Как мы начинали

 
 

Заметки первого редактора
 

Читатели уже знают, что нынешний год — год 25-летия нашей газеты. Завершая его, предлагаем вашему вниманию воспоминания первого редактора «Науки Урала» Николая Кузьмича Кулешова о том, как она начиналась. Кое-что из этого опыта уже неактуально, другое остается полезно не только нам, нынешним сотрудникам. И в любом случае, это – страницы истории, которые следует помнить не только для утоления любопытства, но и для лучшего обустройства нашего общего будущего.


 



 

…Целое десятилетие лежала без удовлетворения в высочайшей инстанции области — обкоме КПСС — челобитная президиума Уральского научного центра Академии наук СССР об учреждении газеты уральских ученых. Какие-то сомнения брали верхушку партийной власти, хотя уже была газета Сибирского научного центра «Наука в Сибири» — первопроходец провинциальной научной журналистики. За ней в поход из окраинного забытья отправился «Дальневосточный ученый». Своя газета была в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. А вот уральская наука, до своего печатного органа не дозрела, хотя Уральский филиал АН СССР был организован еще в 1932 году, а в марте 1971 года был официально открыт УНЦ АН СССР. Наконец, в олимпийском 1980 году на постановлении бюро обкома компартии тогдашний первый секретарь Борис Ельцин своим характерным почерком с левым наклоном букв оставил автограф, и история еженедельника «Наука Урала» началась.
 

Начальник отдела научных кадров и аспирантуры центра, уважаемый и заслуженный ветеран Великой Отечественной войны Павел Антонович Стрельцов позвонил мне в «На смену!», где я работал заведующим отделом информации, и пригласил на беседу. Я согласился с предложением возглавить газету, и назначение редактора на заседании президиума УНЦ под руководством почитаемого всеми Сергея Васильевича Вонсовского оставалось чистой формальностью.
 

К этому времени не было ни помещения редакции, ни штата — было только название. Не спорю, не без робости и трепета я согласился на редакторство. Имея журналистское образование, опыт тринадцатилетней работы в молодежной газете и совсем не соприкасаясь с наукой, броситься в ее бездонную пропасть было делом рискованным. Но ведь не боги горшки обжигали…
 

За окном комнаты партбюро президиума, в которую меня определили, было пасмурно, зябко и холодно, и погода перекликалась с моим редакторским настроением. Желающих работать на мизерных ставках многотиражки оказалось мало, пришлось по крохам собирать штат. Первыми сотрудниками «НУ» стали недавние мои подчиненные по отделу «На смену!», Светлана Щекина и Людмила Морозова. Первые фотоснимки для нескольких номеров газеты сделал талантливый свердловский фотокорреспондент и тоже насменовец Александр Лысяков. В журналистском клане отыскался Сергей Гржебинский. А первым автором еженедельника стал академик С.В. Вонсовский, выступивший с большой двухполосной статьей «Уральский научный центр: вчера, сегодня, завтра».
 

А вот позировать Сергею Васильевичу для первой полосы не потребовалось. Опытный Александр Лысяков, которого я привел в кабинет, сразу успокоил Сергея Васильевича: «Вы работайте, а на меня не обращайте внимания». Через час Александр огорошил меня: «Не получился снимок». Извел он пару пленок, но съемкой остался недоволен. Но мне и через 25 лет тот портрет Сергея Васильевича нравится. Таким он и был в жизни — деликатным, уважительным, внимательным к людям. Первым делом всегда предлагал сесть, а потом спрашивал, с чем я пожаловал к нему. «Доверяю вам как профессионалу. Поэтому делайте так, как считаете нужным», — высказал он свое кредо руководства работой редактора и «унцевского» печатного органа. Поэтому я не надоедал председателю просьбами, понимая, что забот у него хватает и без нас.
 

