Сплав философии и права

 
 

Философский словарь по правам человека: Правовая культура и правовое сознание в России сегодня. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006. — 712 с.


 



 

Философский словарь по правам человека: Правовая культура и правовое сознание в России сегодня. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006. — 712 с.   Выход из печати философского словаря по правам человека, безусловно, представляет знаменательное событие интеллектуальной жизни. Жанр словаря особый. Он сочетает в себе требования достаточной универсальности освещения избранного предмета и вариативности, нередко разнокачественности существующих подходов. Авторы неизбежно сталкиваются с необходимостью совместить полноту раскрытия материала с лаконичностью, которая по природе присуща любому словарю. Не растечься мыслью и избежать многословия, которым нередко грешат учебники, – это задача, без решения которой мы не сможем добиться успеха. Текст словаря должен нести в своем содержании некое уже устоявшееся знание, обратившись к которому читатель вполне мог бы составить себе мнение по интересующему вопросу. В то же время у авторов статей всегда остается право, излагая материал, на деле провести собственную логику.
 

Мы не случайно столь пространно остановились на рассмотрении тех естественных трудностей, с которыми приходится иметь дело при подготовке любого словаря. В нашем конкретном случае эта задача оказывается еще более сложной, поскольку авторы задались целью объединить усилия представителей философских, юридических и политологических дисциплин. Еще десять лет назад возможность подготовки такого рода издания была бы вряд ли возможна. Научный анализ проблемы прав человека, тем более ее философское осмысление, предполагает наличие сколько-нибудь развитой практики в данной сфере. Опыт, накопленный за прошедшие годы, вполне позволяет сделать это. В пользу последнего говорит становление института омбудсмена как в Российской Федерации, так и Свердловской области. Свою роль сыграло дальнейшее развитие правовой основы и сложившаяся юридическая, в особенности судебная, практика по такого рода делам. Другим значимым фактором выступает определенная степень зрелости правосознания как всего общества в целом, так и отдельных групп населения, составляющих его наиболее активную деятельную часть. Деятельность правозащитных организаций, а также частота обращений граждан в судебные инстанции, включая международные, на предмет защиты своих прав, уровень внимания к ней со стороны средств массовой информации — все эти факторы, безусловно, свидетельствуют в пользу того, что эта тема заслуживает своего теоретического осмысления.
 

Проблема прав человека многообразна и может анализироваться, исходя из самых разных параметров, что определяется преследуемыми целями. В нашем конкретном случае речь идет о преодолении того одностороннего взгляда, который может сложиться, если за дело берутся представители отдельных дисциплин. Философский подход при широте взгляда на проблему позволяет избежать возможных потерь, утраты каких-либо значимых аспектов и одновременно предполагает глубину проникновения в суть исследуемого предмета. Обоснованно в этой связи выглядит утверждение, что «философы заставляют задуматься над смыслом права и смыслом тех событий, которые происходят в правовой жизни общества» (с. 12). Как результат, мы получаем возможность, не ограничиваясь анализом содержания конкретных норм и статей законодательства, увидеть проблему развития прав человека в современной России в более широком общественном и историко-культурном контексте.
 

Внутренняя логика развертывания материала нашла отражение в отнесении тех или иных статей к определенным разделам, которые даны в самом начале работы и позволяют представить ее структуру в целом. Авторы последовательно идут от рассмотрения общих фундаментальных вопросов к частным. Уместным выглядит обращение не только к философским концепциям, раскрывающим права и свободы человека, но и к философскому смыслу, а также истории их становления в правовой и политической системе. С другой стороны, речь идет об основных нарушениях и ограничениях в данной сфере и международных, федеральных, региональных механизмах защиты прав и свобод граждан в современной России.
 

Методологически важным выступает собственно понятие права. Оно предстает как явление, «объективно возникающее в процессе опредмечивания субстанциональных качеств индивидов, основательное притязание на вещи, услуги, социальный статус» (с. 365). В этом случае мораль, религия, законодательство обнаруживают свойство быть гарантами претворения права в жизни. Однако они оказывают видимое воздействие на особенности реализации прав и свобод индивидов, а также их ущемления, в конкретном историческом и национальном контексте. Вообще философская составляющая в словаре выражена исключительно сильно, а проблематика философии права как в явной, так и в неявной форме присутствует в содержании многих статей.
 

