Курс на инновации

Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты


В обзоре VIII российского экономического форума мы обратили внимание читателей, что губернатор Свердловской области Э.Э. Россель назвал приоритетом развития уральской промышленности высокотехнологическое производство и инновационную деятельность. За подробностями мы обратились к начальнику управления науки и энергосбережения правительства Свердловской области Евгению Георгиевичу Кремко.


Евгений Георгиевич, как выглядит ситуация в науке с точки зрения правительства области? Какое место отводится ей в новой стратегии развития региона?
— Свердловская область — уникальный регион, где сосредоточены и мощные сырьевые ресурсы, и мощная промышленность, и мощные научные ресурсы. Этим мы отличаемся от других субъектов Федерации. С одной стороны, в нашей области сосредоточена почти половина отечественной переработки меди, более 70 % бокситов и 20% чистого алюминия, почти 17% черной металлургии. У нас 9 млрд. т торфа, мы занимаем 4-5 место по лесозаготовкам. На этом строится экономика области. Но, с другой стороны, наш научный потенциал не менее значителен. По объему научной продукции и научным кадрам мы занимаем 3-4 место по РФ после Москвы и Петербурга, может быть, еще Новосибирска. Вы сами знаете, что 3/4 Уральского отделения РАН сосредоточено в Свердловской области. У нас сегодня 31 крупный вуз, из них 18 государственных, где вузовская наука живет и развивается. И отраслевая наука, хоть и пострадала в большей мере, чем академическая, тем не менее не исчезла: сохранилось 92 из 95 отраслевых институтов, причем почти половина их (42 института) — это государственные учреждения, они находятся в федеральной и областной собственности. В них работает почти 17 тыс. человек — это большой отряд ученых-практиков. Вы знаете, как шел процесс приватизации, но я считаю, что здесь мы понесли меньше ущерба, чем соседние регионы. Большую часть отраслевой науки нам удалось спасти.

В науке и научном обслуживании в Свердловской области сегодня работает более 33 тыс. человек, и за последние 4 года число ученых у нас увеличилось на 1,5-2 тыс., т.е. люди возвращаются в науку. Сейчас у нас более 3 тыс. аспирантов — почти рекордное количество, это значит, что у науки есть будущее. В целом заработная плата в науке сегодня опережает заработную плату в промышленности. Конечно, если сравнивать с заработками ученых за рубежом, зарплата маленькая. Но в последние годы она все-таки выше, чем в промышленности, и это позволило остановить отток кадров. Никогда наши научные работники не ходила бастовать, в отличие от учителей.

В последние годы мы ощутили тесную взаимосвязь между подъемом промышленности и востребованностью науки, о которой можно судить по ежегодному росту объемов научно-технической продукции. В 2000 г. объем научных и научно-технических разработок составлял 1,6 млрд. рублей, в 2001 — 3,5 млрд. рублей, а в прошлом году — свыше 6 млрд. рублей. Это больше, чем объем производства легкой промышленности, лесного комплекса или даже стройиндустрии.

На прошедшем недавно экономическом форуме Эдуард Эргартович Россель констатировал завершение периода восстановления, когда рост производства шел за счет заполнения свободных мощностей, недогруженных в результате кризиса при распаде хозяйственных связей и перехода к иным формам собственности. Сейчас по ряду отраслей мы вышли на «доперестроечный» уровень производства, например, в металлургии порядка 97%, в машиностроении 75% и т.д. Еще немного — и придется переходить на идеологию промышленного развития — не просто подъема промышленности, а промышленного развития. И здесь без науки не обойтись — нужны новые идеи, новые разработки. Поэтому губернатор поставил задачу построения экономики, основанной на знаниях — инновационной экономики.

То, что мы «выбрали» запасы мощностей — это приятно, но ведь технологически они, очевидно, успели устареть? Неоднократно на всех уровнях говорилось, что «новые хозяева» не вкладывают деньги в обновление производства, отчего растет производственный травматизм и т.д. Как же правительство области сможет убедить частных собственников вести себя иначе? Есть ли у него какие-то рычаги воздействия?  

— Действительно, сегодня значительная часть промышленного комплекса приватизирована, включая такие заводы-гиганты, как Уралмаш, Эльмаш, Химмаш, турбомоторный и компрессорный заводы, по отдельным отраслям процент частного капитала доходит до 95%. И принципы управления экономикой сегодня, разумеется, существенно отличаются от прежних.

