"Добро творимое вернется..."

 
 

Памяти академика В. П. СКРИПОВА

 

Ушел из жизни выдающийся ученый, академик Владимир Павлович Скрипов. Разумеется, Владимир, а не иначе, как в торопливой газетной гонке названо его имя в кратком сообщении о смерти в предыдущем номере «НУ». Редакции остается только попросить прощения у родных и близких за непростительную опечатку. Сегодня мы предлагаем читателям материал коллег памяти Владимира Павловича, а также подборку его замечательных стихов, которые всю жизнь были для него больше, чем увлечением.


 



 

Академик Владимир Павлович Скрипов.   Владимир Павлович Скрипов родился 16 июня 1927 г. в Ленинграде. В 1945 г. закончил с золотой медалью среднюю школу в Великом Устюге Вологодской области и в том же году поступил на физический факультет Московского государственного университета.

   Уже в студенческие годы он проявил интерес к науке, участвуя в семинарах и работе коллектива, которым руководил профессор В.К. Семенченко. В 1950 г. Владимир Скрипов с отличием окончил МГУ и поступил в аспирантуру. Он выполнил серию экспериментальных работ, в которых впервые было установлено существование максимума теплоемкости в расслаивающихся жидких растворах. Вместе с последующим исследованием рассеяния света эти работы внесли заметный вклад в формирование современных представлений о критических явлениях, имеющих флуктуационную природу.
 

После защиты кандидатской диссертации в 1953 г. он по распределению был оставлен при университете ассистентом кафедры молекулярной физики, но, узнав об организованном в Уральском политехническом институте физико-техническом факультете, добился направления в Свердловск. С тех пор с этим институтом и с академической наукой Урала связана вся его жизнь и научная деятельность. Он активно участвовал в становлении и развитии физико-технического факультета, который готовил кадры для атомной промышленности страны. На кафедре молекулярной физики, доцентом которой стал в 1955 г., он читал лекции по термодинамике, статистической физике, механике сплошных сред, теплопередаче, аналитической механике, физическим методам разделения изотопов, руководил учебно-исследовательскими и дипломными работами студентов. С 1962 по 1964 г. В.П. Скрипов был деканом факультета.
 

В Свердловске он продолжил исследования, начатые в МГУ, и поставил опыты по рассеянию света вблизи критической точки жидкость-пар. Этапным моментом в научной биографии В.П. Скрипова стал 1961 г., когда по его инициативе были начаты экспериментальные исследования жидкостей в метастабильном состоянии. Они привели к формированию оригинального научного направления, которое принесло Владимиру Павловичу известность не только в стране, но и за рубежом. Успех дела обеспечивался широким участием молодых исследователей — студентов и аспирантов — выпускников кафедры.
 

В.П. Скриповым на основе метода огибающих установлены свойства границы термодинамической устойчивости фазы — спинодали, сформулированы условия квазистатистического термодинамического описания метастабильных состояний. Вместе с учениками он разработал методы экспериментального исследования теплофизических свойств жидкости в перегретом и переохлажденном состояниях, а также кинетики нуклеации. Приблизительно за 10 лет (начиная с 1961 г.) была выполнена обширная программа изучения различных классов жидкостей, сделаны обобщения и даны рекомендации по применению полученных знаний в лабораторной и инженерной практике. Для неравновесных процессов с фазовыми превращениями выделены режимы ударного (взрывного) вскипания и кристаллизации, для которых характерно интенсивное флуктуационное зарождение новой фазы.
 

Эти результаты составили содержание его докторской диссертации «Метастабильные и закритические состояния в системе жидкость–пар». Защита состоялась в 1967 г., а в 1969 В.П. Скрипову было присвоено ученое звание профессора. Материалы докторской диссертации легли в основу его монографии «Метастабильная жидкость», опубликованной в 1972 г. и переведенной на английский язык.
 

В 1965 г. В.П. Скрипов организовал в отделе физико-технических проблем энергетики Уральского филиала АН СССР лабораторию теплофизики, а в 1972 г. по предложению председателя президиума Уральского научного центра АН СССР академика С.В. Вонсовского возглавил отдел ФТПЭ УНЦ АН СССР. В последующие два десятилетия было продолжено изучение свойств сильно перегретых жидкостей и неравновесных процессов, сопровождающихся фазовыми переходами. В большом цикле работ исследованы криогенные жидкости и их растворы в метастабильном состоянии.
 

