Креатив для менеджмента |
7–8
октября в Екатеринбурге при поддержке
администрации полномочного
представителя президента в УрФО прошла
всероссийская научно-практическая
конференция «Креативный
менеджмент — стратегия управления и
образования XXI века», посвященная
десятилетию Уральского гуманитарного
института (УрГИ), который и выступил ее
организатором. Особенностью конференции
стало то, что она проходила совместно с
первым на Урале выездным заседанием
Совета Учебно-методического объединения
вузов России по образованию в области
менеджмента.
В конференции приняли участие крупные ученые из Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Перми, Белгорода и других городов. Среди именитых участников — доктор технических наук, профессор ИППК МГУ Г.И. Ванюрихин (Москва); ректор Высшего экономико-технологического института М.Н. Романчук (Москва), профессор, доктор экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента Нижегородского государственного университета Ф.Е. Удалов, доктор исторических наук, профессор, декан гуманитарного факультета УГТУ-УПИ В.В. Запарий (Екатеринбург). И, конечно же, большим событием стало участие в конференции заместителя председателя УМО по образованию в области менеджмента, доктора экономических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ, автора многих популярных учебников Эдуарда Михайловича Короткова. Кроме ученых, преподавателей и студентов вузов, в работе конференции приняли активное участие менеджеры-практики из разных сфер бизнеса, также заинтересовавшиеся проблемами креативного менеджмента. Тема конференции чрезвычайно актуальна. Все больше людей рассматривают креативный или, проще говоря, творческий, менеджмент как важнейший фактор успешного развития отдельных предприятий, фирм и экономики страны в целом. Чтобы выжить и успешно развиваться в этом сложном мире, чтобы занять лидирующие позиции и удержать их, необходимо постоянно творить, изобретать, создавать новые продукты и услуги, занимать новые рыночные ниши и т.д. Только при этих условиях на Западе мог произойти прорыв к рынку новых технологий, который наряду с рынком квалифицированного наукоемкого труда является сейчас одним из эпицентров экономического роста. Важнейшей задачей креативного управления и образования является создание системы, которая бы способствовала выявлению, закреплению и развитию именно тех творческих способностей, которые в наибольшей степени присущи тому или иному человеку. В связи с этим необходимо принципиальное изменение образовательной политики. Без практической интеграции науки, образования и производства решить эту проблему невозможно. С одной стороны, подобная интеграция способствует развитию творческих личностей и реализации инновационных проектов, с другой стороны, осуществление самой интеграции невозможно без творческого менеджмента. Конференция открылась 7 октября в гостинице «Эрмитаж» на берегу озера Шарташ. С приветственным словом к собравшимся обратились ректор УрГИ, доктор исторических наук, профессор М.Н. Денисевич, представитель администрации полномочного представителя президента в УрФО Н.Н. Хридина, заместитель председателя УМО по образованию в области менеджмента Э.М. Коротков. Его доклад «Потребность и необходимость креативного менеджмента в современных тенденциях экономических знаний» стал ключевым на пленарном заседании. В нем Эдуард Михайлович очень аргументировано отстаивал необходимость первого образования в области менеджмента. Действительно, для менеджера крайне важны определенные личностные качества, стиль мышления, сформировать и развить которые возможно именно в юном возрасте, тогда как уже сформировавшемуся специалисту из другой сферы деятельности трудно выработать эти качества, даже если он получит второе высшее образование в области менеджмента. На конференции говорилось и о том, что в современном мире знания быстро устаревают, а необходимость в знаниях для человека все более увеличивается. В связи с этим докладчик поддержал идею непрерывного пожизненного образования. Собственно, такая тенденция уже начала проявляться. Также Э.М. Коротков отметил такие процессы, как диверсификация образования в области менеджмента (развитие специализаций), информатизация и компьютеризация образования. Но с развитием информационных технологий роль «человеческого фактора» в управлении и образовании не снижается, а повышается. Важнейшая задача образования в области менеджмента — способствовать формированию и развитию индивидуальных творческих способностей человека. «Современный менеджер должен быть исследователем, — отметил профессор. — Вуз должен научить его быть исследователем». А для этого необходима корректировка целей, задач и методов высшего образования. С интересным, эмоциональным докладом на тему «Управленческий аспект инновационной деятельности в экономике России», вызвавшим оживленную дискуссию, выступил профессор Ф.