Авторы словаря развертывают картину того, как происходило формирование тех или иных прав, постепенное осознание их значимости, а также процесс закрепления в правовых нормах и реализация на практике. Позитивно следует оценить тот момент, что в раскрытии материала в целом удалось уйти от моноцентризма, показав различные версии прочтения конкретных аспектов проблемы. Так, вполне убедительно раскрываются особенности взгляда на права человека, формирующиеся в рамках конкретных религиозных конфессий (ст. «Права человека и традиции мусульманского права», «Права женщин и христианская культура», «Православная концепция прав человека» и т. п.). В ряде статей представлен гендерный аспект, который, кстати, не ограничивается исключительно спецификой женского взгляда. Показательна и несколько необычна в этом отношении статья «Нарушения и ограничения прав мужчин». В заметно меньшей степени нашел отражение национально-этнический аспект.
 

Интерес представляет то, что авторы попытались показать динамику развития представлений о гражданских правах. Весьма любопытен в этом отношении цикл статей М. С. Саликова, посвященный анализу того, каким образом рассматриваемые вопросы нашли отражение в конституциях СССР и РСФСР на всем протяжении советского периода истории нашего государства. Процесс в данном конкретном случае дан поэтапно, зримо видны изменения, которые происходили в политико-правовой системе и степень понимания этой проблемы на уровне субъекта правосознания. В гораздо меньшей степени в ряде статей удалось преодолеть своеобразный разрыв теории (идеала) и практики, правовых норм и реального воплощения гражданских прав в социальных отношениях и деятельности. В самом деле, научный анализ не может быть сведен исключительно к рассмотрению того, каким образом те или иные права и свободы человека регулируются конкретными законодательными актами. Небезынтересным мог бы быть разбор факторов, влияющих на реализацию этих норм, возникающих на этом пути проблем и противоречий. Так, к числу программных можно было бы отнести статью «Независимость суда в условиях современной России». Однако автор почему-то ограничивается пространным указанием на основные положения действующего законодательства, обеспечивающие независимость судебной системы. Между тем широко известно, насколько небезупречна, с точки зрения ее независимости, реальная практика функционирования третьей власти наших дней. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что все большее количество обращений граждан России в Страсбургский суд по правам человека получает удовлетворение. Противоречивость ситуации социального неравенства, влияющей на доступность для граждан отдельных благ, нашла отражение в статье Э. Н. Грибакиной «Фактические права».
 

Думается, что историзм в подходе и проекция прошлого на современную российскую ситуацию позволили бы существенно обогатить общее представление о характере рассматриваемых проблем. Например, статья «Обобществление, централизация и права человека», посвященная рубежу 20–30-х гг. прошлого века, рождает вполне зримые ассоциации с ныне проводимой политикой управляемой демократии и выстраиванием так называемой вертикали власти. Сам подзаголовок словаря «Правовая культура и правовое сознание в России сегодня» рождает у читателя надежду на то, что отечественные реалии начала третьего тысячелетия должны найти естественное отображение на его страницах. Условия деятельности современного правозащитного движения существенным образом отличаются от ситуации, какой она была в 90-е гг., а такие статьи, как «Лагерь» и «Общественные организации» оставляют без ответа вопрос о том, а как же сегодня обстоят дела в этой сфере. В то же время заслуживает одобрения оперативно подготовленная и весьма информативная статья И. Ш. Давлетшина «Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного русского народного собора», в которой нашли отражение события весны этого года.
 

К числу достоинств, существенно повышающих ценность предпринятого исследования, по нашему мнению, также могут быть отнесены материалы, посвященные вопросам деятельности института Уполномоченного по правам человека, в том числе и в нашей Свердловской области. В ряде статей словаря основное внимание уделено анализу принципов деятельности омбудсмена и порядка его работы, основных процедур и форм, в которых осуществляется защита прав отдельных категорий граждан (детей, женщин, молодежи и т. п.). Свою позитивную роль сыграло привлечение международных экспертов в этой сфере.
 

В заключение отметим, что книга снабжена хорошо продуманной системой отсылок и разного рода указателей, позволяющих читателю свободно ориентироваться в материале. В этом мы видим несомненную заслугу Н. В. Бряник, которая, возглавив столь крупный коллектив авторов, лично многое сделала для выработки единого смыслового направления и логики исследования. Хочется надеяться, что начало, положенное философским словарем по правам человека, найдет свое дальнейшее развитие и в последующих публикациях.
 


А. Г. МАСЛЕЕВ
кандидат философских наук, доцент
 



 

 

13.10.06

 Рейтинг ресурсов