За опытом работы меня отправили в Новосибирск и на Дальний Восток. Заголовок для нашей газеты сделал художник свердловского книжного издательства Евгений Арбенин. Шрифт заголовка, пришедшийся по нраву не всем, академику понравился. Потом подоспела проблема подписки — попадания в каталог советских изданий на территории огромной страны. Помню негодующего коллегу из местной железнодорожной «Путевки». Он возмущался тем, что «НУ» продается в киоске «Союзпечати» в управлении Свердловской железной дороги, а их собственной газете туда дороги нет. В свердловской «Союзпечати» с моим участием составлялся список киосков и время доставки в них «НУ», чтобы она доходила до читателя. А киоскеру обкома партии, посетовавшей на то, она не может продать первый номер, я посоветовал приклеить его на стекло — пусть все просто узнают, что есть такая «Наука Урала». Годовая подписка на еженедельник в любой точке Советского Союза стоила 96 копеек. И с каждым годом мы завоевывали все новые территории. Уже через пять лет на «Науку Урала» подписывались в 41 городе СССР, в Свердловске и области — Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинске, Верхней Пышме, Ивделе, Шале, Богдановиче, Ревде. Далее — везде: в Целинограде, Дубне, Москве, Кунгуре, Кишиневе, Хабаровске, Челябинске, Донецке, Мичуринске, Владивостоке, Лабытнангах, Гремячинске, Новосибирске, Сыктывкаре, Оренбурге, Магадане. Последним на моем редакторском веку стал Ашхабад, где на газету подписалась центральная библиотека Академии наук Туркменской ССР.
 

Стремительно росла читательская почта. В 1985 году редакция получила 632 письма в буквальном смысле слова от Москвы до самых до окраин. «Благодарю за возможность получать и читать вашу замечательную газету. Ваша газета оказывает большую помощь в работе. Информацией делюсь с товарищами. Надеюсь еще на один год быть вашим читателем», — написал геолог из Магадана Л. Измайлов. Скромный по размерам, но не по амбициям коллектив пытался завоевать популярность и значимость в нашей научной и промышленной области. И никто из нас, убежден, всерьез не воспринял информацию, опубликованную в «Двадцатой колонке» «НУ». Приведу ее полностью для коллег и тех, кто обеспечивает им житье-бытье: «Нервные перегрузки, с которыми связана профессия журналиста, не только не уступают, но даже превосходят те, что испытывают при полетах астронавты. Об этом выводе сообщили медики на ежегодном собрании сотрудников телеграфного агентства ЮПИ. «Достаточно посетить одну редакционную комнату, чтобы стать свидетелем ряда стрессовых ситуаций, — отметила доктор Маргарет Чезни. — Трудно найти другую работу, где бы так часто возникали цейтноты и ситуации, требующие срочного решения». Она сообщила, что психологическое перенапряжение нередко вызывает у журналистов сердечно-сосудистые и желудочные заболевания, расстройство мускульной системы и аллергию.
 

Но мы были молоды и романтичны. С любовью делали свое дело и были горды свалившейся на нас ответственностью, работали легко и радостно, получая отзывы, подобные магаданскому. Это придавало нам сил и «творческих звездочек».
 

Правда, хороших публикаций на маленькую еженедельную четырехполоску иногда набиралось с трудом. Но искали темы, авторов, формы подачи материалов. Так родилась единственная в свердловских газетах «страница научной фантастики», вклад в появление которой внес Игорь Халымбаджа и журнал «Уральский следопыт» — закоперщик фантастики и своего союзного приза «Аэлита». Пришелся ко двору и «Вечный двигатель» — страница юмора. Здесь уже старались ученые из Института физики металлов во главе с «нашим человеком» в их стране Виталием Щербининым. Появилась в «НУ» страница творчества, досуговая «После пяти», физкультурная «Будьте здоровы», потребовавшая и своих соревнований. Их учредили с профкомом на призы «НУ» по легкой атлетике. Изюминкой их было то, что на старт могли выйти не только сотрудники УНЦ, но и их родственники — дети, старики. И все приносили очки институту, который они представляли.
 

Одним из наших почитателей и авторов был Михаил Михайлович Носков — соавтор первого в УНЦ открытия совместно с академиком Исааком Кикоиным фотомагнитного эффекта в полупроводниках. Мих-Мих часто заходил в редакцию и высказывал свое суждение о нашем суетливом деле. Ученый и музыкант был одновременно строг и добродушен к нам. Помогал нашему становлению и Владимир Иванович Корюкин. Убежден: помогла ему в его философских стараниях и газета.
 

Однажды в редакцию пришел пакет из Ленинграда, из Государственного Эрмитажа. Сотрудники научного архива Г. Качалина и Е. Яковлева сочли, что их статья и снимки о том, как хранили свердловчане экспонаты музея в годы Великой Отечественной войны и как работали они сами в трудное время, должна появиться в «НУ». Тираж «Уральского рабочего» был полумиллионным, а они предпочли нашу «Летопись Великой Отечественной», посвященную 40-летию Победы.
 

