Талант оставаться собой |
В этот вечер гостиная екатеринбургского
Дома ученых была переполнена: посетители
сидели в креслах, на стульях и на полу,
стояли в дверных проемах — тянулись
увидеть, старались расслышать…
Творческий вечер члена-корреспондента
Академии наук, бывшего директора
Института физики металлов, физика и
лирика, драматурга и сатирика, художника
и подвижника Виталия
Евгеньевича Щербинина
ознаменовался настоящим аншлагом. И
наверняка — не разочаровал никого, а
порадовал многих и многих.
Сюжетной канвой и абсолютно верным эмоциональным камертоном всего действа стал рассказ самого «бенефицианта» о том… да обо всем: о временах и нравах, о друзьях и учителях, о причинах и поводах своего обращения к речи поэтической и прозе иронической. О рисунках (замечательная серия карикатур в стиле Х. Бидструпа демонстрировалась на специальном планшете), о сценариях, книгах, спектаклях, живущих сейчас уже в цитатах и в институтском фольклоре, в непосредственном общении, а не только «в анналах». Когда-то на лекции для молодых сценаристов один из корифеев этого дела провозгласил, а Виталий Щербинин запомнил на всю жизнь и взял на вооружение довольно простое правило. Прежде чем приниматься за любую творческую работу, надо самому себе ответить на три основных вопроса: «Что (делать)?», «Зачем?» и «Почему?». Главное, безусловно, «зачем». По прошествии лет, думается, уже можно ответить с уверенностью: чтобы жизнь стала все-таки лучше и веселее, чтобы сохранить себя и защитить то, что тебе дорого — так, как это можешь сделать только ты: своими словами, своим почерком, на свой лад. И если в понимании самого Щербинина поэт есть «человек, который смотрит на мир совершенно другими глазами», то глава издательства «Банк культурной информации» Ю.В. Яценко, выпустивший, кстати говоря, и последний по времени стихотворный сборник Виталия Евгеньевича «Сюжеты» (Екатеринбург, 2004), немедленно возразил своему протеже: «Для меня поэт — тот кто смотрит прежде всего своими глазами. Каждый поэт — это целый мир. Как и свойственно талантливому человеку, Щербинин частенько сомневается в себе. Но его читатель чувствует, как слова, поставленные в особом порядке, приобретают определенную душевную ценность». Стихи, конечно
же, звучали во множестве: их читали
целиком и цитировали построчно, их пели
под гитару, им, не менее чем их автору,
признавались в любви. Сам «виновник
торжества» прочел избранные страницы из
иронического цикла «Мемуары без вранья».
Поклонницы и соратницы по «поэтическому
цеху» УрО РАН спели для него трогательную
эпиталаму на знаменитую мелодию Гладкова:
«…ведь сам Господь его в макушку
поцеловал давным-давно, давным-давно!».
Так говорят о человеке, одаренном щедро и
многогранно, о таланте добром и
созидающем. К В.Е. Щербинину это относится
в полной мере. Впрочем, есть ли вообще
мера для творческого вдохновения и
душевного разговора — науке это, как
говорится, неизвестно. Пусть так. Тем
ценнее для человека науки — образный,
нетривиальный взгляд на вещи, да и на себя
самого. Тем дороже — разговор по душам и
признание по заслугам. Благо, именно к
таким встречам и располагает
гостеприимная обстановка в Доме ученых.
|
05.04.05