Кто изучит уральскую цивилизацию пещер? |
Среди самобытных цивилизаций древних
Рифейских гор есть и пещерная, охватывавшая когда-то весь Урал
Все наши читатели наверняка хорошо знают
современную технологическую уральскую цивилизацию, знают, пожалуй, уральскую
горнозаводскую цивилизацию XVIII — середины XIX веков: ее впервые выделил,
обосновал в 1926 году профессор Пермского университета историк П.С.
Богословский. Многие слышали и о том, что совсем недавно, в 80-90-е годы XX
столетия южноуральские археологи открыли уральскую протогородскую
цивилизацию бронзового века — «Страну городов» во главе с Аркаимом. Однако
задолго до самых первых глинобитных городов, построенных кочевниками на
равнинах, были вполне естественно образовавшиеся города — освоенные для
жизни человека крупные природные пещерные комплексы. То есть, была,
оказывается, на Урале и цивилизация пещерная.
В последние десятилетия пещерная археология
Урала поднялась на новую, гораздо более высокую ступеньку. От самых южных
уральских отрогов до Заполярья открыты и изучены многие уникальные пещерные
комплексы с памятниками каменного века: вслед за знаменитой Каповой пещерой
освоены наукой Игнатьевская, Сикияз-Тамакская в Башкирии и в Челябинской
области, пещеры на реках Свердловской области и на берегах Печоры вплоть до
Полярного круга. В научно-популярной печати появились довольно-таки не
случайные суждения о том, что, спустившись в пещеры Южного Урала, можно под
землей пропутешествовать несколько месяцев пешком и с аквалангом с юга на
север и подняться на земную поверхность на Полярном Урале. В какой горной
системе, кроме нашей, такое еще возможно?
Пещера — наш первый дом и первая школа
А у первобытного человека просто не было
другого выбора. Главное преимущество пещер — постоянная положительная
температура, что для осенне-зимне-весенних Уральских гор весьма существенно.
Поэтому самые первые на земле школы были зимними и действовали в пещерах.
Исследователи пещерной палеолитической живописи обратили внимание на
изобилие настенных рисунков, выполненных детской рукой. И на то, как много
найдено в пещерах изображений реальных детских ладошек, обведённых угольком
или охрой!
Чем отличался от других пещерный дом человека
каменного века у нас на Урале? Долгое время даже самые квалифицированные
археологи палеолита заблуждались в том, что многоцветная живопись и
оригинальная скульптура — достояние пещер только Западной Европы. Позднее
выяснилось, что Урал, Сибирь и Дальний Восток в каменном веке были не менее
продвинуты в искусстве.
Чего стоит, например, такая удивительная
подробность. Археологи-искусствоведы утверждают, что первобытные художники,
прежде чем выбрать сюжет для анималистических панно, непременно изучали
акустические свойства пещер, в особенности пещерное эхо. И если в такой
разрисованной пещере хлопнуть в ладоши, то мы услышим крики изображённых
животных, топот копыт и другие звуки, которые унесут нас к конкретным
реальностям тех времен.
Рождающееся в пещерах многогранное живое
искусство помогало людям оставаться людьми во время длинных суровых зим и
других опасных природных явлений, искусство всегда содействовало правильному
развитию жизни рода-племени, охоте и рыбной ловле, ведению войн. Искусство
взрастало в традициях культа, помогало осваивать ремесла и производства, да
и еще много-много чего в жизни зависело от искусства.
Наш древний каменный дом, похожий на муравейник
Интересно бы узнать, когда именно пришла
уральским первобытным людям в голову мысль, что родовыми домами являются не
одни только собственно пещеры, но и все целиком громадные приречные утесы,
пронизанные снизу доверху карстовыми полостями. На Урале эти известняковые
береговые утесы называют Камнями. Вдоль каждой большой реки Западного
Приуралья тянутся вереницы таких некогда обитаемых известняковых
громадин-«муравейников». Откуда, спросите, появилось сравнение обжитого
человеком берегового Камня с муравейником? При изучении нашего края
приходилось не раз наблюдать разные стороны жизни уральской природы, в том
числе и быт муравейников на известняковых утесах. На вершинах каменных стен,
обращенных к югу, муравьи живут одновременно двумя домами: одно жилище
поближе к обрыву, другое — поглубже в лесу. Между домами — торная муравьиная
дорога. Оказывается, муравьи очень чувствительны к резким переменам
температуры в горах. Чтобы сгладить контрасты тепла и холода, насекомые
живут то на тёплом, освещенном солнцем пространстве, то, наоборот, — в тени
и прохладе, когда известняковая скала раскалена прямым солнечным светом.
Чтобы сравнение устройства древнего
человеческого жилья с муравейником было более насыщено, можно упомянуть, что
главный дом муравьев находится не на земной поверхности, а под землёй,
иногда на глубине нескольких метров. В недрах некоторых Камней известны
карстовые полости с подземными озёрами или родниками. Хорошо изучены
разнообразные подземные ледники, где можно хранить запасы заготовленной
летом рыбы, а также мяса и жира от охотничьего промысла. Ещё первобытные
люди заготавливали на зиму немало кореньев, клубней, семян, ягод, грибов,
шишек, трав. А сколько нужно было запасти дров! Ведь костерки в гротах у
входов в пещеры горели почти круглосуточно.
Служили людям свою службу и особо устроенные подземные и поверхностные
святилища с росписями, чучелами, макетами зверей и птиц, с каменными
пирамидами и лабиринтами.
Река — дорога. Жить на реке — смотреть в оба
Разглядывая карту Верхнекамья, легко убедиться,
что Вишера, Колва и Березовая —старинные водные пути, дублирующие друг
друга, способные выполнить одни и те же транспортные задачи: или за
полтысячи вёрст быстро поднять человека к главному уральскому водоразделу
или, наоборот, сплавить его в Каму. И древние люди, несомненно, пользовались
водными дорогами, точно так же, как и сухопутными, — на выбор, смотря по
обстоятельствам.
Например, во время набегов сибирских племён на
Верхнекамье главной дорогой на запад чаще всего избиралась широкая, всегда
полноводная Вишера, именно здесь чаще всего завязывались боевые действия.
Мотивы этих войн отразились и в легенде сражения за Вишеру местных богатырей
Полюда и Ветлана. Весь речной бассейн мог завоевываться то одной, то другой
враждующими сторонами. И поречный род, сверяясь в своих действиях с вождями
племени, то включался в войну и вставал на защиту своих рубежей, то
уклонялся от сражений и на какое-то время уходил в свои близкие или дальние
укрытия и подземелья, пережидая лихие времена.
|
13.10.06