В преддверии "глобальной весны"?

 
 

Международная конференция CliC в Китае
 

Весной этого года сотрудники Института биологии Коми НЦ УрО РАН приняли участие в прошедшей в Пекине (КНР) I международной конференции из серии «Климат и криосфера» (CliC) под названием Криосфера, «мерзлый» рубеж климатологии: теория, наблюдения, прикладные аспекты. Основные организаторы конференции — международный офис проекта CliC в Тромсе (Норвегия) и Метеорологическая администрация Китая. В кампусе последней и проходила конференция. В ней приняло участие 307 человек из стран Азии, Европы, Северной и Южной Америки.


 



 

 Из России приехало около 50 человек, а авторов и соавторов тезисов было более 100. Были представлены Москва, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Якутск, Иркутск и Владивосток. Наибольшее число докладов представили Институт Арктики и Антарктики, Институт географии РАН, Институт криосферы Земли СО РАН и Институт мерзлотоведения СО РАН.
 

У конференции было несколько спонсоров. Участие наших сотрудников кандидата биологических наук Д. Каверина оплатила Всемирная метеорологическая организация, спонсировавшая молодых ученых. Поездку кандидата биологических наук Г. Мажитовой оплатил Институт наблюдения за глобальными изменениями климата (Япония), который спонсировал специалистов, работающих или работавших в Азии. От института биологии Коми НЦ УрО РАН заявили на конференцию три доклада — два устных и один в качестве постера.
 

Глобальная криосфера охватывает те части земной поверхности, где вода находится в твердой форме. Основные компоненты криосферы — снег, морской, озерный и речной лед, ледники, ледяные щиты, айсберги, сезонно- и многолетнемерзлые грунты. Цель проекта CliC — количественная оценка влияния циклических колебаний и направленного изменения климата на компоненты криосферы, оценка обратных связей в системе климат-криосфера и в итоге — оценка стабильности криосферы. В процессе работы конференции планировалось показать критическое значение криосферы для будущего Земли в условиях меняющейся среды. Доклады были сгруппированы по темам: наземная криосфера и гидрометеорология холодных регионов; ледники и ледяные щиты, их влияние на уровень океана; связь криосферы с глобальным климатом; морская криосфера и ее взаимодействие с высокоширотными океанами и атмосферой.
 

Из докладов конференции следует, что число признаков быстрого изменения климата растет. Поднимается уровень океана — пока специалисты не могут сказать точно, является ли это следствием таяния ледников или теплового расширения воды. Таяние ледников в глобальном масштабе — хорошо подтвержденный исследованиями факт, несмотря на то, что в Норвегии ледники пока увеличиваются в объеме, видимо, из-за того, что потепление сопровождается здесь увеличением количества осадков. В 2001 г. Межправительственная группа экспертов по изменению климата при ООН (IPCC), опубликовала отчет-прогноз, который, среди прочего, включал раздел об уровне океана. За несколько лет реальная величина подъема уровня в три раза превысила прогнозную. Появились научные статьи, где высказывается мнение, что и по другим вопросам оценки IPCC сильно занижены. Погода становится все менее предсказуемой, потому качество метеорологических прогнозов в будущем вряд ли существенно возрастет, несмотря на совершенствование методов и рост числа спутников. Расходы сибирских рек с 1930 по 2000 гг. существенно выросли. Распреснение ими Ледовитого океана влияет на интенсивность и направление течений во всех океанах Земли. В Ледовитом океане быстро уменьшается количество морского льда, это отчетливо видно на космических снимках. Северный морской путь из Европы в тихоокеанскую Азию короче Суэцкого и возможно скоро станет экономически более выгодным. Среди многочисленных негативных последствий снижения льдистости океана — угроза существованию белого медведя. В одном из докладов было сказано, что тундры северо-востока Европы и Аляски уже превратились из поглотителя в источник углерода, то есть работают на дальнейшее усиление потепления климата, но в Скандинавии и Гренландии тундры пока еще поглощают углерод.
 

