Сто вечеров |
||
…Недавно
пермские меломаны, и не они одни, отметили
своеобразный юбилей. В музыкальном
салоне «Классик», что в бывшем особняке
купцов Грибушиных, а ныне здании
Пермского научного центра УрО РАН,
состоялся сотый по счету концерт.
Немногие из знатоков культурной жизни
страны заметили это событие. А жаль. Ведь
сегодня «провинциальная» Пермь может
похвастаться не только балетной школой,
из которой вышла великая Надежда Павлова,
приличной оперой, но и традицией очень
тонкого камерного жанра, возрожденной на
стыке профессионального искусства и
академической науки.
До недавней поездки в Пермь о доме Грибушиных, его непростой судьбе и архитектурных достоинствах мы кое-что слышали, читали. Однако личные впечатления — другое дело. Особняк и впрямь выглядит замечательно. Не нужно быть специалистом, чтобы увидеть, с какой любовью и тщанием воспроизведен облик старого здания в центре города, особенно если знать, что еще пятнадцать лет назад оно было полуразрушено. Напомним вкратце его историю. Дом этот был построен между 1894 и 1898 годами по проекту архитектора и оперного певца Александра Турчевича в прогрессивном для 19 века стиле модерн. Он сразу стал одной из здешних достопримечательностей. В 1904 здание перешло в собственность богатых торговцев чаем Грибушиных. После революции, разумеется, его национализировали, и около семидесяти лет там размещались больница и разные хозяйственные службы, например, конюшня и овощехранилище. Нетрудно представить, в каком состоянии принял его в 1987 вновь образованный ПНЦ: докторам и конюхам было не до заботы о сохранении модерна. И тут обязательно надо вспомнить добрым словом ныне покойного первого председателя Центра и директора Института технической химии, члена-корреспондента РАН Юрия Степановича Клячкина. Именно его без преувеличения титаническими усилиями дом Грибушина постепенно обрел обновленно-первоначальный вид. Только Клячкину доподлинно известно, сколько сил, энергии и труднодоступных средств стоила реставрация-перестройка. Зато теперь, как и прежде, фасад особняка украшают маскароны — маски идеализированных женских лиц, на стенах внутри — изощренный лепной декор, восстановленный по рисункам Турчевича, на полах — уникальный паркет, доставленный из Винницы, на потолках — люстры из Питера. Дом Грибушина, он же Дом ученых, заметен издалека, сюда не стыдно приглашать самых высоких гостей, включая иностранных, что и делают ученые, иногда по просьбе властей. В таком интерьере лучше решаются самые сложные вопросы, а экстерьер давно стал символом не только ПНЦ, но и, скажем так, общепермским. Однако, кроме красоты визуальной, особняк обладает и другими достоинствами. Оказалось — здесь удивительная акустика, удовлетворяющая самомый взыскательный вкус. Грибушины были большими любителями музицирования, содействовали созданию в Перми первого на Урале отделения Императорского русского музыкального общества, собирали у себя вечера для избранных. И вот почти через сто лет возникла идея, что называется, вернуться к истокам, причем не на семейно-любительском, а на настоящем, серьезном уровне. Принадлежала она большому энтузиасту и знатоку музыкального дела Людмиле Михайловне Корж. Лидеры ПНЦ идею сразу одобрили: почему нет? Среди ученых поклонников классического жанра значительно больше, чем среди других категорий населения. К тому же в Перми, где живет немало талантливых исполнителей, до сих пор нет ни филармонического зала, ни консерватории… В результате в доме Грибушиных появился рояль «Беккер» 1902 года выпуска, найденный на одном из заводов и поднятый из руин. Затем стали приходить артисты. Так родился клуб-салон «Классик», непрерывно действующий вот уже двенадцатый сезон. …Сотый вечер «Классика», с одной стороны, был по-домашнему теплым, с другой — на редкость содержательным творчески. Кроме интересных инструменталистов (Андрей Блох, кларнет, Наталия Шамарина, фортепиано) выступили артисты пермской оперы Татьяна Каминская, Сергей Власов, и, что больше всего удивило, — солистка столичного театра «Геликон-опера», лауреат премии «Золотая маска» Татьяна Куинджи. На спектакли «Геликона» в Москве не пробиться, это, как говорят телевизионщики, для «прайм-тайма», а тут — Пермь, под сотню зрителей и даже не выходной день… Нам объяснили, что Татьяна начинала в Прикамье, в доме Грибушиных показывала многие свои работы и по-прежнему очень любит здесь выступать. Оставалось пожалеть, что мы не видели предыдущие девяносто девять концертов в «Классике». Поздравить клуб-салон, его хозяйку пришло немало уважаемых людей, в том числе — председатель здешнего отделения Союза композиторов Игорь Машуков, певица и педагог Ольга Захарова, объяснившая особенности камерного жанра: это — своеобразная школа, требующая особого дара; даже многие признанные мастера большой сцены опасаются маленьких залов, требующих практически индивидуального общения с искушенным слушателем. А вот как объясняет свои задачи пермскому журналисту Людмила Корж: «Все имена в классической музыке были сделаны в салонах: Паганини, Глинка, Шопен и т.д. Цель любого салона — сделать имя, увидеть личность. То есть выполнить функцию профессиональной экспертизы, потому что слушатели, которые здесь собираются — люди с культурным кодом.» (газета «Звезда», 28. 01. 2003). Имена Куинджи, Шамариной, которая уже лауреат Всероссийского конкурса педагогов-исполнителей, можно сказать, сделаны. Теперь очередь — за пермским Шопеном. Разумеется, много поздравлений «Классику» прозвучало от людей науки, составляющих едва ли не большую часть «слушателей с культурным кодом». Причем среди них не одни пермяки. Судя по книге отзывов, в основном восторженных, за одиннадцать сезонов в салоне побывала целая когорта наших маститых ученых. Здесь автографы академиков Месяца, Большакова, Чупахина, Толстикова. Рядом — теплые слова от губернатора Пермской области, британского архитектора Джона Маррея… Однако
академики, а также некоторые
предприниматели не только наслаждаются
прекрасным. Без их поддержки салон, как
пишет та же газета «Звезда», давно бы
закрылся. Руководители ПНЦ всегда делали
и делают все возможное, чтобы его сберечь.
Помогали и продолжают помогать пермская
торгово-промышленная палата, медицинская
страховая компания «АСКО-ДИОС-мед».
Людмила Михайловна Корж предпочитает не
вдаваться в детали самофинансирования,
но совершенно очевидно: состоятельным
Грибушиным содержать музыкальный салон
было куда проще. Сегодня в таком деле не
обойтись без одержимости и понимания, что
на самом деле «штучное», индивидуальное
творчество несравнимо большая ценность,
чем продукция конвейера массовой
культуры, . Похоже, вокруг салона «Классик»
такое понимание есть, и дай Бог, чтобы его
хватило еще не на одну сотню вечеров.
|
||
06.04.04