Космос крупным планом

 
 

…12 апреля — День космонавтики. В 1961 году в этот день совершил полет вокруг планеты Земля ее первый космонавт, гражданин СССР Юрий Гагарин. Прежде этот праздник отмечался весьма широко, нынешняя молодежь начинает о нем забывать. И не только потому, что СССР уже нет и в школах больше не учат гордиться его достижениями. С некоторых пор все мы начали воспринимать информацию об очередном космическом полете как рядовую, это стало почти привычным делом. Даже недавнее первое прикосновение землян к планете Титан было сенсацией совсем недолго. Однако, чтобы прийти к такой обыденности посещения космоса, человечеству пришлось приложить без всякого преувеличения титанические усилия, и особенно — его советской части. Этому посвятили жизнь лучшие наши ученые, конструкторы, инженеры, военные, имена которых навсегда вошли в историю. Один из таких людей — «отец космической медицины», академик, генерал-майор Олег Георгиевич Газенко, готовивший к полету Гагарина и вряд ли имеющий сегодня равных в познании «космического здоровья». Напомним, что в 1998 году ему была присуждена научная Демидовская премия, в связи с чем «Наука Урала» подробно представляла лауреата. В сентябре прошлого года Олег Георгиевич снова приезжал в Екатеринбург на съезд Физиологического общества имени И.П. Павлова, которое долгое время возглавлял. Тогда мы говорили прежде всего о проблемах организации физиологов (см. интервью с ним в № 24 за 2004 г.). Но за кадром опубликованного текста осталась большая часть беседы, посвященная главному делу его жизни — космосу. Апрель — самое время для ее публикации.


 



 

Академик Олег Георгиевич Газенко.   — …Олег Георгиевич, СССР долгий период был мировым лидером в освоении космического пространства. Каково место современной России в этом процессе? Насколько задействован в нем потенциал наших специалистов, в том числе биологов, медиков?
   — К счастью, работа продолжается. Конечно, не в тех масштабах, как это было раньше — по известным причинам финансирование науки в целом и космических исследований в частности резко уменьшилось. Но без России космос по-прежнему невозможен. Как вы знаете, сейчас на основе отечественной космонавтики поддерживается существование Международной космической станции, поскольку только наши транспортные корабли в состоянии доставлять туда экипажи и грузы и обеспечивать ее функционирование. Кроме того, в мире действует целый ряд специальных космических агентств, и наша страна, в том числе биологи, медики, физиологи постоянно с ними сотрудничают. Ведь в этой области мы располагаем не только знаниями, опережающими мировой уровень, но и разного рода уникальными установками, доступ к которым для иностранных коллег очень важен. Это дает дополнительные финансовые возможности и укрепляет наши позиции.

— После распада СССР нередко звучит мнение, что советские космические программы были построены исключительно на политических амбициях, их эффективность совершенно не соответствовала гигантским затратам. До какой степени это обоснованно? Вообще, окупаются ли для человечества выходы за пределы атмосферы Земли, какова их реальная польза кроме романтического адреналина в крови и утоления жажды первооткрывательтва?

