Сплав философии и права |
Философский словарь по правам человека:
Правовая культура и правовое сознание в России сегодня. — Екатеринбург:
Изд-во АМБ, 2006. — 712 с.
Выход
из печати философского словаря по правам человека, безусловно, представляет
знаменательное событие интеллектуальной жизни. Жанр словаря особый. Он
сочетает в себе требования достаточной универсальности освещения избранного
предмета и вариативности, нередко разнокачественности существующих подходов.
Авторы неизбежно сталкиваются с необходимостью совместить полноту раскрытия
материала с лаконичностью, которая по природе присуща любому словарю. Не
растечься мыслью и избежать многословия, которым нередко грешат учебники, –
это задача, без решения которой мы не сможем добиться успеха. Текст словаря
должен нести в своем содержании некое уже устоявшееся знание, обратившись к
которому читатель вполне мог бы составить себе мнение по интересующему
вопросу. В то же время у авторов статей всегда остается право, излагая
материал, на деле провести собственную логику.
Мы не случайно столь пространно остановились на
рассмотрении тех естественных трудностей, с которыми приходится иметь дело
при подготовке любого словаря. В нашем конкретном случае эта задача
оказывается еще более сложной, поскольку авторы задались целью объединить
усилия представителей философских, юридических и политологических дисциплин.
Еще десять лет назад возможность подготовки такого рода издания была бы вряд
ли возможна. Научный анализ проблемы прав человека, тем более ее философское
осмысление, предполагает наличие сколько-нибудь развитой практики в данной
сфере. Опыт, накопленный за прошедшие годы, вполне позволяет сделать это. В
пользу последнего говорит становление института омбудсмена как в Российской
Федерации, так и Свердловской области. Свою роль сыграло дальнейшее развитие
правовой основы и сложившаяся юридическая, в особенности судебная, практика
по такого рода делам. Другим значимым фактором выступает определенная
степень зрелости правосознания как всего общества в целом, так и отдельных
групп населения, составляющих его наиболее активную деятельную часть.
Деятельность правозащитных организаций, а также частота обращений граждан в
судебные инстанции, включая международные, на предмет защиты своих прав,
уровень внимания к ней со стороны средств массовой информации — все эти
факторы, безусловно, свидетельствуют в пользу того, что эта тема заслуживает
своего теоретического осмысления.
Проблема прав человека многообразна и может
анализироваться, исходя из самых разных параметров, что определяется
преследуемыми целями. В нашем конкретном случае речь идет о преодолении того
одностороннего взгляда, который может сложиться, если за дело берутся
представители отдельных дисциплин. Философский подход при широте взгляда на
проблему позволяет избежать возможных потерь, утраты каких-либо значимых
аспектов и одновременно предполагает глубину проникновения в суть
исследуемого предмета. Обоснованно в этой связи выглядит утверждение, что
«философы заставляют задуматься над смыслом права и смыслом тех событий,
которые происходят в правовой жизни общества» (с. 12). Как результат, мы
получаем возможность, не ограничиваясь анализом содержания конкретных норм и
статей законодательства, увидеть проблему развития прав человека в
современной России в более широком общественном и историко-культурном
контексте.
Внутренняя логика развертывания материала нашла
отражение в отнесении тех или иных статей к определенным разделам, которые
даны в самом начале работы и позволяют представить ее структуру в целом.
Авторы последовательно идут от рассмотрения общих фундаментальных вопросов к
частным. Уместным выглядит обращение не только к философским концепциям,
раскрывающим права и свободы человека, но и к философскому смыслу, а также
истории их становления в правовой и политической системе. С другой стороны,
речь идет об основных нарушениях и ограничениях в данной сфере и
международных, федеральных, региональных механизмах защиты прав и свобод
граждан в современной России.
Методологически важным выступает собственно
понятие права. Оно предстает как явление, «объективно возникающее в процессе
опредмечивания субстанциональных качеств индивидов, основательное притязание
на вещи, услуги, социальный статус» (с. 365). В этом случае мораль, религия,
законодательство обнаруживают свойство быть гарантами претворения права в
жизни. Однако они оказывают видимое воздействие на особенности реализации
прав и свобод индивидов, а также их ущемления, в конкретном историческом и
национальном контексте. Вообще философская составляющая в словаре выражена
исключительно сильно, а проблематика философии права как в явной, так и в
неявной форме присутствует в содержании многих статей.