Начиная с 1998 г. правительство Свердловской области — в частности, и наше управление принимало непосредственное участие, и ученые Академии наук были подключены — разработало концепцию промышленной политики; мы заложили идеологию, включающую несколько этапов. Первым был этап подъема промышленного производства до точки безубыточности. Здесь использовались различные механизмы, включая поощрение тех собственников, которые инвестировали в производство. Вы знаете, что Эдуард Эргартович Россель лично по 2-3 раза объехал все крупные производства области, чтобы знать ситуацию. Были разработаны государственные областные целевые и инвестиционные программы, например,  программа развития лесопромышленного комплекса, программа выпуска наукоемкой продукции в оборонно-промышленном комплексе, программа развития фармацевтической промышленности Свердловской области и ряд других. Почти в каждой из них правительство участвовало в качестве инвестора или гаранта: приходилось привлекать банки, частных инвесторов. И темпы роста инвестиций были достаточно велики, они составляли от 10 до 15% в год. Ни один субъект РФ не развивался такими темпами, как Свердловская область. В результате в короткие сроки экономика области практически достигла того объема, который был до перестройки.

Далее была произведена реорганизация структуры управления промышленностью — созданы областные министерства, и за 3-4 года их существования мы смогли обеспечить подъем выпуска промышленной продукции. А сейчас, когда губернатор Россель поставил задачу развития на базе использования научных знаний, он фактически повторил положения Схемы развития производительных сил до 2015 года — это основной документ, который сегодня определяет нашу стратегию. И решения, принимаемые правительством области — не предвыборные лозунги, они научно обоснованы.

И все-таки инновационная деятельность, которой занимается ваше управление, вещь настолько еще новая… Как ей можно управлять?

— Мы должны создавать условия для инновационной деятельности. Два с половиной года назад мы впервые разработали Закон о науке и научно-технической деятельности Свердловской области. Что это нам дало? Появилось определенное  финансирование — в этом году оно составляет почти 57 млн. руб — об этом еще 3-4 года назад и мечтать нельзя было. Сегодня мы можем профинансировать ряд крупных научных программ. В прошлом году мы финансировали 137 проектов на паритетных началах с РФФИ, общий объем финансирования составил более 20 млн руб. Эти деньги были направлены в основном на то, чтобы посмотреть: какой задел имеется в исследованиях Академии наук, и отобрать наиболее перспективные для Свердловской области проекты. Вторая программа — интергация науки и высшей школы. Мы заключили соглашение с российским Минобразования, по которому участвуем в финансировании около трех десятков проектов вузовской науки, на прошлый год было заложено около 15 млн руб, причем в соотношении 1:4 — на рубль из областного бюджета мы привлекаем в Свердловскую область в три-четыре раза больше дополнительных финансовых ресурсов из бюджета РФ. С будущего года начинается поддержка гуманитарных наук: почти 2,5 млн руб мы выделяем на финансирование гуманитарных проектов (а с учетом паритетных денег будет почти 5 млн). И еще мы хотим дополнительно профинансировать программу поддержки талантливой молодежи. У нас есть договоренность с Минобразования, Правительство области выделяет 5 млн рублей и 5-10 млн выделит министерство. То есть кроме льгот, областной закон и финансово нас поддержал.

Сейчас мы приступили к закону об инновационной деятельности — это ключевой нормативный документ, который должен создать условия выгодности внедрения новых технологий в производство. То есть идем последовательно: в прошлом году создали концепцию, в этом году готовим закон, далее начнем создавать инфраструктуру. Нам необходимо иметь ряд консалтинговых, инжиниринговых структур, инновационных центров, технопарков и т.д. — все те элементы, в которых нуждается любой инновационный процесс.

В первую очередь необходимо поддержать инновации в приоритетных направлениях развития экономики области. Например, на 2003-2005 годы это замещение ресурсоемких, и в том числе энергоемких технологий и оборудования с опережением развития производства конечных переделов. Это так называемое повышение степени использования ресурсов Свердловской области. Медь, алюминий — ведь мы сейчас продаем за рубеж полупродукты, поэтому ставится задача производить переделы конечной степени. Это первое.               

Второе — повышение надежности и экономической безопасности инженерных систем и сооружений коммунального хозяйства, теплоэнерго-, газоснабжения — то, что связано с жизнеобеспечением населения области. Опасных объектов в области достаточно, поэтому наука необходима в первую очередь «там, где рвется».

