Игра по новым правилам - лучше, чем игра без правил

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


На снимке: И.А. Некрасов и В.И. Анисимов.Получение гранта Президента Российской Федерации для поддержки молодых кандидатов наук и их научных руководителей стало поводом для встречи с Игорем Александровичем Некрасовым, научным сотрудником лаборатории оптики металлов Института физики металлов УрО РАН, кандидатом физико-математических наук  и его научным руководителем, заведующим этой же лабораторией, доктором физико-математических наук Владимиром Ильичем Анисимовым.              

Судя по всему, поводов для встреч с Игорем Некрасовым будет еще немало. Мы уже писали о нем в ноябре этого года как о лауреате премии им. академика С.В. Вонсовского. Еще учась на физико-техническом факультете Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ), он трижды был удостоен именной стипендии Правительства Российской Федерации. Победитель конкурса грантов для молодых ученых УрО РАН имеет около 40 научных публикаций (из них 15 статей). Более 30 раз выступал с докладами на конференциях, симпозиумах и семинарах в различных научных центрах не только России, но и в Голландии, Швейцарии, Италии, Австрии, Германии.

— Парень он чрезвычайно инициативный, очень энергичный, работает безумно много, взвалил на себя огромный груз научной, организационной и другой околонаучной работы и тащит его, — так охарактеризовал Игоря Некрасова его научный руководитель. Владимир Ильич заметил Игоря еще студентом. И потом, когда тот был дипломником, аспирантом, и наконец, после досрочной защиты кандидатской диссертации в 2001 году — научным сотрудником ИФМ, молодой ученый не разочаровал своего научного руководителя.               

— Владимир Ильич, в вашей лаборатории много молодежи. Она сама приходит или вы работаете над этим?

— Конечно, работаем. Мы прилагаем огромные усилия, чтобы привлечь талантливую молодежь. Берем ребят с 3 курса вуза и опекаем постоянно. Само собой это не происходит.     

— Но привлечь мало. Надо удержать. Одним интересом к науке прожить трудно, а зарплата у молодого ученого, наверное, мизерная. Пока мама с папой кормят — можно наукой заниматься, а как заведут свою семью, придет пора думать, как ее содержать. Многие после аспирантуры останутся в институте?

— Мы надеемся, что все. Да, получают они немного, но на большую зарплату  никто из пришедших работать в науку и не рассчитывает, их привлекает сотрудничество с зарубежными учеными, возможность расширить кругозор, поездить по миру. Кроме того, помимо бюджетного финансирования, мы изыскиваем любую возможность, чтобы повысить их зарплату. Это то, что зависит от нас. Но от них тоже многое зависит. Игорь Некрасов, например, сам родителям помогает.

— Игорь Александрович, с кем бы из молодых ученых я ни общалась, у всех одинаковые проблемы — крохотная зарплата и допотопное оборудование, судя по всему, у вас таких проблем нет. Есть сегодня возможность заниматься наукой, не разгружая по ночам вагоны?    

— Возможностей масса. Существует система грантов — международных, российских, областных, городских, междисциплинарных, межведомственных, внутри Уральского отделения и прочих. Только нужно не лениться — подавать заявки, куда только возможно.      

На данный момент я руковожу тремя проектами: Президента РФ, УрО РАН и РФФИ — все гранты для молодых ученых. А также являюсь исполнителем трех грантов. Мы занимаемся только фундаментальными исследованиями — у нас нет хоздоговоров, и мы не бегаем после работы в поисках приработка. Правда, наши исследования не требуют дорогостоящего оборудования – был бы компьютер.

— Может быть, вы обладаете особым умением заполнять заявки на гранты?               

— Это не секретные сведения. Все, что необходимо, можно прочесть в интернете, и печатной литературы на эту тему достаточно. Только не нужно путать цели и средства, выбирать тему не сверхглобальную, а реальную и учитывать возможный объем финансирования.

— Если это так просто, почему не все используют такую возможность?               

— Потому что существует инерция мышления. Раньше система была другой. Была определена какая-то сумма, и люди рассчитывали только на нее. Оборудование, какие-то надбавки к зарплате выбивали у начальства. Сегодня тоже есть минимальное бюджетное финансирование, остальное нужно зарабатывать самому. Не все это еще понимают. Рассуждают о коррупции, связях, гадают – дадут грант или нет. Это в корне неверно. Нужно не рассуждать, а подавать заявку.

Нынешняя система мне кажется предпочтительней прежней. Так как за деньгами на исследования не надо ходить к какому-то конкретному человеку, от подписи которого зависит решение, думать, как он к тебе относится, что-то выбивать, доказывать. Судьбу твоей заявки решает комиссия, которую ты знать не знаешь. Я в прежних условиях не работал, поэтому сразу принял новые правила игры. Конечно, приходится крутиться — там отчитаться, здесь подать заявку. У нас в лаборатории сложилась хорошая команда – есть кому счета выписать, получить оборудование, поставить, настроить, обычно этот делает тот, у кого лучше получается.

— Сколько времени от научной работы отнимает составление заявок и грантов?               

— Половину. На грант всегда требуется какой-то пакет документов. Ученый его пишет сам. Но если этого не делать, то не на что будет заниматься наукой. Это неизбежно.                

— Чтобы претендовать на грант, нужно иметь какие-то основания. Судя по всему, они у вас есть. За какую работу вы получили президентский грант?

— За цикл работ по компьютерному моделированию электронной структуры и магнитных свойств реальных сильно коррелированных систем на основе переходных металлов. Это одно из наиболее актуальных направлений в области физики конденсированного состояния, входящее в перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ. Во всем мире проводится огромное количество семинаров и конференций по данной тематике, которые находятся под пристальным вниманием научной общественности.               

Особенно интересно компьютерное моделирование аномалий электронной структуры, экспериментально наблюдаемых в сильно коррелированных системах на основе переходных элементов (например, высокотемпературные сверхпроводники (ВТСП), системы с тяжелыми фермионами и манганиты с эффектом колоссального магнитосопротивления).         

Ожидаемые результаты носят чисто фундаментальный, теоретический характер. Тем не менее, методики, предложенные в ходе данного исследования и опыт моделирования физических свойств реальных сильно коррелированных систем в дальнейшем могут быть использованы для создания принципиально новых устройств в микроэлектронике, при создании новых материалов с заданными свойствами, в медицине и других областях. Даже то, что еще не получило полного теоретического осмысления, уже используется. Уже сейчас на основе этих методик существуют какие-то программные продукты для коммерческого использования.

Сегодня вопросов гораздо больше, чем ответов. Это естественно, исследование не закончено, оно только начато и, несомненно, будет развиваться.


Т. ПЛОТНИКОВА.
На снимке: И.А. Некрасов и В.И. Анисимов.


 



Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

25.07.03

 Рейтинг ресурсов