— То, что это очень дорого, — справедливо. Любая деятельность должна основываться на имеющихся возможностях, и сегодня мы тратим на космос столько, сколько способны. Но есть и другая сторона дела, о которой в России не слишком хорошо известно. В США, европейских странах населению, налогоплательщикам очень широко и конкретно рассказывают о пользе космических исследований, и аргументы звучат убедительно. К сожалению, делая акцент на героическом пафосе космонавтики, мы этим занимались мало, а зря. Только в одной области разного рода автоматических космических приборов полезных достижений огромное количество. Практически вся современная связь — телефонная, телеграфная, Интернет — осуществляется с помощью комических средств. На них построена глобальная система мировой связи. Благодаря метеорологическим спутникам стало возможным уточнение прогнозов погоды, течения разного рода катастроф. Картография, исследование ресурсов, геология, предупреждение и борьба с крупными пожарами — вот далеко не полный список сфер, в которых благодаря космосу уже сегодня совершен настоящий прорыв. Если говорить о пилотируемых полетах — то это, конечно, область, в основном нацеленная на будущее, на то, чтобы ответить на главный вопрос: есть ли существенные ограничения тому, чтобы человек мог не только исследовать космическое пространство, но и по-настоящему освоить его в интересах населения Земли? Первый такой интерес — возможность использования энергии Солнца. Как известно, земляне стоят на пороге кризиса: традиционные источники энергии, например, углеводородное топливо, подходят к концу, надо искать новые. Речь идет о создании космических станций, которые «перекачивали» бы солнечную энергию на Землю и обеспечили бы доступ к ней на миллионы лет вперед. Другое крупное направление — вероятная добыча ценных ископаемых продуктов, элементов, имеющихся на небесных телах. Есть еще целый ряд по-настоящему масштабных проектов. Но чтобы ими заниматься, надо прежде всего понять, насколько долго может homo sapiens нормально жить и работать вне планеты Земля. Пока твердо установленный наукой срок — около двух лет, и это внушает определенные надежды. Мы полагаем, что дальнейшая работа на Международной космической станции, наземные и летные эксперименты позволят дать окончательный ответ на этот вопрос. Лично мне кажется — никаких ограничений не существует, современная космическая биология, медицина в состоянии обеспечить безопасное существование человека в космосе. Но это требует доказательств.

— То есть повседневная работа в космическом пространстве вполне реальна, и первыми после космонавтов ее станут делать энергетики и геологи? Отличная профессиональная перспектива! Однако даже если это произойдет относительно скоро, большинство из нас, наших потомков останутся на Земле и будут прежде всего озабочены своим самочувствием здесь. Насколько полезна космическая медицина для здоровья «земного», что дала она медицине традиционной?

— Очень многое. Прежде всего, появилась целое семейство очень эффективных диагностических приборов. В частности, создана система, которая раньше называлась биотелеметрией, а теперь — телемедициной, позволяющая осуществлять диагностику и помощь пациенту, находящемуся на любом расстоянии от самых лучших медицинских центров. Разработаны новые препараты, которые используются при лечении различных заболеваний. И, что крайне существенно, получены значительно более широкие и ясные представления о том, что можно назвать практически здоровым человеком. Ведь исторически медицина занималась болезнями, больным состоянием организма и мало интересовалась здоровым. Подготовка космонавтов, длительное наблюдение за ними позволили собрать огромный материал про то, каким же образом формируется состояние здоровья, как правильно организовать систему различного рода профилактических мероприятий, которые увеличили бы активный, творческий период жизни каждого. Как только у нас появится побольше денег, такой опыт, методики и подходы из космической медицины можно будет шире использовать в народном здравоохранении.

— Очень хотелось бы поскорей. Ведь пока при всем уважении к нашим докторам постоянно замечаешь: разбираясь в болезнях, они очень мало понимают в здоровье…

— …Не говоря уже о том, что в процессе космических исследований, благодаря возможностям, недоступным непосредственно с Земли, появились совершенно новые направления биологической науки — например, гравитационная биология. За счет изучения биологического действия космических видов излучения мощное развитие получила радиобиология, и так далее, и тому подобное. Все это необычайно обогащает биологические и медицинские знания. Другое дело, что направления эти пока находятся на начальной стадии развития. Многое в наших представлениях меняется. Повторюсь: вначале многие думали, что космический полет чрезвычайно опасен и трудносовместим с жизнедеятельностью, но опасения оказались напрасными. С другой стороны, считалось, что космос может быть использован для лечения, а вот это пока маловероятно. Может быть, «космическое лечение» эффективно при некоторых заболеваниях кровеносной системы, связанных с низким давлением, но теперь мы научились бороться с ними на Земле, и улетать с нее для этого не обязательно. В общем, идет нормальный процесс познания. Остановить его нельзя, можно только ускорить или замедлить…
 


Жилой модуль Международной космической станции (МКС).
Жилой модуль Международной космической станции (МКС).
 


Вел беседу Андрей ПОНИЗОВКИН
 

 

 

18.04.05

 Рейтинг ресурсов