Е. Удалов из Нижнего Новгорода. Ректор Уральского гуманитарного института, профессор М.Н. Денисевич посвятил свое выступление креативному менеджменту как фактору интеграции академической науки и гуманитарного образования. Уральский гуманитарный институт уже сейчас осуществляет в своей деятельности синтез академической науки, образования и практики. Само появление на свет УрГИ десять лет назад можно считать примером подобной интеграции и осуществления творческих замыслов. Созданный на базе УрО РАН и УГТУ-УПИ, являющихся его учредителями, Уральский гуманитарный институт строит процесс обучения, основываясь на передовых научных достижениях, ориентируясь в то же время на конкретные требования современного рынка. Наряду с известными учеными занятия со студентами ведут опытнейшие специалисты-практики. Получение институтом золотой медали «Европейское качество» в номинации «Сто лучших вузов России» в июне 2004 г. и победу в областном конкурсе «Лидер в бизнесе-2003» можно рассматривать как подтверждение эффективности вышеупомянутой политики. Неудивительно, что именно Уральский гуманитарный институт проводит конференцию по проблемам креативного менеджмента. УрГИ собирается и дальше вести разработки в данном направлении, более того, готов стать идейно-организационной платформой интеграции науки, гуманитарного образования и бизнеса. 8 октября конференция работала в стенах Уральского гуманитарного института. В этот день иногородние участники конференции, представители вузов и предприятий Екатеринбурга имели возможность познакомиться с конкретными формами интегрированного обучения, имеющимися в институте. В частности, искренний интерес вызвала презентация работы Малой гуманитарной академии — уникального образовательного учреждения, в котором одаренные школьники развивают свои творческие способности, работают вместе со студентами над различными интересными проектами, сами издают газеты и поэтические сборники. Возглавляет работу Малой гуманитарной академии заведующая кафедрой менеджмента УрГИ, профессор Л.М. Андрюхина. Студентам УрГИ на второй день конференции представилась возможность пообщаться с профессором Коротковым, обсудить с этим известным автором его новый учебник «Концепция российского менеджмента», и студенты с удовольствием этой возможностью воспользовались. С большим интересом они участвовали в работе мастер-класса преподавателя УрГИ С.Н. Коровиной «Нестандартный подход в решении мыслительных задач». Кроме того, 8 октября состоялась презентация работы Клуба редакторов корпоративных средств массовой информации Свердловской области, основанного при факультете менеджмента УрГИ. В последнее время численность корпоративных СМИ (выходящих в рамках какой-то фирмы, предприятия, корпорации и т.д.) стремительно увеличивается во всем мире и в России в частности. Корпоративная пресса — важный инструмент менеджмента, с помощью которого можно решать множество актуальных задач: информировать, генерировать интересные идеи, способствовать формированию корпоративной культуры и положительного имиджа предприятия, конструктивному диалогу между руководством и работниками. Но только качественные, интересные издания способны выступать эффективным инструментом менеджмента. Один из важнейших факторов улучшения качества корпоративных СМИ — повышение квалификации их сотрудников, обмен опытом между ними. Это и есть основные цели создания Клуба редакторов. А для студентов-менеджеров такой клуб — возможность непосредственно общаться с редакторами и быть в курсе проблем, касающихся корпоративных СМИ. По итогам конференции была принята декларация, в которой, в частности, подчеркнута необходимость совместной деятельности представителей науки, образования и производства по поиску, разработке и внедрению новых интегрированных моделей подготовки менеджеров. Указываются и конкретные задачи, которые предстоит решить в этом направлении: создание единой информационной базы, развитие совместных научно-исследовательских проектов и т.д. Состоявшаяся
конференция — только этап огромной
работы по развитию креативного
менеджмента и интеграции науки,
образования и бизнеса. Этап огромной
работы, которую предстоит проделать
совместными усилиями, если мы хотим,
чтобы развивались российская наука,
образование и экономика, чтобы люди в
России жили достойно, а страна была
сильной и процветающей.
|
24.11.04