Кто изучит уральскую цивилизацию пещер? |
С первобытной поры человек грамотно пользовался
сигнализацией с помощью костров. В случае тревоги на одном из рубежей на
вершинах гор и Камней разжигались далеко заметные друг другу сигнальные
костры. Они предупреждали не только о том, кто идет войной, но и какая это
сила, нужно ли готовить отпор или чужое войско проплывет дальше, в низовые
края. Внимательные глаза разведчиков наблюдали за плывущим войском, следили
за тем, где оно останавливалось на привалы, какую добычу преследовало, какую
разведку куда высылало. Замечательное знание местных условий во многом
помогало опережать действия противника, организовывать ему отпор на дальних,
ближних, средних рубежах по отношению к своему дому.
Легенда о дивной Деве, в честь которой названы камень и пещера
Несколько десятилетий тому назад, когда на
Колве еще сохранялись остатки деревни Подбобыки (название деревни
переводится на понятный язык так: деревня под Камнем Бобыка, то есть Бобыль)
приехал я с друзьями посетить Дивью пещеру и познакомиться с местными
жителями. И на вопрос, почему Камень называется Дивьим, услышал такое
повествование. В древние времена на самой вершине Камня люди местного рода
построили большое богатое городище, отгороженное от соседнего поля глубоким
рвом и высоким бревенчатым частоколом. Жизнью городища руководила молодая
женщина, сама воительница, любившая ездить на большом коне-тяжеловозе,
подкованном громадными подковами. Однажды несколько ее воинов попали в плен
и, как донесли разведчики, оказались во власти племени, жившего в районе
нынешнего Екатеринбурга. Дело было осенью, на Уральских горах давно уже
лежал глубокий снег. Женщину, решившую выручить своих соплеменников, это не
смутило. Она запрягла оленей в высокие узкие сани, на которых хорошо умели
ездить местные люди даже по бесснежной горной тундре. Отказавшись от всех
сопровождающих, сама погнала оленью упряжку сначала в сторону Уральских гор,
а потом по горам на юг до р. Исети. Несколько недель заняла эта спасательная
миссия, но все пленные были возвращены на Колву.
Древняя карта Вишерского края
Писаный камень на Вишере — большая загадка не
только для настоящих, но и для многих будущих археологов. Несмотря на
пристальное внимание к писанице со стороны даже и выдающихся ученых, Камень
хранит в себе множество тайн. До сих пор не изучено его глубинное карстовое
устройство, не расшифрованы многие изобразительные формы и сюжеты. Известно,
например, почему такая, казалось бы, уязвимая детальная роспись красной
охрой не повредилась окончательно дождями, ветрами, морозами и солнцем и
пережила тысячелетия. Древние художники сумели найти весьма действенный
способ защиты росписей от коварств природных стихий. Рисунки выполнены на
каменных поверхностях, заключенных в самой глубине гигантской
многоступенчатой каменной ниши, которую с реки не так-то просто заметить.
Сразу же напрашивается вопрос: каково происхождение этой ниши — естественное
или искусственное? А остров у подножия ниши — природный или дело рук
человека? Кто метал в писаницу стрелы с кремнёвыми наконечниками — исконные
обитатели Камня во время магических обрядов или проплывавшие мимо пришлые
народы? Как оценить, на какую территорию распространялось влияние этого
жертвенного места? Предполагается, что все рисунки на Писаном камне
представляют собой единый художественный ансамбль, своеобразную карту
территории с указанием ее достопримечательностей, путей-дорог, мест удачного
рыболовства и успешной охоты на разных промысловых животных. Значительное
место в этой «картине мира» уделено человеку, его быту, его культу.
Пещерные города на реке Березовой
Раньше не раз приходилось слышать рассказы о
Березовой, видеть ее с самолета и вертолета, но в прошлом году попал туда
впервые, поразился, как много в ней всего от первобытности. На счастье
археологов река оказалась мало задетой современной преобразовательной
деятельностью человека. Сравнительная отдаленность и чистота реки, ее
большая протяженность и очаровывающая красота берегов предопределили такой
динамичный режим туристской жизни, который до сих пор почти не задевал
пещерных достопримечательностей. В книге «Путешествие по реке Березовой»,
вышедшей в Перми в прошлом году, написано про камень Еран, что «в недрах
нижней части Камня таится несметное количество маленьких пещер, из которых
подавляющая часть не только не исследована, но даже не открыта». А на
вершине Камня никем не изучены останки пещерного города в каменном цирке.
Другой каменный цирк с этажами пещер и гротов находится на вершине камня
Пехач.
В археологической литературе, посвященной
Западному Уралу, берега Березовой почти не фигурируют, археологические
разведки здесь были очень редкими и кратковременными. И в то же время немало
специальных книг, статей, очерков посвящено пещерной археологии Башкирии, не
обделены соответствующей информацией бассейны рек Чусовой, Яйвы, Вишеры и
Колвы. Даже далекая северная Печора тщательно обследована на всем своем
протяжении. Ещё сорок лет назад сыктывкарские археологи Б. Гуслицер и В.
Канивец выпустили очень интересную книгу «Пещеры Печорского Урала», где
обстоятельно охарактеризовали ход раскопок в приречных пещерных комплексах,
назвали наиболее ценные находки.
Весь объем уже выполненных археологических
работ свидетельствует о том, что практически вся территория Западного Урала
и Приуралья является высоко перспективной на новые открытия мирового уровня.
В окружении широко известных памятников пещерной археологии бассейн
Березовой выглядит пока белым пятном, хотя река достойна внимания не только
археологов пермских вузов, но и сотрудников из Института истории и
археологии УрО РАН, Института истории Российской Академии наук.
Чтобы этот очерк нечаянно не привлек внимание
так называемых «черных археологов», которые перекапывают горы земли в
поисках древних и легко сбываемых изделий из серебра и золота, черепов
пещерных медведей и бизонов, хотелось бы сразу оговориться, что
палеолитическая археология Березовой в этом смысле не удовлетворит
браконьеров. Опыт раскопок показывает, что интересующие нас культурные слои
находятся на глубине девяти–десяти и более метров под пещерными отложениями,
образовавшимися при постепенном обрушении стен и сводов, за счет намывания
частиц почвы в карстовые полости. Так что работа предстоит немалая, но итоги
ее, несомненно, многообещающи, прежде всего в смысле понимания материальной
культуры древности, мировоззрения и образа жизни людей той поры. Какими же
они были, наши предки, что так умело осваивали коренные приуральские
ландшафты и непреклонно создавали ту среду жизни, культуру, которой
пользовались так много последующих поколений и которой мы так или иначе все
еще пользуемся сейчас.
|
13.10.06