Были развернуты экспериментальные работы по изучению гидродинамики сильно перегретых жидкостей. При истечении их через насадки продемонстрировано возникновение ударного режима вскипания. Установлен факт сильного динамического отклика в потоковой системе на интенсивное зарождение новой фазы. Этот результат открыл возможность сокращенного описания термодинамически неравновесных процессов с фазовыми превращениями. Получены новые данные о термическом и калорическом уравнениях состояния воды, органических и криогенных жидкостей. На основе измерений вязкости, теплопроводности, скорости звука в метастабильном состоянии, а также поверхностного натяжения разработаны методы расчета теплофизических свойств и впервые составлены таблицы термодинамических величин для многих жидкостей в области перегрева. Значительная часть перечисленных результатов вошла в монографию «Теплофизические свойства жидкостей в метастабильном состоянии», написанную В.П. Скриповым в соавторстве со своими учениками и изданную на русском языке в 1980 г., а на английском — в 1988.
 

В 1969 г. были начаты исследования метастабильных состояний при переохлаждении жидкостей. Изучена кинетика зарождения центров кристаллизации в металлах, воде, органических жидкостях, а также в аморфных твердых телах. Продемонстрирована важная роль термофлуктуационных процессов при фазовых; переходах в ультрадисперсных системах. Полученные результаты нашли отражение в монографии В.П. Скрипова и В.П. Коверды «Спонтанная кристаллизация переохлажденных жидкостей» (М.: Наука, 1984).
 

Кинетика распада метастабильных фаз изучена в такой специфической системе, как нормальный металл-сверхпроводник первого рода. С новыми научными интересами последних лет связаны исследования электрических и магнитных свойств сверхпроводников, тепловой устойчивости сверхпроводящего состояния. Наряду с натурными экспериментами получило развитие компьютерное молекулярно-динамическое моделирование метастабильных систем.
 

В публикациях В.П. Скрипова отражены также общие вопросы физики фазовых переходов. Он ввел понятие хорошо определенного (чистого) метастабильного состояния, лежащего в основе квазистатических методов измерения свойств метастабильных фаз. В приложении к сложным системам показана иерархия неравновесных структур. Академиком Скриповым получены новые результаты по применению термодинамического подобия к фазовым переходам. Особенность этого подхода связана с расширением фазовой диаграммы на область метастабильных состояний. Рассмотрена низкотемпературная асимптотика линии плавления растянутого вещества. Отмечена принципиальная возможность сосуществования кристалла и жидкости как метастабильных фаз в области отрицательных давлений. Показано отсутствие спинодали переохлажденных жидкостей. Начато изучение динамических фазовых переходов и генерации фликкер-шума в критических неравновесных фазовых переходах. В связи с этими проблемами разрабатывается общая концепция метастабильности.
 

Результаты, полученные В.П. Скриповым и возглавляемым им коллективом, заслужили высокую оценку научного сообщества. В 1981 г. он был удостоен премии АН СССР им. И. И. Ползунова, в 1987 избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1988 г. отдел физико-технических проблем энергетики был преобразован в Институт теплофизики. В.П. Скрипов стал его организатором и директором и в 1992 г. был избран академиком Российской академии наук. За достижения в научной и научно-организационной деятельности В. П. Скрипов удостоен орденов «Знак Почета» и «Дружбы народов».
 

При поддержке В.П. Скрипова в институте развивались работы прикладного характера. Разрабатываются, изготовляются и испытываются высокоэффективные теплопередающие устройства — контурные тепловые трубы, которые находят применение от бытовых приборов до космической техники. По многим параметрам они превосходят зарубежные аналоги. Ведется разработка МГД-насосов для перекачки жидких металлов. Создана и работает группа системных исследований в энергетике, занимающаяся прогнозированием развития топливно-энергетического комплекса Уральского региона. Коллектив института имеет прочные и многолетние связи с такими крупными организациями, как Криогенмаш, Пермский филиал ГИПХ, ВНИИГТ, Уралэлектротяжмаш, СФ НИКИЭТ, КБ им. Лавочкина, НПО «Алтай» и др.
 

Для В.П. Скрипова как организатора и педагога всегда была характерна мягкая манера общения с учениками и коллегами в сочетании с твердостью научного лидера в проведении принципиальной линии. Он умел понять, оценить и привлечь к себе способных молодых людей. Его сотрудники, в особенности «первого призыва», — люди, увлеченные своим делом, высокообразованные, трудолюбивые, с ярко выраженным творческим началом, способные решать трудные задачи. Среди его учеников, внесших большой вклад в развитие научного направления, 8 докторов, более 30 кандидатов наук. Фактически создана уральская школа теплофизиков, обеспечившая приоритет отечественной науки в области метастабильных фазовых состояний.
 

