Не могу поступиться центрами |
Ликвидация ГНЦ ставит
крест на высоких технологиях
В обществе сегодня упорно насаждается мнение,
что наши наука и образование уступают западным стандартам, а академия
работает неэффективно, поэтому их надо как можно быстрее реформировать. Чего
стоят слова руководителя министерства экономического развития и торговли
Германа Грефа на заседании правительства, где рассматривался проект
модернизации науки: «Что же это за громоздкое образование такое — Российская
академия наук, доставшееся с советских времен, с неясным статусом?»
Аргументируя свою позицию, министр, в
частности, заявил, что доля публикаций российских ученых в международных
журналах упала до двух процентов. Хочется сообщить руководителю нашего
экономического ведомства еще несколько цифр.
За последние годы ведущие страны мира резко
увеличили вложения в сектор генерации знаний: в США — ежегодно более 200
млрд. долларов, в Японии — более 100 млрд., в странах ЕС — в среднем четыре
процента ВВП. Бурный рост научных исследований идет в Китае, Корее, странах
Юго-Восточной Азии. А что же Россия? Затраты на науку в этом году менее 2
млрд. долл., или около 1,3 процента от ВВП. А между тем только один фонд ЕС,
созданный исключительно для поддержки научных исследований, которые ведут
аспиранты Финляндии, имеет 10 млрд. евро. Это в пять раз больше, чем
вложения во всю российскую науку!
При столь ничтожной поддержке государства
остается только удивляться, как российские ученые сумели не только выстоять
в эти десять лет, но и сохранить научные школы и высокий уровень работ по
многим приоритетным направлениям математики, физики, химии, биологии и
других наук.
Когда-то академик Лев Арцимович сказал: «Наука
должна согреваться в теплых ладонях государства». К сожалению, в нашей
истории много обратных примеров, когда жесткое вмешательство власти в дела
ученых приводило к разгрому «буржуазной» генетики, кибернетики,
«идеалистической теории резонанса» в химии.
Мы далеки от мысли проводить прямые параллели,
но сегодня реформированием науки занимаются люди, далекие от этой сферы.
Последнее «ноу-хау» минобрнауки — объединить под эгидой РАН фундаментальные
исследования отраслевых академий, в частности, медицинской,
сельскохозяйственной, образования и архитектуры. Как чиновники это себе
представляют? Например, в Академии медицинских наук есть 75 институтов, из
которых 20—25 занимаются фундаментальной наукой, а остальные —
фундаментально-клинические.
Среди них, к примеру, знаменитый Центр
сердечно-сосудистой хирургии, где трудятся две тысячи человек. Примерно
триста заняты экспериментальными разработками, а остальные ведут клинические
исследования. Во главе центра — блестящий ученый, хирург, академик Лео
Бокерия. Следуя логике министерства, триста человек из этого института надо
забрать в РАН, а остальных отправить в распоряжение минздравсоцразвития. В
итоге появляется еще одна больница, но разрушается целый научный комплекс.
Кстати, опыт самого правительства наглядно
показывает, что объединение далеко не всегда приводит к оптимизации затрат,
ради которой и затеваются такие слияния. До того как взяться за науку, наши
руководители экспериментировали на себе, проводя административную реформу. И
«успехи» не заставили себя ждать: было 30 министерств, стало —15, а
фактически 82, поскольку появилось множество агентств и служб. Как шутят
генетики, чиновники — это единственная человеческая популяция, которая
размножается неполовым путем. По их количеству, взявшему уже миллионную
планку, нам нет равных в мире! Не потому ли в министерствах уже нет мест? А
ведь эти здания достались нынешним администраторам от советских чиновников,
которые «обслуживали» 300 миллионов населения, а не 150, как сейчас.
Очень тревожит еще одна инициатива минобрнауки
—ликвидировать государственные научные центры, оставив из нынешних 58-ми
всего шесть национальных лабораторий. Остальные должны акционироваться и
выпускать инновационную продукцию. Эффективные выживут, остальные никому не
нужны. Казалось бы, простой способ решить проблему науки, сделать ее
конкурентоспособной. Но простые решения, как правило, самые худшие.
Подобный эксперимент уже ставился в начале 90-х
годов. Тогда из шести тысяч отраслевых институтов осталось полторы, где
большинство сотрудников — в преклонном возрасте. Так мы потеряли связующее
звено между академией и производством и еще удивляемся, почему
катастрофически отстаем в области наукоемких технологий. Их просто некому
внедрять. В зданиях бывших отраслевых институтов уже разместились банки,
фирмы, магазины, а вовсе не обещанные реформаторами инновационные центры.
Конечно, научные исследования в стране
организованы далеко не идеально, но разрушение РАН, превращение ее в
элитарный клуб почетных пенсионеров (как это рекомендует Герман Греф), а
также перенос фундаментальных исследований в университеты — это катастрофа
национального уровня. Да, в США, Германии, Франции и других странах такие
работы действительно ведутся в университетах. Но в этих странах есть и сеть
национальных лабораторий, исследовательских центров и институтов. Так,
Ливерморская национальная лаборатория, Национальный институт здоровья США,
Институт Макса Планка в Германии и многие другие, по сути, выполняют те же
функции, что и РАН.
Стоит еще и еще раз напомнить, что формы
организации и науки, и высшего образования в России складывались веками и
прошли испытание временем. Интеграция ведущих вузов с институтами РАН в
течение многих лет обеспечивала работу одной из лучших в мире систем
подготовки научных кадров высшей квалификации.
К сожалению, проводимые сейчас реформы не
создали благоприятного климата для инновационного пути развития. Опыт работы
любой зарубежной фирмы убеждает: для успешной конкуренции на рынке
необходимо ежегодно вкладывать в обновление технологий, в том числе и в
научные исследования, от 15 до 20 процентов своих доходов. Вот где основной
источник роста ВВП!
Который год у нас как заклинание звучит тезис:
у России нет иного пути, кроме развития высоких технологий. Однако в законах
до сих пор так и не появились стимулы для этой деятельности. Наша экономика,
как и прежде, не ориентирована на развитие, а монополисты продолжают
хищнически расточать природные ресурсы страны. На какую востребованность
науки можно рассчитывать, когда в значительной мере разрушены электронная
промышленность и авиапром, приборостроение, производство лекарственных
субстанций и многие другие наукоемкие производства? Не потому ли многие
ученые РАН вынуждены сотрудничать с зарубежными фирмами? Сложилась опасная
тенденция: наши специалисты, уезжая работать по грантам за рубеж, увозят с
собой и знания, а это, по сути, разработки целых научных лабораторий, над
которыми они трудились, может быть, не одно десятилетие.
Да, науку и образование нужно модернизировать.
Но очень важно, чтобы реформаторы осознали: они имеют дело с очень
чувствительной сферой, здесь каждое неверное действие может привести к
необратимым последствиям.
Тут нельзя выпускать из виду главный принцип
медицины: «Не навреди». По существу речь идет о выборе модели экономического
развития страны: будем ли мы самостоятельным и сильным государством или
сырьевым придатком развитых стран.
Когда верстался номер «Росийской газеты», ее
редакция получила письмо академиков Российской академии образования Шалва
Амонашвили, Игоря Бестужева-Лады, Виталия Костомарова, Валерия Кузина,
Сергея Михалкова, Альберта Лиханова. Они возражают против ряда новаций в
федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике»,
в частности, об утверждении устава отраслевых академий и их президентов не
общим собранием ученых, а правительством. Это желание чиновников порулить
наукой противоречит, по мнению академиков, традициям отечественной науки,
самоуправление которой всегда противостояло административному ражу.
|
14.09.05