Куда шагал Шигирский идол?


…Крайне редко бывает, чтобы сюжеты об одном экспонате нестоличного музея показали сразу по всем центральным телеканалам страны, да еще в «прайм-тайм». С Большим Шигирским идолом, выставленном недавно в Свердловском областном краеведческом музее после длительного перерыва, произошло именно так. И он того достоин. Как сказал вашему корреспонденту авторитетный эксперт, доктор исторических наук, старший научный сотрудник московского Института археологии РАН Михаил Геннадиевич Жилин, археологической коллекции, подобной Шигирской из Екатеринбурга, в стране нет. А такого идола пятиметрового роста, календарный возраст которого — девять с половиной тысяч лет, нет нигде в мире.


Идола в новой «одежде» теперь может увидеть каждый.   Правда, некоторые коллеги, как всегда, поторопились, объявив о беспрецедентном научном открытии. Строго, и даже не очень строго говоря, для научной общественности идол этот — давно не сенсация. Нашли его еще в позапрошлом веке на золотом прииске близ Шигирского озера неподалеку от современного среднеуральского города Кировограда. Подлинная же степень древности уникальной уральской находки установлена в 1997 году двумя независимыми экспертизами. Самый точный на сегодня радиоуглеродный анализ по датировке проводился в Институте истории материальной культуры (Санкт-Петербург) под руководством Галины Ивановны Зайцевой и в Институте геологии РАН (Москва) в лаборатории Леопольда Дмитриевича Сулержицкого. Оба результата совпали (разница в несколько сотен лет при таких измерениях несущественна…), изумив археологическую общественность. Но все это было оперативными новостями вчера. А вот то, что идол, и вместе с ним значительная часть всей Шигирской сокровищницы, столь высоко оцениваемой профессионалами, наконец, подняты из хранилища и выставлены на всеобщее обозрение — действительно событие. И есть хороший повод напомнить ее историю.
   Началась она приблизительно в середине XIX века, когда на Шигирском торфянике, на восточном склоне Среднего Урала северо-западнее Екатеринбурга открыли месторождение рассыпного золота. Рабочие стали копать и начали находить необычные предметы из рога, кости, дерева, камня, глины: наконечники для стрел и гарпунов, кинжалы с лезвиями из тонких кремниевых пластинок, лук, весла, ковшики с красивым орнаментом. Все они прекрасно сохранились благодаря тому, что попали в торф — замечательный консервант древностей. Дело в том, что в глинистых, песчаных почвах предметы из органических материалов за сотни лет исчезают бесследно, в торфе же могут пролежать тысячелетия. К тому времени археологи знали этот эффект — в швейцарских торфяниках, например, уже нашли так называемые свайные поселения. Для России же подобного рода открытие было первым и сразу привлекло внимание ученых.

В XIX — начале XX века  Шигирский торфяник исследовали специалисты из Москвы и Петербурга, Казани и Парижа. Они доподлинно установили, что это — «следы доисторического селища». В 1887 году Шигирские древности были в центре внимания Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки (см. «Науку Урала», № 16 с.г.).  Некоторые из них попали в Эрмитаж, музей при кабинете географии и этнографии Казанского университета, московский Государственный исторический музей. Французский барон Ж.О. Де Бай увез найденное им на Урале в Парижский музей естественной истории. Основная же часть находок осталась в Екатеринбурге, составив знаменитую Шигирскую коллекцию музея Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), наследником которого стал Свердловский областной краеведческий музей. В ней около трех тысяч экспонатов, хранящихся в фондах больше ста лет. Среди них множество предметов удивительной красоты, свидетельствующих о высоком мастерстве предков: деревянная ложка с ручкой в виде головы утки, скульптурное изображение головы лося из рога, миниатюрная деревянная голова медведя, роговое навершие жезла, изображающее какого-то хищника, и многое еще.

Однако самым ярким и самым знаменитым экспонатом коллекции всегда был Большой Шигирский идол из дерева, имеющий непростую новейшую биографию.

Откопали его 24 января 1890 года и передали в музей УОЛЕ. Поскольку дерево сохранилось плохо, его извлекали из торфа по частям, не следя за последовательностью их соединения. Первым воспроизвел примерный облик идола тогдашний хранитель музея Д.И. Лобанов, получив фигуру высотой 2,8 метра с руками и скрещенными ногами. Но в 1914 году археолог В.Я. Толмачев понял, что нужна новая реконструкция: некоторые части фигуры между собой не связаны, изображения человеческих лиц на туловище перевернуты, а ряд фрагментов не использованы вообще. В варианте Толмачева идол «вырос» до 5,3 метра. Получилась огромная деревянная статуя с выразительной головой, испещренная сложным орнаментом.

Увы, полностью до наших дней она не дожила: нижняя половина туловища длиной 193 сантиметра была утрачена, теперь о ней можно судить только по рисунку Толмачева. Но даже в неполном виде сегодня это — крупнейшее на планете изваяние древних мастеров по дереву.   