Авторы словаря развертывают картину того, как
происходило формирование тех или иных прав, постепенное осознание их
значимости, а также процесс закрепления в правовых нормах и реализация на
практике. Позитивно следует оценить тот момент, что в раскрытии материала в
целом удалось уйти от моноцентризма, показав различные версии прочтения
конкретных аспектов проблемы. Так, вполне убедительно раскрываются
особенности взгляда на права человека, формирующиеся в рамках конкретных
религиозных конфессий (ст. «Права человека и традиции мусульманского права»,
«Права женщин и христианская культура», «Православная концепция прав
человека» и т. п.). В ряде статей представлен гендерный аспект, который,
кстати, не ограничивается исключительно спецификой женского взгляда.
Показательна и несколько необычна в этом отношении статья «Нарушения и
ограничения прав мужчин». В заметно меньшей степени нашел отражение
национально-этнический аспект.
Интерес представляет то, что авторы попытались
показать динамику развития представлений о гражданских правах. Весьма
любопытен в этом отношении цикл статей М. С. Саликова, посвященный анализу
того, каким образом рассматриваемые вопросы нашли отражение в конституциях
СССР и РСФСР на всем протяжении советского периода истории нашего
государства. Процесс в данном конкретном случае дан поэтапно, зримо видны
изменения, которые происходили в политико-правовой системе и степень
понимания этой проблемы на уровне субъекта правосознания. В гораздо меньшей
степени в ряде статей удалось преодолеть своеобразный разрыв теории (идеала)
и практики, правовых норм и реального воплощения гражданских прав в
социальных отношениях и деятельности. В самом деле, научный анализ не может
быть сведен исключительно к рассмотрению того, каким образом те или иные
права и свободы человека регулируются конкретными законодательными актами.
Небезынтересным мог бы быть разбор факторов, влияющих на реализацию этих
норм, возникающих на этом пути проблем и противоречий. Так, к числу
программных можно было бы отнести статью «Независимость суда в условиях
современной России». Однако автор почему-то ограничивается пространным
указанием на основные положения действующего законодательства,
обеспечивающие независимость судебной системы. Между тем широко известно,
насколько небезупречна, с точки зрения ее независимости, реальная практика
функционирования третьей власти наших дней. Косвенным подтверждением этого
является тот факт, что все большее количество обращений граждан России в
Страсбургский суд по правам человека получает удовлетворение.
Противоречивость ситуации социального неравенства, влияющей на доступность
для граждан отдельных благ, нашла отражение в статье Э. Н. Грибакиной
«Фактические права».
Думается, что историзм в подходе и проекция
прошлого на современную российскую ситуацию позволили бы существенно
обогатить общее представление о характере рассматриваемых проблем. Например,
статья «Обобществление, централизация и права человека», посвященная рубежу
20–30-х гг. прошлого века, рождает вполне зримые ассоциации с ныне
проводимой политикой управляемой демократии и выстраиванием так называемой
вертикали власти. Сам подзаголовок словаря «Правовая культура и правовое
сознание в России сегодня» рождает у читателя надежду на то, что
отечественные реалии начала третьего тысячелетия должны найти естественное
отображение на его страницах. Условия деятельности современного
правозащитного движения существенным образом отличаются от ситуации, какой
она была в 90-е гг., а такие статьи, как «Лагерь» и «Общественные
организации» оставляют без ответа вопрос о том, а как же сегодня обстоят
дела в этой сфере. В то же время заслуживает одобрения оперативно
подготовленная и весьма информативная статья И. Ш. Давлетшина «Декларация о
правах и достоинстве человека X Всемирного русского народного собора», в
которой нашли отражение события весны этого года.
К числу достоинств, существенно повышающих
ценность предпринятого исследования, по нашему мнению, также могут быть
отнесены материалы, посвященные вопросам деятельности института
Уполномоченного по правам человека, в том числе и в нашей Свердловской
области. В ряде статей словаря основное внимание уделено анализу принципов
деятельности омбудсмена и порядка его работы, основных процедур и форм, в
которых осуществляется защита прав отдельных категорий граждан (детей,
женщин, молодежи и т. п.). Свою позитивную роль сыграло привлечение
международных экспертов в этой сфере.
В заключение отметим, что книга снабжена хорошо
продуманной системой отсылок и разного рода указателей, позволяющих читателю
свободно ориентироваться в материале. В этом мы видим несомненную заслугу Н.
В. Бряник, которая, возглавив столь крупный коллектив авторов, лично многое
сделала для выработки единого смыслового направления и логики исследования.
Хочется надеяться, что начало, положенное философским словарем по правам
человека, найдет свое дальнейшее развитие и в последующих публикациях.
|
13.10.06