Спорт - больше, чем спорт |
Никишин Д.В., Мокроносов Г.В. Философия
спорта. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. — 163 с.
Спорт в современном мире — одно из самых
заметных социальных явлений, значимость которого выражается в его
многогранности. Спорт давно перестал быть чисто соревновательной практикой,
в основе которой лежит достижение победного результата. Спорт — это сфера
экономики, вложения в которую приносят прибыль в десятки миллиардов
долларов; это разновидность шоу-бизнеса, собирающая на трибунах и у
телевизоров огромные аудитории зрителей; это область массовой культуры,
производящая образцы и модели поведения, героев и «звезд»; это школа
воспитания маскулинного характера и многое другое. Как никакой другой
феномен, спорт стал проводником и фактором процессов глобализации в жизни
человечества. В связи с этим исходный тезис барона де Кубертена «О спорт, ты
мир!» становится лозунгом «О мир, ты спорт!».
Данная книга интересна прежде всего как факт
осмысления вопроса — насколько возможен философский подход к такой стороне
социальной жизни, как спорт. Надо отметить, что полноценных монографических
исследований спорта и по сию пору фактически нет. Более того, спорт в
качестве социального явления как будто старательно замалчивается, в нем не
хотят видеть философской проблематики. При этом стоит отметить (вслед за
Пьером Бурдье) определенную методологическую дистанцированность практики и
теории спорта — с одной стороны, мы имеем людей, очень хорошо знакомых со
спортом на практике, но не умеющих говорить о нем, а с другой — людей, очень
плохо знакомых со спортом практически, которые могут говорить о нем, но
пренебрегают этим заниматься или делают это кое-как. Авторы уверены, что
назрела теоретическая и практическая необходимость анализа спорта не столько
как одной из репрезентативных сторон социальности, сколько как целостного
явления современной повседневной жизни человека и общества.
В работе подчеркивается, что исходным
основанием социально-философского анализа спорта должен быть человек, его
природа, ибо раскрытие проблем спорта — это анализ проблем, которые решают в
своей жизни многие из нас. В связи с этим авторы понимают свою задачу
следующим образом: построение концепции философии спорта как философии
человека. Поэтому им необходимо было ответить на следующие вопросы: «какие
потребности (интересы, желания и т.п.) человека (общества) удовлетворяет
спортивное состязание? Насколько различны они в определенные исторические
эпохи, как и за счет чего изменяется интерес человека к спорту?» и «что
видит (хочет видеть) человек в спортивном состязании? Какое смысловое
наполнение вносит в спорт человек?».
Большое место в данной работе уделено истории
спорта. Это не случайно, ибо важно точно знать, что определило современную
спортивную практику, почему она ранее была совершенно иной и каким находил
себя в ней человек. По сути, авторы анализируют природу человека и ее
изменения от эпохи к эпохе. Да и сама история здесь понимается именно как
изменение природы человека.
И тем не менее, наверное, рано говорить о
полном раскрытии темы. Феномен спорта необъятен, и он все еще продолжает
ждать своих исследователей.
|
10.01.06