Через сто лет после второго рождения представление о Шигирском идоле вновь кардинально изменилось. Ученые долго спорили, из какой он эпохи. Поскольку нашли его случайно, сведения об условиях находки скудны и противоречивы (как, впрочем, и у большинства первых экспонатов Шигирской коллекции),  мнения были самые разные: от неолита (V — VI тысячелетие до нашей эры) до бронзового (II тыс. до н.э.) и даже раннего железного века (I тыс. до н.э.). Определить истину помогла очередная неприятность: в 1997 году идол начал разрушаться, понадобилась срочная консервация. Но перед тем как ее осуществить, решили провести упомянутый выше радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоев древесины. Московские и петербургские специалисты, несмотря на дефицит средств, отнеслись к делу с энтузиазмом. Их вывод превзошел самые смелые гипотезы: мезолит, средний каменный век. Идол изготовлен еще каменными орудиями, он гораздо старше египетских пирамид и Ноева ковчега. То есть речь идет о самой древней и самой большой деревянной скульптуре, известной человечеству!

Разумеется, держать такой уникум в хранилище, взаперти  — не совсем справедливо. С другой стороны, чтобы демонстрировать подобный экспонат всем желающим, оставляя его в целости, нужны особые условия: специальный свет, кондиционер для поддержания температурного режима, качественная витрина. Ясно, что обычные скудные музейные средства выполнить их не позволили бы. По словам старшего научного сотрудника музея, хранителя коллекции сотрудника Института Светланы Савченко, организовать большую экспозицию «Шигирская кладовая» музею удалось благодаря совместной с Институтом истории и археологии УрО РАН программе «Древности Шигирского торфяника», поддерживаемой министерством культуры Свердловской области. Кроме того, помогли спонсоры, а выставочное оборудование в рамках конверсии изготовили в НПО «Автоматика» — первый такого рода опыт инженеров некогда сверхсекретного предприятия, в СССР специализировавшегося на системах наведения ракет морского базирования. Больше всего хлопот, похоже, доставила  им витрина для идола: ее гигантский размер и необычные параметры потребовали нестандартных решений.

…Идол, одетый в стекло, в подсветке, напоминающей звездное небо эпохи мезолита, впечатляет. Величие и тайна — так можно определить атмосферу музейного зала, где сегодня его может увидеть каждый. Глядя на загадочную фигуру, я спросил профессора Жилина, специально приехавшего из Москвы, чтобы поддержать уральских коллег, с которыми давно сотрудничает, в непростых презентационных хлопотах:

— Значит, перед нами — нечто вроде первого прообраза божества, самое раннее среди известных культовое изваяние?

— Вовсе нет, — ответил уважаемый археолог.  — Тут все намного сложней, чем мы можем себе представить. Видите ли, слова «культовый», «прообраз» — из лексикона современного человека, и понятие «божество» возникло значительно позже. Наши предки из каменного века не обладали лишней информацией, они не отделяли себя от «потусторонних» сил, они жили с ними. И идол этот, скорее всего, часть их ежедневного окружения, его непосредственный участник. Пожалуй, он олицетворяет сразу несколько духов. В нем закодирована история этих людей, строение окружающего их мира  и еще многое, о чем мы можем лишь догадываться. И знаете, что самое интересное? Обычно такого рода скульптуры, ну, скажем, тотемные столбы американских индейцев, вкапывались в землю. Этот же по всем признакам просто стоял, к чему-то прислоненный. Почему — загадка из загадок…               

 Позволим себе вольно продолжить мысль ученого: а вдруг идол каким-то образом передвигался? Предположение на первый взгляд фантастическое, но кто знает? Ведь мы только приближаемся к пониманию мироощущения древних.

...Тем временем Шигирский торфяник продолжает приносить открытия. В 80 — 90-е годы XX века, в том числе благодаря изысканиям С. Н. Савченко, ее коллеги по Институту истории и археологии Н.М. Чаиркиной, здесь обнаружены десятки стоянок древнего человека. Исследователь Ю.П. Литвиненко, среди прочего, нашел на дне озера роговую скульптуру водоплавающей птицы. Правда, современные поступления в коллекцию не столь богаты, как сто лет назад. До золота теперь добираются не лопатами, а мощной струей воды, измельчающей на своем пути все, включая археологические памятники. Угрожают культурному слою торфяника и растущие отвалы Кировоградского металлургического комбината. И все же музейщики, ученые при поддержке местных властей полны решимости раскрыть новые тайны Шигири. Что касается Большого идола — он обрел, наконец, достойное место. И не исключена возможность, что в будущем его путешествия продолжатся. Однажды он уже выезжал в Эрмитаж, и хотя хранители опасаются за сохранность скульптуры при перевозках, при благоприятном стечении обстоятельств они готовы показать ее в крупнейших мировых выставочных залах. В конце концов, держать такое чудо только для себя не очень патриотично…

Андрей ПОНИЗОВКИН



Реконструкции Шигирского идола: В. Я. Толмачева — стоящая.

реконструкция 
Шигирского идола:
В. Я. Толмачева — 
стоящая

Светлана Николаевна Савченко — хранитель Шигирской коллекции.

Светлана Николаевна Савченко —
 хранитель Шигирской коллекции

Реконструкции Шигирского идола: Д.И. Лобанова — «шагающая».

реконструкця
Шигирского идола:
Д.И. Лобанова —  «шагающая»






 

25.09.03

 Рейтинг ресурсов