Ночной транзит |
2 сентября очередной сезон в Екатеринбургском
Доме ученых открылся фотовыставкой Александра Шестакова «Прага-Екатеринбург.
Ночной транзит». Отчего юбилейный сезон открылся приглашением «постороннего»
автора? Думается, такое решение принято неслучайно. К своему пятилетию Дом
ученых подошел с уже сложившимися традициями, одна из которых — интеграция
любительских увлечений ученых в культурное сообщество города, поиск точек
соприкосновения достаточно закрытого академического сообщества с той жизнью,
которая идет вне научного мира. И, кстати говоря, необходимо не только
напоминать нашим самодеятельным авторам, что существуют какие-то иные
ориентиры в творчестве, помимо собратьев из соседних академических
институтов, но и наоборот — городу о том, что ученые РАН являются не только
«госбюджетными квартиросъемщиками», но и неотъемлемой частью его творческого
потенциала, в том числе и художественного.
Александр Шестаков — известный в городе
дизайнер, фотограф, веб-мастер (к слову сказать, один из авторов проекта,
победившего в этом году на конкурсе скульптурной композиции, которую
планируется установить прямо в акватории городского пруда). Но вот так уж
получилось, что эта выставка — первая «персоналка» его фотографий: «все
как-то руки не доходили».
Интересна и сама концепция выставки — «парный»
ночной портрет двух городов. Автор сознательно уходит от «открыточных»
видов, от узнаваемости с первого взгляда. На его фотоснимках ночные огни не
просто создают завораживающий световой узор, они надежно маскируют
архитектуру или придают ей абсолютно нереальный характер.
То, что мы привыкли считать лицом города,
буквально уходит в тень, оставаясь лишь скрытой структурой, определяющей
расстановку источников света. Ночь выворачивает перспективу наизнанку, вода
умножает огни и задает ритм, а цвет порождает впечатление. Мне кажется, в
представленном цикле работ Шестаков по-своему возвращается к изначальному
значению слова «фотография» — «письмо светом». Неизбежные при ночной съемке
«смазанность» и малоконтрастность изображения рассматриваются им как
важнейшие способы передачи впечатления от ночного городского пейзажа.
Отсутствие фильтров и какой-либо цифровой обработки лишь укрепляют это
подозрение: автору важнее всего увиденное и почувствованное — именно в
момент съемки, без оглядки на дневную реальность.
Впрочем, дизайнер в фотографиях Шестакова
иногда «прорывается» наружу, завороженный ритмом архитектурных конструкций,
будь то трамвайная остановка или колоннада… Наверное, смешно было бы
упрекать автора в непоследовательности отбора (в конце-то концов, это его
выставка), скорее, такой подход позволяет лишь полнее передать контраст
освещенных и теневых деталей того чудесного города, который составился в
нашем воображении из улиц, мостов и площадей Праги и Екатеринбурга.
Конечно, ни газетные, ни интернет-иллюстрации
не могут передать глубины цвета и светового контраста фоторабот — для
выставки автор выбрал печать на бумаге с металлизированным покрытием — но,
может быть, кто-то из наших читателей соберется и придет на выставку? В
фотографии, как и в жизни, лучше один раз увидеть…
|
13.09.05