Смотрите, кто пришел!

 
 

С 28 по 31 марта проходила уже ставшая традиционной VII Уральская молодежная научная школа по геофизике. В этом году школу принимали в Екатеринбурге Институт геофизики УрО РАН, Уральский государственный горный университет, Институт горного дела УрО РАН. В работе школы приняли участие более пятидесяти слушателей из Екатеринбурга, Перми, Архангельска, Новосибирска, Иркутска, Воронежа, Тюмени. Свои материалы прислали молодые геофизики из Еревана, Астаны, Магадана, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Сыктывкара. На седьмом году своей жизни школа, можно сказать, приобрела международное звучание.
 

Традиционно всех участников школы приветствовали председатель Оргкомитета член-корреспондент РАН В.И. Уткин, директор Института геофизики УрО РАН профессор П.С. Мартышко, ректор Уральского государственного горного университета профессор Н.П. Косарев, председатель Совета молодых ученых УГГУ доцент И.С. Бобин, председатель Уральского отделения Евро-Азиатского геофизического общества (УО ЕАГО) И.И. Глухих.


 



 

Об итогах и перспективах геофизических школ нам рассказал председатель оргкомитета школы, член-корреспондент РАН В.И. Уткин.
 

— Владимир Иванович, молодежные научные школы по геофизике проводятся седьмой год. Наверное, уже можно подвести какие-то итоги. Оправдались ли ожидания? Изменились ли первоначальные цели их организации?
 

— Цели проведения молодежной школы остаются прежними, хотя в деталях несколько изменяются со временем. Во-первых, это знакомство с новыми идеями в геофизике и геологии, для чего и приглашаются маститые лектора. Во-вторых, приобретение опыта публичных выступлений, научных дискуссий. В-третьих, обкатка своих собственных идей в дискуссиях с известными учеными — таких идей, которые могут лечь в основу, как минимум, кандидатских диссертаций. Школа стала полигоном испытаний для многих молодых исследователей. Состав слушателей обновляется ежегодно на 30–40 процентов. Из 27 слушателей первой школы 2000 г. десять уже стали кандидатами наук. А всего из числа наших слушателей за эти годы защитили кандидатские диссертации около 30 человек. В этом году трое докладчиков были учениками слушателей 2000 года, которые успешно работают после защиты кандидатской диссертации. Образно говоря, у школы появились не только «дети», но и «внуки».
 

Я очень рад этому обстоятельству, поскольку одной из задач, которую мы ставили при организации школы, было создание сообщества геофизиков младшего поколения. Для нашего поколения такое сообщество существует много лет. Когда «школьники» наблюдают, как мы общаемся между собой, то видят: встретились старые знакомые, друзья, коллеги, которые поддерживают друг друга. К сожалению, нынешняя молодежь лишена такого общения, и мы пытаемся восполнить этот пробел.
 

Стараемся подобрать самых лучших лекторов по тематике школы. Предложение выступить на ней стало престижным, своего рода признанием высшей квалификации. Кстати, каждый лектор после проведенного занятия получает соответствующий диплом, в котором подтверждается его уровень. Это, конечно, шуточная «плата» за проведенную работу, но все-таки приятно возвращаться домой с дипломом.
 

В этом году были представлены исключительно интересные лекции. Директор Геологического института РАН, профессор М.Г. Леонов представил новые воззрения на тектонику консолидированной коры континентов, и как следствие, на возможность накопления углеводородов в кристаллических породах (объяснение известного факта — месторождение нефти в гранитах «Белый тигр»). С новыми идеями выступили члены-корреспонденты РАН В.Н. Анфилогов, и Б.В. Левин, а так же профессор И.Л. Гуфельд. Презентация, представленная Б.В. Левиным, наглядно и полно отражала предмет исследований — цунами как следствие землетрясений и других геодинамических событий. Лекция крупнейшего российского геоморфолога Г.Ф. Уфимцева стала исключительно важной для слушателей с познавательной точки зрения — геофизикам практически не преподают основ геоморфологии как сильного средства анализа геотектоники. С лекциями о новых технологиях в геофизике и геологии выступили член-корреспондент РАН С.Л. Вотяков, профессора А.В. Зубович и В.Б. Писецкий. Особенно бурное обсуждение вызвал доклад А.В. Зубовича. Несмотря на широкое применение технологии высокоточного спутникового позиционирования (GPS-технология) в геодезии, применение этой технологии для геодинамических исследований, при которых необходимо регистрировать «вековые» движения континентов (тектонических плит или отдельных блоков земной коры) со скоростями около 1–2 мм в год, вызывает бурные споры. Докладчик (один из авторов крупномасштабного GPS-эксперимента на Тянь-Шане) активно отстаивал свою позицию, тем более что его поддержал академик С.В. Гольдин. Дискуссия была полезной для наших молодых сотрудников, которые готовят проведение аналогичного эксперимента на Урале.
 

— Начинающему исследователю трудно дискутировать с признанным ученым. И не каждый авторитет снизойдет до спора со вчерашним студентом. Как вам удается проводить «поединки» столь разных «весовых категорий»?
 

