УрГИ - УрО РАН: десять лет вместе


23 января 2004  г. в Уральском гуманитарном институте прошли Академические чтения. Преподаватели и студенты института принимали у себя председателя УрО РАН академика В.А. Черешнева, его заместителей директора Института экологии растений и животных академика В.Н.Большакова, директора Института истории и археологии академика В.А.Алексеева, главного ученого секретаря Отделения, члена-корреспондента РАН Е.П. Романова, председателя совета ректоров Свердловской области, члена-корреспондента РАН С.С. Набойченко. Аудитории, в которых проходили чтения, «круглый стол» и актовые лекции гостей, были переполнены студентами. Прямое общение с ведущими учеными, прикосновение к академической традиции, возможность задать вопросы и получить ответы самой высокой компетенции никого не оставили равнодушными.


 

Фото Т. Плотниковой.   Встреча была неординарной и не случайной. Десятилетие Уральского гуманитарного института, которому были посвящены Академические чтения, — это десятилетие эксперимента по созданию научно-образовательного комплекса УрО РАН и УрГИ. Именно как эксперимент десять лет назад под эгидой Уральского отделения Российской академии наук и Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ) был создан негосударственный вуз — Уральский гуманитарный институт. В непростые времена перед новым вузом поставили цель: создать эффективную модель интеграции академической науки  и гуманитарного образования. Масштаб и новизна задач не смутили ректора профессора, доктора исторических наук М.Н. Денисевича. Как историк и как ученый он интуитивно понимал, что это перспективное, прорывное направление. И этот прорыв случился. Десять лет — сравнительно небольшой срок, тем более, что начинать новое дело приходилось практически на пустом месте. И участники Академических чтений, отцы-учредители, смогли убедиться, что это время не прошло даром. 

Фото Т. Плотниковой.   Во внешнем облике и во внутреннем интерьере невозможно узнать те развалины, которые представляло собой бывшее здание УПК, доставшееся институту. Об этом напоминают только сохранившиеся фотографии десятилетней давности. Более сотни самых современных компьютеров, спутниковое телевидение, интернет-технологии, компьютерная проекционная техника, прекрасное библиотечно-информационное обслуживание, редакционно-издательский отдел, копировальный центр — все это работает на 3000 студентов, на образование молодежи, на российскую науку. Председатель УрО РАН В.А. Черешнев назвал институт дворцом, в котором поражает не роскошь, а целесообразность, уют, комфорт, безопасность, все, что необходимо для свободного полета мысли. Недаром более 30% студентов дневной формы обучения работают в студенческом научном обществе. В Малой гуманитарной академии, созданной под патронажем УрО РАН и УрГИ, занимается более 300 одаренных школьников из 31 школы Екатеринбурга и Свердловской области. Они участвуют в выполнении 9 научных проектов. Не случайно в 2003 году именно УрГИ стал победителем седьмого областного конкурса «Лидер в бизнесе–2003» в номинации «Лучшее образовательное учреждение». В этом же году институт оказался единственным из 12  негосударственных вузов РФ, выдержавших министерскую проверку качества подготовки специалистов по образовательным программам в области юриспруденции, экономики и управления. 

Достигнута ли цель, которая была поставлена перед институтом? Произошла ли интеграция гуманитарной науки и гуманитарного образования? Обратимся к фактам, которые были представлены в выступлениях ректора института М.Н. Денисевича и Президента УрГИ академика В.В. Алексеева. Основные концепции интеграции учебного и воспитательного процессов были разработаны совместными усилиями ученых УрО РАН и УрГИ. За десять лет институт провел 27 научных конференций, из которых 3 имели международный статус, а остальные — российский. Особенно памятны такие конференции, как «Интеграция академической науки и высшего гуманитарного образования» (1997) с участием более 200 ученых, международная конференция «Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития» (1999), посвященная 275-летию Российской академии наук,  в которой приняли участие ученые из Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, 8 академиков, 5 членов-корреспондентов РАН, 30 докторов и профессоров, 143 кандидата наук из различных регионов России и зарубежья.

С 2000 в институте ежегодно проводятся Дни науки, в течение которых  проходит 8–10 научных конференций.  Немаловажное значение для процесса интеграции имеет то, что 17% профессорско-преподавательского состава института — ученые УрО РАН, обеспечивающие быстрое внедрение в учебный процесс новейших достижений науки. Ведущие ученые УрО совместно с сотрудниками УрГИ уже несколько лет трудятся над главным научным направлением института «Гуманитарное знание и образование как стратегический ресурс развития России». По этому направлению сотрудниками вуза выполняется 6 докторских и 16 кандидатских диссертаций. Сейчас 62,3% преподавателей имеют научные степени и звания. Основными научными проектами Малой гуманитарной академии, объединяющей одаренных детей, руководят ведущие ученые УрО РАН. Значимым событием Дней науки УрГИ в 2003 явилось проведение научно-практической конференции «Молодые ученые — молодому веку», на которой  было представлено более 20 научных докладов победителей областных и городских олимпиад.

Совместно с учеными УрО РАН в институте издано 7 монографий и 3 учебника. В институте выступали с лекциями академики Л.И. Абалкин, В.В. Алексеев, В.Н. Большаков, Б.В. Литвинов, члены-корреспонденты РАН Х.Н. Гизатуллин, С.С. Набойченко, А.И. Татаркин. Студенты УрГИ направляются на стажировку в Институт философии и права, Институт экономики УрО РАН, на кафедру прикладной психологии и педагогики УГТУ-УПИ. Стажировку и повышение квалификации в УрО РАН проходят и сотрудники института.  Наиболее тесные контакты в плане интеграции налажены с институтами истории и археологии, экономики, философии и права. В работе постоянно действующего теоретико-методологического семинара «Современное гуманитарное знание: проблемы рациональности» принимают  участие сотрудники институтов УрО РАН, УГТУ-УПИ. Организовано единое информационное поле УрГИ–УрО РАН, студенты УрГИ пользуются библиотеками и информационными материалами библиотек УрО РАН. Ученые академических институтов УрО являются членами государственных аттестационных комиссий, руководителями курсовых, дипломных работ. 

И, тем не менее, процесс интеграции имеет большие резервы. Об этом говорили председатель УрО РАН В.А. Черешнев и ректор института М.Н. Денисевич перед подписанием договора между УрО РАН и УрГИ, состоявшемся в день визита. В планах — более широкое использование баз академических институтов для образовательной, практической и научно-исследовательской деятельности сотрудников и студентов, создание совместных кафедр, творческих и исследовательских лабораторий, совместная работа по грантам, написание учебников, учебных пособий, коллективных научных трудов.               

Логическим продолжением «круглого стола» явились блестящие актовые лекции, прочитанные академиками В.А.Черешневым о проблемах здоровья, экологии человека и иммунитете, В.Н. Большаковым о сохранении биоразнообразия Земли как важнейшей проблеме ХХI века и В.В. Алексеевым о судьбе России в ХХ веке. Каждому участнику Академических чтений были вручены символические ключи от института, их портреты украсили галерею почетных гостей, а в книге почетных гостей были сделаны записи: «Вы прошли интересный творческий путь за эти первые 10 лет, но многое еще предстоит сделать… Так держать!»


Наш корр.
Фото Т. ПЛОТНИКОВОЙ



 


18.02.04

 Рейтинг ресурсов