Бегом по коридору |
Под
председательством Владимира Путина в
Кремле прошло совместное заседание
Совета безопасности РФ и президиума
Госсовета РФ, посвященное развитию
национальной инновационной системы.
Выступление президента с небольшими
сокращениями мы предлагаем вашему
вниманию
Сегодня нам предстоит рассмотреть состояние дел в инновационной сфере. По сути, речь идет о стратегии качественного роста нашей экономики, промышленности, науки. В конечном счете — о формировании полноценной инновационной политики государства. В таком системном виде этот вопрос мы рассматриваем впервые. Несмотря на то что за последние годы был принят целый ряд серьезных решений, качественных сдвигов, к сожалению, в этой сфере пока очень мало. Совет безопасности и другие структуры также не раз обращались к проблемам поддержки науки и образования. Об этом мы недавно говорили и на Совете по науке при Президенте России. Я тогда обещал, что будут приняты соответствующие решения. Могу вас проинформировать, что мною только что подписан Указ о материальном поощрении ученых и конструкторов, внесших большой вклад в разработку современной военной техники и вооружений. В соответствии с этим документом, специалистам, имеющим особые заслуги в разработке военной техники и вооружений, будут выплачиваться гранты в размере 20 тысяч рублей в месяц. Мы накопили колоссальный научный потенциал, имеем подготовленные кадры и перспективные заделы практически по всему спектру современных технологий. Но этим естественным конкурентным преимуществом, которое создавалось несколькими поколениями ученых и конструкторов, эффективно пользоваться еще не умеем. Ключевая проблема в том, что научные открытия и изобретения у нас так и не становятся работающим капиталом, они не вызывают делового интереса у отечественных инвесторов, не приносят значимого дохода их авторам. И при этом значительная часть финансируемой из госбюджета науки все еще существует вне современных экономических и правовых отношений. Между тем невостребованная наука — это неэффективно растрачиваемые государственные средства, это реальная угроза для национальной безопасности России, угроза оказаться на обочине мирового технологического развития со статусом сырьевого донора развитых стран. Инновационная политика должна быть одним из наших самых приоритетных национальных проектов. И потому, как любой проект, она перед запуском должна быть хорошо проработана. Прежде всего мы не должны рассматривать инновационную политику только как однозначный выбор и поддержку государством ограниченного круга научно-технологических проектов или отраслей экономики. Напротив — следует предусмотреть формирование принципиально новых отношений науки, бизнеса и государства. Отношений, в которых разделение полномочий, ответственности и рисков происходит на всех этапах инновационного процесса - от научной идеи до конечного продукта. В рамках инновационной политики нам предстоит также отстроить адекватную инфраструктуру, включая все необходимые управленческие, правовые и институциональные элементы. Иначе нам не создать технологический коридор от научного открытия до рыночного продукта. При этом понадобятся четкие критерии в определении приоритетов инновационной политики. Также понадобится долгосрочный прогноз инновационного развития как российской экономики, так и мировой. Без этого не определить, где пересекаются накопленный в России интеллектуально-технологический капитал и тенденции мировых рынков. Кроме того, нужно оптимизировать гражданско-правовой оборот интеллектуальной собственности, создать реальный механизм мотивации для научных коллективов и ученых. Существующая правовая неопределенность пока мешает обеспечению интересов государства, самих ученых и научных учреждений, отпугивает от инновационных инвестиций и частный бизнес. Поэтому нужно ускорить внесение в Государственную Думу соответствующих законопроектов, устанавливающих баланс интересов в правах на интеллектуальную собственность между государством, научными организациями и самими разработчиками. И, наконец, последнее. Нам необходимо четко знать, какими правовыми, финансовыми и организационными ресурсами для осуществления инновационной политики мы располагаем. И какие из механизмов ее стимулирования еще предстоит создать в государственном и частном секторах. Хотел бы подчеркнуть: сейчас на государстве лежит основная ответственность за формирование и развитие современной научной среды. И именно за подготовку кадров, финансирование перспективных фундаментальных и многих прикладных исследований. Опираясь на наши возросшие экономические возможности, мы уже начали наращивать государственные вложения в эти области. Однако необходимо продумать и эффективные формы государственного стимулирования инновационной деятельности в частном секторе. Нужно смелее отказываться от уже
изживших себя форм преференций. Разумной
альтернативой здесь остается
максимальное предоставление
экономической свободы при создании
благоприятных условий конкуренции. В том
числе за счет развития системы
страхования, венчурного финансирования,
международной технологической
кооперации, а также активного
дипломатического сопровождения
российских разработчиков и
инновационных компаний на международном
рынке.
|
15.03.04