Он возмужал в сорок первом

 
 

Кандидат технических наук Георгий Михайлович Рубинштейн.   …Когда началась Великая Отечественная война, Георгию Михайловичу Рубинштейну, ныне старшему научному сотруднику Института химии твердого тела УрО РАН, кандидату технических наук, было 15 лет. Но он успел стать ее участником.
   В июне 1941 года Гоша Рубинштейн гостил у своей старшей сестры в Ленинграде. Родители остались в Киеве, там, где он родился и учился в школе. Месяца через два после начала войны его эвакуировали в Свердловск, потом в Орск Оренбургской области. Там он продолжил свое школьное образование. В старших классах работал ночами на военном заводе, где изготавливали корпуса мин, а днем учился в школе. В 1944 г. после окончания школы был призван в Красную Армию. Его вместе со сверстниками направили в зенитную артиллерию для охраны города Горького и химических заводов Дзержинска.

По словам Георгия Михайловича, при росте 182 см он весил 57 килограмм. Он вспоминает, что старшие товарищи жалели не успевших возмужать юношей. В армии было даже легче, чем тогда, когда он учился в школе и работал по ночам на заводе. Кормили лучше, и выспаться удавалось. Их батарея располагалась возле цеха, в котором начиняли бомбы ипритом. Весной 1945 г. эти работы прекратили, и их полк МЗАП перебазировали на Дальний Восток для охраны железнодорожных станций.

В конце 1946 г. Георгия Рубинштейна, как нестроевого, демобилизовали, и после подготовительного отделения он поступил в 1947 г. в Московский институт цветных металлов и золота им. М.И. Калинина: любил химию, соблазнили также хорошее общежитие и повышенная стипендия.

В институте преподавали прекрасные специалисты, люди высокой культуры и морали. Некоторые их лекции Георгий Михайлович помнит до сих пор. В 1952 г. он окончил институт по специальности инженер-металлург по цветным металлам. Был распределен на Уральский алюминиевый завод (УАЗ) в Каменск-Уральский, где и проработал почти 36 лет. Первые два года был мастером в глиноземном цехе. Затем захотелось творческой и более интересной деятельности, поэтому перевелся инженером-исследователем в экспериментальный цех завода. Здесь принял предложение заняться новым в то время направлением — использованием радиоактивных изотопов в исследовательских целях.

Определяли количество жидкого металла в алюминиевых электролизерах и выход алюминия по току. Организовали радиометрическую лабораторию, ввели способ в схему контроля производства алюминия. В 1955-57 годах провели несколько интересных исследований по влиянию состава электролита на выход алюминия по току и расход электроэнергии, строили планы…

Но все работы прекратили в конце 1957 года после аварии на ПО «Маяк», в результате которой Каменск-Уральский и другие районы Свердловской области частично оказались загрязненными радиоактивными отходами производства, содержащими долго живущие изотопы цезия и стронция. Так как их служба оказалась единственной действующей в городе, на ее основе совместно с городской и областной СЭС создали группы для обследования зараженных радиацией территорий и контроля продуктов, поступающих в город. Очень оперативно занимались этой работой весь 1958 год. Позднее создали радиологическую лабораторию ГорСЭС, которой затем передали все надзорные функции.

Об этом эпизоде как бы забыли на 35 лет — не сохранилось никаких документов. И только после принятия Госдумой закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» они с большим трудом получили статус «ликвидаторов» последствий аварии — оставались еще живые свидетели.               

Охотнее всего Георгий Михайлович рассказывает о своей деятельности на заводе, где он провел лучшие свои годы:

— Для дальнейшей работы в экспериментальном цехе я выбрал интересные в то время исследования по извлечению из растворов глиноземного производства редкого металла галлия — непременного спутника алюминия в рудах, который накапливается в растворах до заметных концентраций (сотые доли процента).

Он работал в тесном контакте с учеными Института химии твердого тела УНЦ АН. Внедрял их разработки в производство, проводил совместные исследования. Георгий Михайлович закончил заочную аспирантуру ИХТТ и в 1972 защитил кандидатскую диссертацию по галлиевой тематике.

После достижения пенсионного возраста по семейным обстоятельствам Георгий Михайлович с большим сожалением оставил завод и с 1988 года по сегодняшний день работает в ИХТТ в лаборатории химических соединений рассеянных элементов, которой заведует доктор химических наук С.П. Яценко. Здесь он продолжил изучение галлия. Сотрудники лаборатории существенно изменили и усовершенствовали технологию, разработали новую конструкцию галлиевого электролизера и технологию электролиза. После внедрения этих новшеств производство галлия стало конкурентоспособным на мировом рынке. На заводе оборудовали и запустили новый цех. Технологией заинтересовались в КНР. Проведенные в институте исследования показали эффективность организации там галлиевого производства. По их технологическому регламенту совместно с институтом «Уралалюминий» выполнили проект цеха галлия на алюминиевом заводе в г. Пинго, который построили и пустили в эксплуатацию в 2002 году. На способы получения галлия и очистки растворов глиноземного производства Г.М. Рубинштейном получено около 30 авторских свидетельств и патентов, опубликовано около 100 статей. Георгий Михайлович награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», многими юбилейными наградами и медалью «Ветеран труда».
 


Т. ПЛОТНИКОВА
 

 

 

18.04.05

 Рейтинг ресурсов