Споры о личности - думы об обществе |
Очередное
заседание Интеллектуально-делового
клуба (ИДК) при екатеринбургском Доме
ученых, состоялось на этот раз в стенах
Уральского гуманитарного института,
отмечающего в этом году свое десятилетие.
Закономерно, что предметом обсуждения за
«круглым столом» стали проблемы
формирования личности
в современном обществе.
Тема эта, безусловно, относится к разряду «вечных», иронически говоря, «проклятых вопросов». Все вроде бы знают, что «человек должен быть личностью», все согласны, что без личности — моральной, интеллектуальной, творческой — невозможно устойчивое существование и развитие общества, и… все (не первый год и, строго говоря, не первый век) остаются в недоумении: Германна все нет, обещанный и воспетый в миллионах томов «новый человек» как-то не спешит с появлением на общественной арене. …Тем не менее, классик советской магнитофонной культуры Александр Галич завещал беспокойным «мальчикам» нашего времени: «Спрашивайте: как и почему?» На то и Интеллектуальный клуб. Сопредседателями заседания стали руководитель ФПГ «Драгоценности Урала» и президент ИДК Н.И. Тимофеев, Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и директор Института истории и археологии УрО РАН академик В.В. Алексеев. Ректор УрГИ М.Н. Денисевич кратко представил собравшимся свой институт, названный в 2003 г. лидером в бизнесе, а в нынешнем награжденный медалью «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России». Учрежденный и организованный 10 лет назад при участии УрО РАН и УГТУ-УПИ Уральский гуманитарный институт в настоящее время имеет все необходимое для того, чтобы получить статус академии. В частности, за эти годы в его стенах прошло более 30 научных конференций. Точно так же как мир сейчас совершает переход от индустриальной к информационной эпохе, Россия перестраивается на рельсы рыночной экономики. Оба этих фактора, по словам М.Н. Денисевича, и ставят перед нами проблему воспитания человека и формирования личности, роли в этом процессе семьи, образования и общества. Заведующая кафедрой практической психологии УрГИ Ю.А. Токарева начала свой доклад с научного определения: «Личность — это конкретный человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных характеристик, которые проявляются в его общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение как для него самого, так и для окружающих». Всякая личность подразумевает биологическую и социальную составляющие, а важнейшим с точки зрения формирования личности элементом социума является семья. На практике мы видим, что воздействие семьи избирательно, не всегда, например, асоциальная семья порождает асоциальную личность. Но практика же доказывает влияние «ячейки общества» на то, как человек впоследствии строит свою собственную семью, на формирование и развитие интеллекта и социальных эмоций, понимание социальных норм. В докладе «Развитие способностей человека на примере Малой гуманитарной академии» доктор философских наук профессор Л.М. Артюхина подчеркнула, что наше время характеризуется «кризисом взросления»: взрослое поколение все еще находится в состоянии ценностной дезориентации и неспособно повести за собой молодежь. Главная проблема сегодняшней школы — ценностный вакуум: неясность духовных ориентиров и девальвация ценностей науки и рациональной культуры в целом. Организованная при УрГИ для школьников 6–10 классов Малая гуманитарная академия видится как поле новых возможностей, уникальная образовательная стратегия, направленная на развитие личности ученика. Главная ее заслуга — участие академической науки в образовательном процессе. В сотрудничестве с УрО РАН развивается исследовательская и проектная деятельность учащихся, проводятся встречи с учеными и конференции. Доктор философских наук, профессор о. Сергий говорил о том, что с точки зрения православных христиан личность человека как нечто уникальное и неповторимое формируется уже в момент зачатия. В православной психологии и социологии разграничены понятия индивидуальности и духовно развитой личности: борьба за индивидуальность может стать борьбой индивидуальностей, но общество, состоящее из эгоцентристов, обречено на гибель. Личность же (православный ее синоним — «ипостась») есть «лицо», символ души человека, обращенного не к собственным страстям, а к окружающему миру и способного видеть лица других людей. Человек должен видеть перспективу воссоединения со своим духовным «я», человек должен быть просвещен прежде всего духовно — тогда и общество будет спасено. По мнению известного культуролога и публициста В.П. Лукьянина, теория личности пока все-таки не проясняет многих вопросов. Всегда ли формирует личность семья, всегда ли облагораживает ее образование? Практика показывает, что — нет. Не изучался еще по-настоящему этот «зазор» между личностью и условиями ее развития, мало исследовано соотношение врожденных и благоприобретенных факторов, так что по-прежнему актуально для психологической науки выражение «чужая душа — потемки». Академик В.В. Алексеев заметил, что тема «Формирование личности в современном обществе» порождает два главных вопроса: к какому же все-таки обществу мы идем, и какая именно «личность» должна его строить? В истории России есть прецеденты решения этих проблем «сверху»: например, в период петровских реформ, а также после Октябрьской революции экономические преобразования сопровождались культурной революцией. Методы при этом использовались недопустимо жестокие, но вспомним, что высшим достижением культурного строительства при Петре I стала организация Российской академии наук, а в советскую эпоху работал Курчатов, сформировался как личность Гагарин… И вовсе не так уж бессильна наука на современном этапе, но перед ней до сих пор не поставлена, даже еще не сформулирована соответствующая задача. Пора наконец дать точное название нашему обществу и, соответственно, определить задачи воспитания личности. Между тем из-за повседневной и повсеместной пропаганды действительно низменных и порочных ценностей мы теряем уже не отдельные личности — речь идет о нравственной деградации нации. Нам нужна гармонически развитая, духовная личность, которая и будет способна отстаивать интересы Отечества, но здесь нужны государственные подходы и государственные решения. Докладчика поддержал президент Интеллектуально-делового клуба и ведущий заседания Н.И. Тимофеев: сегодня, не занимаясь воспитанием, мы тем самым «воспитываем» антисоциальную личность. Обществу же и государству требуется личность социальная, воплощающая духовные достоинства и идеалы. Далее
последовало обсуждение обозначенных в
докладах проблем за круглым столом. В
заседании приняли участие руководители
институтов УрО РАН, крупнейшие ученые,
ректор УрГУ В.Е. Третьяков, преподаватели
УрГИ. Поговорить им, как видим, было о чем.
Я же, прослушав лишь основные доклады,
соглашусь с замечанием мудрейшего
Конфуция: «Когда ясно, в чем заключается
истинная нравственность, то и все
остальное будет ясно».
|
|
20.07.04