Призы - фантастам, праздник - всем


В начале августа в Екатеринбурге прошел XX российский фестиваль фантастики «Аэлита».


Фотопортрет Р.Шекли С. Новикова.   И невооруженным глазом, как говорится, можно заметить: мы живем в  фантастические времена. Такое впечатление, что будущее, вчера еще дразнившее любопытствующих с безопасного расстояния исторической (либо какой-никакой житейской) перспективы, сегодня происходит с нами, делается нами — здесь и сейчас. Одновременно — как бы напрочь исчезнув с «горизонта» общественных устремлений. «Вот вы, мужчина», ответьте «навскидку», кто и с кем дежурит сейчас на Международной космической станции? «Вот вы, женщина», так ли уж, положа руку на сердце, заботит вас, через какие такие четыре года расцветет-таки в Сибири вожделенный город-сад, не говоря уже о яблонях на Марсе? Увы, увы — мы с вами садимся вечером перед телевизором , а там — очередной репортаж о положении дел в каком-нибудь североуральском поселке, не первый год обходящемся без электроэнергии, радио и телефонной связи (а тут еще дороги паводок перекрыл)… Фантастика! Романтика! …Надо что-то со всем этим делать, желательно — побыстрее. Но что?

С другой стороны, будущее как таковое никто официально еще не отменял, оно было и остается хлебом насущным фантастов и футурологов, либо этаким лакомством к детскому удовольствию всех сочувствующих. «Назад — в будущее!» — научная фантастика передала эстафетную палочку (как потом оказалось, это была к тому же и пальма первенства) жанру фэнтези, магазинные полки ломятся от книг, дисков и видеокассет, и со спросом на них, надеюсь, тоже все в порядке. Самое время для смотра достижений, праздника встречи друзей, единомышленников и коллег, короче говоря, для юбилейного, двадцатого по счету, российского фестиваля фантастики «Аэлита».

Традиция присуждения приза «Аэлита» за лучшее отечественное фантастическое литературное произведение берет начало в 1980 г. «Отцами-основателями» стали писатели Юрий Яровой, Владислав Крапивин и тогдашний главный редактор журнала «Уральский следопыт» Станислав Мешавкин. Со временем программа праздника расширилась, увеличилось число номинаций, и уже не первый год Екатеринбург становится столицей именно фестиваля авторов, издателей и поклонников фантастики.

В этом году, накануне 280-летия города, в церемонии награждения принял участие его глава А.М. Чернецкий, много было сделано для популяризации этого культурного события (концерт-шоу «Аэлита-фэнтези» под открытым небом на площади Труда). Более чем представительным был состав жюри и список почетных гостей. Приглашены были не только такие мастера отечественной фантастики, как Владислав Крапивин, Кир Булычев, Геннадий Прашкевич, художник Евгения Стерлигова, Борис Стругацкий, Василий Головачев, Михаил Успенский, но и звезды мирового масштаба, американцы Гарри Гаррисон и Роберт Шекли. Не все смогли приехать (в частности, по причине болезни отсутствовали Булычев и Гаррисон), но праздник, безусловно, состоялся.

Главным его героем, «человеком-событием» на этот раз стал Роберт Шекли, без преувеличения — любимец уже нескольких поколений советских/российских читателей, публикующийся как фантаст более полувека. «Миры Роберта Шекли», его сюжеты оригинальны, увлекательны, часто пронизаны юмором, интеллигентны и человечны, даже если автору приходится говорить о вещах безжалостных… Собственно, таким и предстал 75-летний писатель перед своими почитателями на автограф-сессии, в общении с журналистами и литераторами. Такого радушного приема, как в России, Шекли, по его собственному утверждению, не встречал больше нигде. Щедрый на контрасты ландшафт сегодняшнего Екатеринбурга, строящегося, меняющегося, примеряющего все новые наряды и маски, побудил гостя задуматься о традиции, о диалектике славы и человеческого достоинства, реального труда и эфемерного успеха. «…Традиции, — говорит Шекли, — как раз и являются залогом будущей жизни и духовного бытия человечества». Что же касается литературы, то для творческого замысла главное — продуктивная идея. Проблема научной фантастики — отсутствие в научных достижениях новых оригинальных идей. «Откуда приходят идеи?» — «Из великой неопределенности…»

Что ж, великой неопределенности, тревог и опасений, надежд, проб и ошибок у нас (да и у сегодняшней Америки) хватает: в ущерб душевному комфорту, но, выходит, — на благо пишущей братии. Меняясь, совершенствуясь, приспосабливаясь к реалиям сегодняшнего дня, фантастический жанр живет, появляются талантливые авторы, продолжают радовать мастера, вынося на суд читателя все новые проекты. В этом году лауреатом Главного приза «Аэлиты» стал автор романа «Открытие себя» киевлянин Владимир Савченко. Премию «Старт» за лучший дебют — книгу «Корпус» — получил Виталий Каплан из Москвы, премией им. И. Ефремова за выдающуюся редакторскую, издательскую и просветительскую работу награжден главный редактор сервера «Русская фантастика» Д. Ватолин, мемориальная премия им. В. Бугрова досталась президенту нынешнего фестиваля Е. Пермякову, а вручавшийся впервые «Орден рыцарей фантастики им. Игоря Халымбаджи» — В.П. Крапивину и В. Головачеву. Столь именитые и заслуженные, а главное, действительно любимые читателями лауреаты — еще один аргумент в пользу возрождающегося сейчас престижа «Аэлиты», в пользу ее будущего, которое, все-таки, — «не в прошедшем».


Е. Изварина,

фотопортрет Р.Шекли
С. Новикова



 

17.09.03

 Рейтинг ресурсов