Науки скульпторов питают, надежду зодчим подают...



19 марта состоялась пресс-конференция по  итогам первого тура конкурса проектов монумента «Наука». В зале Екатеринбургского художественного фонда демонстрировались все присланные на конкурс работы, на отдельном стенде  — пять эскизов, отобранных для состязания во втором туре. Перед собравшимися выступили председатель УрО РАН академик В.А. Черешнев, председатель жюри академик Российской академии художеств С.В. Голынец, профессор УрГУ, искусствовед С.П. Ярков и генеральный директор ЕХФ С.В. Титлинов.



 

В.А. Черешнев рассказал о том, что идея  создания в Екатеринбурге Аллеи славы уральской академической науки возникла несколько лет назад. В дни празднования 70-летия Уральского отделения РАН при поддержке Уральской сталепромышленной компании было решено разместить такую аллею в «академическом» квартале улицы Софьи Ковалевской и увенчать ее символической скульптурной композицией. Екатеринбургский Художественный Фонд объявил открытый конкурс проектов монумента «Наука», в жюри которого наряду с искусствоведами, художниками, архитекторами вошли и ученые УрО РАН во главе с его председателем.

Цель конкурса, как записано в его программе, — выбор «наилучшего архитектурно-художественного и пластического решения, наиболее полно раскрывающего роль науки в истории человечества». Как выяснилось, в мире пока нет подобного сооружения, хотя есть знаменитый «Мыслитель» Родена, немногие удачные памятники подвижникам науки… Так что саму идею и данный конкурс можно считать уникальными. «Реализуя этот проект, — заключил свое выступление Валерий Александрович, — мы делаем шаг в будущее».

На рассмотрение в первом туре поступило 39 проектов из 8 регионов России — в виде эскизов на стандартных планшетах. Сейчас из них отобрано 5, которые архитекторам и скульпторам теперь предстоит представить как объемные макеты. Кстати, по условиям конкурса, имена авторов останутся неизвестными жюри до момента определения единственного победителя. Также на промежуточном этапе устроителям конкурса представляется нецелесообразной публикация фотографий проектов.

С.В. Голынец назвал все мероприятие примером содружества науки и искусства на Урале, возможно — будущего содружества уральских отделений Академии наук и Академии художеств. Примером взаимодействия, благотворного для духовной культуры региона и всей России. Сегодня же — только начало пути, отобранные во второй тур проекты пока еще нуждаются в очень серьезной доработке. О том же говорил и С.П. Ярков. Искусство имеет свои возможности и свои ограничения, и самое сложное — воплотить задуманное на практике.

Много еще было сказано на пресс-конференции о памяти и памятниках, о творцах и меценатах. В частности, С.В. Титлинов говорил об идее «творческих инвестиций», о том, что руководство региона должно иметь стратегическую программу развития монументального искусства, что позволило бы избежать необдуманных решений, а то ведь «в России памятник больше, чем памятник: поставить — сложно, убрать — нельзя…».              

На возведение монумента «Наука», которое планируется завершить в 2005–2006 гг., может потребоваться от 5–6 до 50–100 млн. рублей в зависимости от масштабов избранного проекта. Его финансирование подразумевает долевое участие Российской академии наук, Уральского отделения РАН, Уральской сталепромышленной компании и других спонсоров.     

Конечно же, основное внимание собравшихся привлекли сами проекты: множество художественных решений, как разнообразие современных философских и эстетических взглядов на науку. Заметно преобладал, впрочем, мотив «персонификации» основной идеи: «Наука» в образе символической женской или мужской фигуры, снабженной соответствующими атрибутами. Таковы по замыслу и четыре из пяти проектов-победителей. Один из них, например, повторяет композицию петербургского памятника Екатерине Великой (в роли царицы — сама Наука, в качестве фаворитов — крупнейшие уральские ученые). Еще один проект представляет собой большую круглую чашу с нисходящими трибунами внутри,  причудливое освещение которой в основном и создает художественный образ монумента. Мне же весьма привлекательным показался эскиз из числа «оставшихся за бортом» дальнейшего соревнования: скульптура в форме лежащего яйца, из которого уже вылупилось «нечто», поэтому скорлупа сохраняет первоначальную форму лишь на треть, дальше ее продолжает ажурная «кристаллическая» решетка, состоящая, если приглядеться, из человеческих фигурок. Но последняя, верхняя, треть «яйца» дорисовывается в пустоте лишь направленным освещением, что выражает, по-моему, не столько уже символику, сколько поэтику творческой идеи, опирающейся на мир материальный, но разворачивающейся уже в духовной сфере. Кстати, данному проекту был предпослан латинский девиз, переведенный автором как «Жизнь коротка, наука обширна, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно». Наука, как и искусство, есть нечто большее, чем конкретный труд чьей-то конкретной жизни, гениальная идея сродни духовному подвигу и на определенном этапе хрупка и уязвима. Так на то и памятник — запечатлеть «нерукотворное», утвердить на земле традицию памяти и признания.


Е. Изварина



 

02.04.04

 Рейтинг ресурсов