что вы задумывали при организации школы, пока получается. Но ведь школа — это не самоцель. Всем известно, что в академии существует проблема преемственности поколений. Средний возраст многих научных коллективов выше 50 лет. Да и в коридорах вашего институте не так давно трудно было столкнуться с юным созданием. Что изменилось за это время? — Мы тоже не избежали проблемы старения коллектива в свое время, но сегодня положение изменилось. Сейчас у нас в институте 17 научных сотрудников моложе 30 лет. Это приблизительно 20 процентов от всего коллектива (всего 85). Впервые за всю историю института появился кандидат наук моложе 30 лет. Это Наташа Винничук. На геофизических школах она всегда была очень активна, постоянно работала в оргкомитете. Сейчас родила сына и находится в декретном отпуске. Другая перспективная девушка несколько поторопилась с декретным отпуском. Поэтому защиту ей пришлось отложить, хотя кандидатская диссертация была практически готова. — Гранит геофизической науки по зубам только девушкам? — Если пару лет назад активнее были девушки, то сегодня тон задают ребята. Это Тимофей Фомин, Сережа Солдатов, Дима Назаров. Думаю, что в текущем году защитят кандидатские Алеша Коноплин, Женя Рыбаков, Сережа Липаев. Все они моложе 30 лет. — Чем они отличаются от вашего поколения? — Нынешняя молодежь более энергична, подвижна, практична. Хотя у них сохраняется какая-то доля романтизма. Если говорить о владении информационными технологиями, то тут они гораздо прогрессивнее нас, все владеют ПК, пользуются интернетом, умеют обращаться с мультимедийной техникой и прочее. Они
такие же, как мы в молодости, только
другие. В чем-то лучше, в чем-то хуже. И, как
бы мы к ним не относились, именно от них
зависит, какой будет наука завтра.
|
Адрес
Новости
История
Структура
События
Результаты
Разработки
Конкурсы
Мероприятия
Газета |
12.06.03