Королева
Мэри |
В
глубоководном и самом крупном на Западе
США морском порту Лос-Анджелеса, в
красивейшем заливе Лонг Бич стоит на
вечной стоянке громадный морской лайнер
«Queen Mary». После гибели в 1912 году трансатлантического лайнера «Титаник», смертоубийственной Первой мировой войны королевский двор Великобритании не отказался от идеи создания подобных лайнеров. Решение о постройке было принято в 1926 году, а в начале тридцатых годов в доках были заложены три однотипных лайнера и среди них «Queen Mary». В 1936 году корабль совершил первый трансатлантический рейс в Нью-Йорк. Обычно историка смущает образ королевы Англии, в честь которой был назван корабль. Королева Мэри I вступила в правление государством в 1553 году после смерти её брата Эдварда VI. Будущая rоролева родилась в 1516 году и воспитывалась в Испании как истинная католичка в духе действовавших тогда законов инквизиции. Не прошло месяца её правления, как начались гонения на еретиков, массовые казни, сожжение неверных на кострах. За короткий период её правления на кострах погибли сотни знатных фамилий протестантов. Не случайно в истории эту королеву назвали Кровавой Мэри. За короткий период правления она нажила массу врагов и не снискала любви среди народа. К тому же королева была глубоко несчастной женщиной, супругой малолетнего принца. В 1558 году она заболела лихорадкой и умерла. Новый корабль «Queen Mary» технически был значительно совершеннее «Титаника». Если водоизмещение последнего составляло примерно 46 тысяч тонн, то нового корабля — более 81 тыс. тонн. Новый пароход имел 12 палуб вместо 8 на «Титанике», а высоту вместе с трубами — 55,17 метров. Общая длина корабля составляла почти 311 метров, т.е. больше длины трех футбольных полей. Правда, «Queen Mary» был рассчитан на меньшее число пассажиров, 1957 вместо 2440 на «Титанике», но неблагоустроенных кают не было, а команда на новом корабле увеличилась с 860 до 1174 человек. Число котлов, питающих энергией пара машины, уменьшилось с 29 на Титанике до 27, но мощность машин, вращающих ходовые винты, увеличилась с 46 до 160 тысяч лошадиных сил, а крейсерский ход возрос с 21 до 28,5 узлов в час (52,8 км/ч). Вес руля гигантского лайнера составлял 140 тонн. Во время второй мировой войны для перевозки войск через океан корабль перекрасили в серый защитный цвет, а все излишества палубных надстроек убрали. «Королева Мария» из шикарного лайнера превратилась в военный корабль. Моряки окрестили его «Серый призрак». У. Черчилль высоко оценивал роль во второй мировой войне этого корабля и аналогичного — «Королева Елизавета». Каждый из этих пароходов мог перевозить до 16 тысяч солдат за рейс. После войны «Queen Mary» еще эксплуатировали, а в 1967 году приняли решение поставить его на вечную стоянку. Интересно, что у борта корабля, тоже на вечной стоянке, расположилась cоветская подводная лодка «Скорпион» за № 540. Пример сохранения для потомков технических объектов прошлого достоин подражания. В России подобных объектов довольно много и кое-что сохраняется, но часто случайно, по стечению обстоятельств. При переводе, например, в пятидесятые годы железных дорог на электрическую тягу сохранили на случай войны парк паровозов. Однако Россия, имеющая самую протяженную в мире сеть железных дорог, достойна создания общероссийского музея паровозов и вагонов. В Нижнем Тагиле создан прекрасный музей демидовского поселка и доменных печей, но он не включен в общероссийские туристические маршруты. На старом рудном Урале нет рудника-музея, где в вагонетках вместо руды по горным выработкам возили бы туристов. В США, в штате Аризона с 1970 года действует медный рудник-музей, посещаемый миллионами экскурсантов. К сожалению, многое из техники прошлого утрачено для потомков. На Волге не сохранились шикарные красавцы пароходы, нет музея морских кораблей, гражданских и военных, если не считать исторического крейсера «Аврора». На Амуре ушли на слом легендарные пароходы, заднеколесник «Колумб» и уникальный по конструкции, бельгийской постройки «Барон Корф» («Коминтерн»), на которых в мае 1932 года прибыли в село Пермское первые строители города Комсомольска. Мы
часто повторяем тезис о необходимости
организации в России широкого
туристического бизнеса. На Урале каждые
поселок, рудник, завод могут служить
объектами такого бизнеса.
|
05.12.03