В «НУ» печатались многие известные ученые, журналисты, в том числе Юрий Липатников — заведующий отделом науки и техники журнала «Уральский следопыт», возглавивший областную секцию журналистов, пишущих на научные темы. Одно заседание секции было посвящено «НУ», и на нашей базе был проведен областной семинар, на котором выступил академик Н.А. Ватолин. К нам за опытом прилетали коллеги из «Науки в Сибири». Поэтесса Вера Склярова посвятила «НУ» свое стихотворение, нам рисовал художник-карикатурист Станислав Ашмарин, а свердловские метростроевцы принесли нам слова и ноты своего гимна.
 

Думаю, мы хорошо делали свое дело. Впрочем, расслабляться и работать спустя рукава, не горя творчески нам не позволяли наши читатели и ценители газеты, сотрудники центра, с которыми мы общались и виделись каждый день. Своеобразной «Искрой» должна была стать «Наука Урала» в объединении учреждений центра, разбросанных по территории большого Урала, всех научных учреждений края. И в то же время мы старались сделать ее семейной, чтобы она была интересной всем домочадцам. Вот почему рядом с профессиональными рубриками соседствовали такие, как «Консультирует врач», «В театральной гостиной», «Спорт».
 

Были проблемы, трудности, даже скандалы, но наш караван двигался вперед, что было отмечено на праздновании пятилетия газеты. В редакцию пришла вторая волна сотрудников — Тамара Плотникова, продолжающая трудиться здесь по сей день, Виктор Савичев, Вениамин Кострикин, Михаил Корякин, Евгений Бирюков, Анатолий Грахов (трое последних фотокоры). Листаю по случаю юбилея пожелтевшие страницы первой пятилетки и замечаю, как понемногу у газеты прибавлялся авторитет.
 

Однажды у нас появилась публикация «Ленин и наука Урала». Естественно, речь шла не о связи с нашим еженедельником. Но мы нашли возможность приобщиться к славе пламенного революционера, напечатав воспоминания академика Бонифатия Кедрова, лично встречавшегося с Ильичом. Публикацию заметили.
 

Журналисты не сидели в стенах редакции, география их командировок простиралась через Владивосток, Москву, Миасс, Новосибирск, Ижевск, Пермь, Дубну, Аркаим и даже Лейпциг, где мы были на международной выставке с участием УНЦ. Коллектив «НУ» четыре раза подряд становился победителем областного конкурса по экологической тематике, получил медаль Выставки достижений народного хозяйства СССР.
 

Конечно же, помогали нам и сами читатели. Вспоминается такая истрия. Жена инженера-экономиста из Института экономики УНЦ Кирилла Новосельского Елена Румянцева всегда была большой поклонницей таланта и творчества Николая Константиновича Рериха, его сыновей Юрия и Святослава. И вот, когда в 1984 году в Новосибирске и Москве проходили конференции, посвященные 110-летию Н.К. Рериха и 80-летию С.Н. Рериха, в качестве презента наша землячка привезла Святославу Николаевичу несколько экземпляров нашей газеты. Так в еженедельнике появился снимок Рериха с «Наукой Урала». А потом в четырех номерах — рассказ нашего добровольного автора об институте русского ученого «Урусвари» («Свет утренней звезды») в Гималаях, о Гаагской конвенции, получившей название «Пакт Рериха». Публикацию заметили многие.
 

Таких историй было много. А в целом — завидую себе и тем годам, когда мы сумели поставить на ноги газету, прославить ее имя и уральскую науку, которой она служит вот уже четверть века.
 


Н. КУЛЕШОВ
 

Первый редактор "Науки Урала" Николай Кузьмич Кулешов.
Первый редактор "Науки Урала" Николай Кузьмич Кулешов.

Они начинали «Науку Урала» в 80-е. Слева направо — А. Грахов, С. Щекина, Л. Вистунова, Н. Кулешов, Т. Плотникова.
Они начинали «Науку Урала» в 80-е. Слева направо — А. Грахов, С. Щекина, Л. Вистунова, Н. Кулешов, Т. Плотникова.
 

 

 

15.12.05

 Рейтинг ресурсов