Климат Земли связан прямыми и обратными связями со всеми компонентами криосферы. Поэтому глобальные модели климата, на которых можно проигрывать различные сценарии развития событий, должны учитывать таяние ледников и вечной мерзлоты грунтов, дополнительное поступление пресной воды в океаны, изменение углеродного баланса почв и так далее. Пока до совершенных моделей еще далеко, но мелкими шажками они двигаются в сторону идеала, становясь все более «навороченными», как говорят моделировщики. Под эгидой CliC сформирована и будет увеличиваться база данных по компонентам криосферы, одно из основных требований к которой — формат данных, пригодный для использования в моделях.
 

Резолюция конференции содержит предложение поднять деятельность CliC на правительственный уровень. Один из наиболее явных пробелов в знаниях — тропическая криосфера, в частности тающие ледники Килиманджаро. Среди приоритетов названа и более точная количественная оценка пула почвенного углерода. Отмечена потребность в большем числе спутников для наблюдения криосферы из космоса. Необходимо выявлять регионы, в которых в результате меняющегося климата в ближайшее время возможны природные катастрофы с гуманитарным аспектом. Один из таких регионов — северо-западный Китай, где нарастают проблемы с обеспечением населения пресной водой. Это одна из причин, по которой Китай проявляет большую активность в исследованиях криосферы.
 

Можно сколько угодно праздно и без серьезной аргументации дискутировать, является ли потепление климата природным или антропогенным, не является ли все результатом обычной климатической цикличности, не изменится ли тренд через 50 или 100 лет, не придумали ли все это ученые, чтобы получить деньги на исследования. Такие дискуссии послед¬нее время приходится слышать часто: в климатологии, как в медицине, все стали считать себя специалистами. Все зависит от степени ответственности. Одно дело, если вы рядовой научный сотрудник, но совсем другое, если вы министр правительства Нидерландов, большая часть которых лежит ниже уровня моря, и вам кладут на стол данные измерений подъема уровня океана за последние годы. В этой ситуации вы вряд ли сможете позволить себе «верить» в то, что все обойдется, и вряд ли откажетесь финансировать исследования.
 

Устный доклад, сделанный Г. Мажитовой, «Почвенный углерод в криосфере северного полушария» был подготовлен совместно с Чарльзом Тарнокаем (Канада) и Питером Кюхри (Швеция). Публикации последних лет подчеркивают, что четыре самых уязвимых в условиях изменения климата пула углерода на Зем¬ле связаны с океанами, лесами, вечной мерзлотой и переувлажненными территориями. Международная рабочая группа по мерзлотным почвам впервые выполнила пока еще не слишком точную оценку пула углерода в мерзлотных почвах северного полушария. На заключительном пленарном заседании Г. Мажитову попросили дополнительно осветить проблему почвенного углерода и внесли это в резолюцию как одно из приоритетных направлений исследований. Кроме материалов по углероду, мы представили на конференцию результаты, полученные в рамках программы САLМ —Циркумполярный мониторинг деятельного слоя многолетнемерзлых грунтов. Д. Каверин сделал устный доклад, подготовленный в соавторстве с Г. Мажитовой «Осадка поверхности почвы входе отступания многолетней мерзлоты на площадке САLМ в европейской части России, 1999–2004 гг.». Был подготовлен постер: Г. Мажитова, Е. Ванчикова, Д. Каверин «Статистическая оценка факторов, контролирующих локальную вариабельность деятельного слоя на площадке САLМ в европейской части России, 1996–2004 гг.». Доклад Д. Каверина был назван на заключительном пленарном заседании среди 14 (из почти 300) лучших докладов конференции.
 


(По материалам «Вестника» Института биологи Коми НЦ УрО РАН
№6/2005)
 

 

 

14.09.05

 Рейтинг ресурсов