— После лекторского доклада слушатели делают сообщения на близкие темы, затем идет обсуждение. В отличие от классических конференций, времени на это мы не жалеем и профессора участвуют в обсуждении наравне с молодежью. В таких обсуждениях слушатели получают навыки, необходимые в дискуссиях во время защиты диссертаций. Однако опыт школ показывает, что, вероятно, нужно более широко использовать принцип семинарских занятий, аналогичных тем, которые проводили наши великие учителя, например, Тимофеев-Ресовский.
 

Уровень докладов «школьников» с каждым годом становится выше, особенно слушателей второго или третьего годов обучения. В нынешнем году мы прослушали сообщения, которые лягут в основу 8–10 кандидатских диссертаций. Многие доклады слушателей вызвали большой интерес у маститых ученых и достаточно бурное обсуждение. Организация Уральской молодежной научной школы по геофизике является одним из наших главных достижений за последние годы.
 

— Кто они, ваши школьники?
 

— Мы предполагали, что основной состав школы будут составлять аспиранты и магистранты, но жизнь решила по-своему. В настоящее время много и студентов (например, из двенадцати пермских докладчиков — шесть студентов) и молодых специалистов. Несколько увеличился предельный возраст слушателей. Может быть, со временем школа превратится в аналог известной всем «Коуровки» физиков.
 

Сейчас уже появляется некоторый конкурс работ. Сначала мы делали уральскую школу только «для себя»: Институт геофизики, Институт горного дела, Горный институт УрО РАН, Уральский государственный горный университет и Пермский государственный университет. Но сегодня, когда география школы существенно расширилась, приходится внимательнее рассматривать поступающие работы, некоторые возвращать для переделки авторам. Мне кажется, что школа уже получила всероссийскую признательность, и надо принимать меры для разработки новых форм организации ее работы, например, семинары ведущих ученых.
 

— Как вы определяете круг проблем, которые будут в центре внимания?
 

— Темы докладов в основном определяются лекторами. Однако некоторая разница в тематической направленности школ, проводящихся в Екатеринбурге и Перми, имеется. Это связано с направлениями исследований, доминирующими в геофизических школах этих двух городов. В Перми большую роль играют сейсмические исследования, особенно в нефтяной геофизике, в Екатеринбурге спектр тематики более широкий. Обязательно мы привлекаем к выступлениям крупных ученых-геологов, доклады которых, по нашему мнению, могут существенно расширить кругозор геофизиков. Это связано с проблемами современного вузовского образования, которое становится все более специализированным, а иногда крайне однобоким.
 

— Всем известно, что в Академии существует проблема преемственности поколений. Видимо, школа как раз призвана если не решить, то хотя бы сгладить ее?
 

— Проблема старения научного коллектива была и остается одной из важнейших. Мне кажется, что руководство РАН недостаточно активно ее решает. Все беспокоятся в основном за выживание собственного института, лаборатории… Однако «выживание», превратившись в некую самоцель (что, может быть, не так уж и плохо), решает только одну задачу — сохранение РАН. Другой задаче — развитию научных школ Академия уделяет недостаточно внимания. Например, за все наше «школьное время» (2000–2006 гг.) из Москвы к нам приезжало всего два человека. Все московские институты геофизического профиля «рыдают» от отсутствия молодежи, но никто не пытается привлечь молодых ребят с периферии, чтобы передать им богатый опыт московских школ. Никто не желает вкладывать часть средств от получаемых грантов в будущее.
 

В нашем институте положение несколько улучшилось — сегодня у нас 20 (из 75) научных сотрудников моложе 35 лет, в том числе 6 кандидатов наук. В прошлом году мы поставили своеобразный рекорд — кандидатскую диссертацию в возрасте 23-х лет защитил Дима Кокшаров. Таких молодых кандидатов наук в Институте геофизики до сих пор не было. «На выходе» еще три диссертации молодых научных сотрудников.
 

Нынешняя молодежь более энергична, подвижна, практична, хотя все равно романтична. Прекрасно владеет информационными технологиями — на школе слушатели-докладчики уже давно не пользуются «прозрачками» и тем более демонстрационными чертежами. А стендовые доклады иногда поражают точностью и красотой компьютерной графики. Много ссылок на информацию, полученную из Интернета. Активны, любопытны и задорны, как и мы в молодости. В чем-то можно с ними не соглашаться, о чем-то спорить, но всегда надо помнить — это наше будущее. И мы должны передать им все свои «ноу-хау», потому что от этого зависит, какой будет наша геофизическая наука завтра.
 


Беседу вела Т.ПЛОТНИКОВА
 

На снимках:

 

Г.Н. Антоновская (слушатель из Института экологических проблем Севера УрО РАН, Архангельск).

Г.Н. Антоновская (слушатель из Института экологических проблем Севера УрО РАН, Архангельск).

 

 

Член- корреспондент РАН В.И. Уткин.

Член- корреспондент РАН В.И. Уткин.

 

 

Академик С.В. Гольдин представляет свою новую книгу «Основы геометрической сейсмики».

Академик С.В. Гольдин представляет свою новую книгу «Основы геометрической сейсмики».

 

 

20.04.06

 Рейтинг ресурсов