Заветная цель и нечаянный дар |
«Не
счесть алмазов в каменных пещерах»:
Антология геологических стихов /X науч.
студенч. шк. «Металлогения древних и
современных океанов-2004». — Миасс, 2004. — 84
с.
Я
знаю: все геологи — поэты… Так случилось, что этот сборник попал ко мне в руки почти одновременно с еще одной публикацией. В сентябрьском номере журнала «Урал» напечатано большое эссе «На вечном камне». В нем М.П. Никулина — не только замечательный поэт и прозаик, но и давняя поклонница красоты и уникальной самоценности камня — пишет о нем как о непреложном культурном достоянии, или даже — одной из фундаментальных основ общечеловеческого древа мифологий, культур, ремесел: «Наши отношения с камнем начались около трех миллионов лет тому назад и до сих пор значат для нас так много, что всю историю человечества без преувеличения можно назвать поиском лучшего камня». В своем эссе М. Никулина помещает вектор этого поиска в сложную и разветвленную систему координат: камень и ранние культовые представления человека, камень и мифы (как древние так и современные), понятие ценности камня, сферы и уровни общения человека с камнем и, наконец, отражение этой темы в поэзии и прозе. Причем богатство и долговечность данной литературной традиции представляются автору далеко не случайными: «Слово и камень, глядятся друг в друга, словно в волшебное зеркало… Разве законы строения кристаллов не объясняют структуру наших хореев и ямбов?.. И разве есть гармония, более внятная для человека, чем поэтическое творение и кристалл?» И далее — множество цитат из произведений разных времен и народов, воспевавших красоту и могущество камня. Объединяет их, во-первых, сам предмет, а во-вторых, то, что все это — строки поэтов и писателей, восхищенных камнем, но… зачастую вовсе не обладающих точным знанием о нем. Антологию «Не счесть алмазов в каменных пещерах» составили стихи именно специалистов — геологов, людей, изучающих камень, имеющих дело с его генезисом, составом, структурой и свойствами, с его своеобразной «жизнью» — в пластах залегания, на предметном стекле, в залах музея. Конечно, строго говоря, поэзия здесь — любительская, непрофессиональная. Силами любителей — в лучшем смысле этого слова — подготовлена и сама книга: в основу ее легла коллекция стихов, собранная доктором геолого-минералогических наук В.В. Зайковым (Институт минералогии УрО РАН), который пишет в предисловии: «В течение многих лет сочинения, посвященные тектонике, минералам, горным породам привлекали мое внимание. …Стихи — это срез той романтической поры советской геологии, которая охватила почти столетие». Если художник пишет камень, пишет о камне — он пишет все равно прежде всего о себе, пытается выразить собственные мысли и чувства, лишь «опираясь» на камень, аккумулирующий в себе обширную культурную традицию, огромную энергию ушедших времен и идей… А вот геолог-профессионал говорит о камне как таковом: с его собственной красотой, собственными неповторимыми свойствами. Зачастую — о камне «на своем месте»: в земле, в горе, в процессе формирования и роста, а не в посмертном фаворе — на груди красавицы или в магическом перстне поэта-романтика. Стихи «любителей» часто слабоваты стилистически, зато в самых удачных из них пленяет свежесть и точность восприятия. Это они, геологи, «Пишут в пикетажке прозу Про поэзию Земли» (В. Березин), и это им камень сообщает о мудрости мироустройства, безупречной как математически, так и метафорически: Проста черта карандаша, И чистокровен след алмаза. Кристаллизуется душа Бурильщика и богомаза (А. Грабовский) Преданность камню здесь — преданность своему делу, в конечном счете, — судьбе, где — все вместе: будни и праздники, находки и потери, работа, надежда, обыкновенные земные чудеса… Самоцветами богаты Здесь и пади, и горбы, И хожу — ищу агаты, Словно белые грибы. Из расколотых миндалин, Глаз и сердце веселя, Как подснежники проталин, Смотрят друзы хрусталя. (В.
Литвинов) Снова
— образ кристалла, безупречного в своем
естественном совершенстве: заветная цель,
нечаянный дар, в повести жизни — первое и
последнее слово…
|
15.11.04