Третье направление — у нас очень мощный оборонный потенциал. В этих производствах имеется достаточно много технологий двойного назначения, которые можно использовать для нужд экономики области.

Четвертая задача — это поддержка предприятий в наукоемких отраслях. В первую очередь это машиностроение и электроника. Доля машиностроительного комплекса сегодня составляет чуть более 20%, а ведь считается, что если она меньше 20, то нарушена экономическая безопасность региона. То есть мы только-только эту грань перешли, было у нас и 16, и 18%, а вот сейчас мы из опасной зоны вышли, и доля машиностроительного комплекса у нас растет.

Мы ставим задачу создания технологий производства, обеспечивающих снижение загрязнения природной среды, в первую очередь техногенного. У нас более 40 млн т отходов, в первую очередь металлургического производства, которые, во-первых, наносят вред здоровью населения, а во-вторых, это лежащий на поверхности ресурс, доступный переработке.

И последнее — мы все-таки регион металлургического комплекса, потому что он составляет более 50%, машиностроение — 22%, электроэнергетика 17%. То есть три отрасли составляют более 3/4 производства, и они взаимосвязаны, потому что и машиностроение, и энергетика во многом работают именно на металлургов, фактически их доля превышает 70%. Поэтому следующая задача — разработка технологий и оборудования для горнометаллургического комплекса.

Но инфроструктурно мы делаем все-таки упор на наукоемкое машиностроение. Вот приоритетные направления. По каждому из них наше управление должено подобрать инновационные проекты, причем они должны быть «локомотивными», т.е. тянуть вперед и смежные отрасли. Надо создать механизм отбора, оценки, финансирования этих проектов, разработать документы …

Хорошо, но ведь правительство области не может непосредственно заниматься инновационной деятельностью. Нужны, очевидно, какие-то организационные структуры…    

— Разумеется. Первое, что мы создаем (уже подготовлены концепция и устав) — это центр трансферта технологий. В нем будут участвовать УрО РАН, УГТУ-УПИ, Свердловский центр информации, ряд технополисов, технопарки, отраслевые НИИ и т.д. Сам центр мы хотим разместить в Доме науки и техники.

В качестве формы выбрана ярмарка проектов. На первом этапе выбираем 5-10% действительно инновационных и значимых для области проектов. Правительство помогает участнику разработать внедренческий проект, составить грамотный бизнес-план, выступает гарантом, дает льготы участникам и приглашает потенциальных участников аукциона. Ведь сейчас инновационные проекты «буксуют» зачастую именно из-за слабой экономической проработки, отсутствия механизма подготовки инвестиционных проектов — и именно в этом ученым надо помочь.

Речь идет не о «проектах века», а о нормальных, средних по размеру рыночных проектах стоимостью в полмиллиона-миллион долларов. Под них мы проводим ярмарку, опираясь на уже имеющийся опыт Москвы и Петербурга. Видимо, первые инновационные проекты будут проходить через губернаторский фонд развития — это должно облегчить работу с инвесторами.

Мы уже начали работу по отбору проектов, сформулировав десять важнейших направлений, по которым сегодня есть прорывные, «локомотивные» предложения ученых. Они, собственно, эту работу и ведут: к примеру, тему «Создание современных биотехнологий фармпрепаратов и их широкомасштабное использование на предприятиях Свердловской области» возглавляет академик О.Н. Чупахин, а «Упаковочный комплекс Урала» — А.Н. Семин, ректор сельскохозяйственной академии.

Евгений Георгиевич, а если у кого-то есть стоящий проект, но он не вписывается в сформулированные направления? Могут ли они воспользоваться вашей ярмаркой?               

— Пока, к сожалению, нет. Сегодня область еще не в силах поддержать все инновационные разработки. Сможем поддержать тридцать проектов — поддержим тридцать. Через год можно будет поддержать пятьдесят — поддержим пятьдесят. Сегодня — только приоритетные направления.

А как ученому узнать, что именно его разработка сегодня самая нужная?               

— Мы стараемся как можно плотнее работать с учеными. Вы знаете, что наши представители посещают почти каждый президиум УрО РАН, стараемся, чтобы там  выступали областные руководители. Создали сайт «Уральская наука». Так что следите за информацией…

 
Интервью вел А. Якубовский
 


 



Адрес Новости История Структура События Результаты Разработки Конкурсы Мероприятия Газета
 Web-сайты

 

23.07.03

 Рейтинг ресурсов