В.П. Скрипов был членом ряда научных советов, входил в состав редколлегии журнала «Теплофизика высоких температур», участвовал в работе нескольких международных конференций, симпозиумов, инициировал создание и возглавлял рабочую группу метастабильных состояний в Международной ассоциации по свойствам воды и водяного пара. Он — автор более 300 научных публикаций.
 

Светлая память о выдающемся ученом и замечательном человеке навсегда останется в наших сердцах.
 


Подготовили доктора физико-математических наук
Г. В. Ермаков, В. П. Коверда, П. А. Павлов,
кандидат физико-математических наук Г.Н. Муратов
.
 

 

 

Академик Владимир Павлович Скрипов.

 

 

Ночь в степи. Память

 

Степь летней ночью пригревает,
От солнца скрытая уже…
Не славы, памяти желаю,
Тепла отзывного в душе.

Добро творимое вернется
Поступком, памятью чужой,
Незримо где-то отзовется,
Сверкнет капелью дождевой.

Не славы, памяти желаю.
Чтоб с прошлым связь не потерять,
Новоживущих приглашаю
Воспоминать и поминать.

Степь ночью летнею согреет,
Вобрав полдневное тепло.
Кто помнить доброе умеет,
Того не совлекает зло.

Он укреплен своим предтечей,
И в полусне порой ночной
Он видит лица, слышит речи,
И шорох звезд, и шум степной.

Душа раскрыта для волненья.
И Млечный Путь как вязь времен,
Овеяв легким дуновеньем,
Голубит степь, тревожа сон.
 

1996
 

 

* * *
 

Ничего не скажу, не откроюсь,
Только утром у белой воды
Постою, помолчу и умоюсь,
И поверю — не будет беды.

Наш притихший, не вызнанный Север
Отдает нам любовь и покой,
И свою вековечную веру
В бессеребряный век золотой.

Чтобы мы в развернувшемся мире
Крупных ставок, больших скоростей
Знали цену полям этим сирым,
Темным сводам уснувших церквей.

Не скажу о любви и о боли,
Не доверю волненья словам…
Тихим вечером видели в поле,
Как заря прижималась к стогам.
 

1998
 

 

 

* * *
 

Прикури от сердца моего,
Ты найдешь там в пепле угольки,
Лишь слегка повороши его, —
Голубые вспыхнут огоньки.

Не жалей, коль жар мой втянешь весь ты,
Для кого теперь его беречь?
Если взять печаль себе в невесты —
Все равно огня не устеречь.

Ну а если взглядом приголубит
Та, что мне покоя не дает, —
Что там искра! Из небесной глуби
Сердце жар любой звезды возьмет.
 

1946
 

 

* * *
 

Мике Алексеевой (Боркум)


Нам надо встретиться — звонками
По телефонным проводам,
Чтобы поверить — детство с нами,
И жизнь не изменила нам.

Нам надо встретиться — глазами,
Как отраженьям облаков,
Идущих разными путями
В спокойном зеркале прудов.

На надо встретиться — руками,
Частицу передать тепла.
По волокам, за волоками
Грусть перемен давно легла.

Нам надо встретиться — сердцами —
В тревоге дня, в мельканьи лиц…
Покой и мир творим мы сами
И слышим там, за облаками,
Движенье перелетных птиц.
 

1990
 

 

Душа России
 

Смутное время. Как будто борзые,
Кинулись люди хватать не свое…
Где же душа золотая России?
В каждом из нас! Приголубьте ее.

Вышли на сцену нагие, босые,
Бедные духом. Кривлянье, нытье…
Где же душа золотая России?
В каждом из нас! Берегите ее.

Горе-политики, вы не мессии,
Глянь, как слетелось на пир воронье…
Где же душа золотая России?
В каждом из нас! Защитите ее.

Много скитальцев в когтях ностальгии,
Им и в достатке житье — не житье.
Где же душа золотая России?
В каждом потерянном сыне ее.

В яви и снах — васильковые сини,
светлые рощицы, речки, жнивье.
Всюду душа золотая России,
В каждой живинке частица ее!
 

1994
 

 

 

17.05.06

 Рейтинг ресурсов