Северное измерение |
Выставку «Северное измерение», открывшуюся в конце октября в екатеринбургском Доме ученых, можно назвать в равной мере и художественной, и научно-просветительской. Авторы представленных на ней фоторабот — ученые, сотрудники Института истории и археологии, поэтому красота на этих снимках — познаваема, а укорененные в истории реалии жизни превращаются в художественные образы. Архаическая символика, мифологические ассоциации — все это рядом, легко угадывается за картинами северного пейзажа («Зимняя сосна» К. Карачарова, «Ветер в тундре», «Туманные берега. Река Полуй» М. Шершнева), за великолепными портретами северян работы А. Головнева и Е. Переваловой. Удачно сняты как сцены повседневной жизни, так и моменты, связанные с традицией, ритуалом («Чувал в хантыйском доме» К. Карачарова, «Жертва» и «Хантыйское кладбище» М. Шершнева). Произведения этих авторов, а также Н. Федоровой, А. Шестопалова, С. Кокшарова открывают зрителю не столько «красоты природы», сколько глубинную притягательность пока еще во многом загадочного для исследователя края. Совершенно по-иному, но в сущности, о том же самом говорят рисунки детей, участников школы-студии «Перекресток». В дополнение к фотоэкспозиции в специальных витринах демонстрируются находки археологов — подлинные предметы быта, например, керамические сосуды эпохи неолита. На открытии выставки собравшиеся получили редкую возможность увидеть фрагменты из документальных фильмов, иллюстрирующих научную работу наших археологов и этнографов на Севере. Кстати, в своем вступительном слове директор Дома ученых Е.С. Тулисов назвал этот вернисаж «квинтэссенцией нашей деятельности, потому что в нем объединено все: и наука, и творческий взгляд на окружающую нас действительность». Кандидат исторических наук Н.В. Федорова комментировала фрагменты фильма, снятого британскими документалистами по следам знаменитого открытия средневекового захоронения на Ямале, сохранившего до настоящего времени мумии мужчины средних лет и детей. «Север, — говорит Н. Федорова, — это живая этнография и живая археология в уникальном их сочетании». Но, если вернуться к названию выставки, «мы меряем этнографией нашу археологию», сложные, науко- и техноемкие исследования уникальных находок откладываются, либо вообще становятся невозможными из-за ограниченности археологов в средствах. Сам же рассказ об истории открытия, об обстоятельствах раскопок, о сотрудничестве с англичанами и различными научными учреждениями России вызвал у гостей вечера большой интерес и множество дополнительных вопросов. Член-корреспондент РАН А.В. Головнев — не только этнограф, но и автор нескольких фильмов о Севере, известных в научном сообществе, завоевавших престижные награды. На вечере он представил сразу два своих фильма, рассказав об истории создания каждого, но попутно многое поведав и о своем отношении к Северу и его аборигенам. Северные культуры, по его мнению — это культуры прежде всего свободные. Тамошние поселенцы — не «выбросы» цивилизации, а, в терминах Л. Гумилева, «пассионарии», которые когда-то тесноте проживания на Юге предпочли просторы Севера. Культура этих народов экзотична, но ученого она привлекает богатством внутреннего содержания, особенностями мировоззрения и этики. В философии этих людей нет столь привычного для нас «цепляния», к примеру, за плодородные земли, да и за собственную жизнь (многие традиционные культуры интенсивность, наполненность жизни ценят выше, чем ее продление во что бы то ни стало). Разумеется,
на этом вечере не мог не прозвучать и
традиционный вопрос о «романтике Севера».
После краткой дискуссии искомая
формулировка была найдена: для ученого
главная романтика Севера — это понимание
значимости своей работы, ощущения
первопроходца. Ведь даже сейчас рассказ о
большей части исследований может быть
начат со слова «впервые». Северное
измерение еще только приоткрывается «цивилизованному»
обществу. И может быть, дополнив
привычную систему координат, оно
позволит нам увидеть мир более объемно,
взглянуть на самих себя под
принципиально новым углом зрения?
|
13.11.03