Аркадий Застырец. Из книги "Materies", книги о вещах и веществах |
ОТ РЕДАКЦИИ. Вряд ли постоянным читателям
«Науки Урала» надо представлять Аркадия Застырца — поэта, прозаика,
драматурга, переводчика и журналиста, больше десятка лет возглавлявшего нашу
редакцию. Конечно же, многие помнят его стихи, эссе, переводы, впервые
увидевшие свет на страницах газеты. Сегодня Застырец возглавляет другое
издание — екатеринбургский еженедельник «Городские куранты», но не забывает
и нас. Не так давно в Доме писателя прошел его творческий вечер с
приглашением всех наукоуральцев, где Аркадий читал новые стихи и прозу — в
том числе из «Materies», книги о вещах и веществах. Читал, по обыкновению,
блестяще, что нечасто удается пишущим людям. И все же лучшим способом
восприятия его работ, как и всякой настоящей словесности остается чтение с
листа. Поэтому в канун Нового года предлагаем любезно предоставленные
автором фрагменты новой книги, созвучные самому чистому и загадочному из
праздников. С пожеланиями, чтобы праздник состоялся!
Свет идет, неведомо откуда, и в его подвижном,
всюду проникающем объятии внезапно разворачиваются, открываясь изумленному
взору, зыбкие своды, наподобие пещерных, но не столь крепкие. Точно снегопад
всю зиму проникал сюда сквозь незаметные отверстия в земле и кружил в тихом
подпольном дыхании, налипая на стены и купол. Чистый, как сорок раз
переплавленное серебро. Блестящий в нечаянном перекрестке собственных
кристальных граней и мгновенных, как мысль о смерти, внешних лучей.
Путники с полным сознанием ничтожества своего
едва живут, легонько передвигаясь по слежавшемуся в ногах льняному покрову.
Не поднимают лиц. Бредут беззвучно, еле двигая заледеневшими конечностями.
Не поют, не кашляют, не спрашивают друг друга о еде и дороге, и где бы
укрыться, и где тут сыскать огонь. Не дышат почти. Для них еще каким-то
чудом сохраняются верх и низ, но роза ветров давно завертелась нежно гудящей
юлою — и запад уж не отличим от востока, и север с югом заплелся в единую
смоляную косицу.
Шаркают горемыки понуро и знать не знают, что
ждет впереди. То растянутся в недлинную колонну, то собьются в тесный кружок
под нависшей скалой. И всего-то их трое: солдат в потертом мундире и
слившейся с черепом каске, прижимающий к плечу ружье со штыком, вцепившийся
в него, как в последнюю опору, за ним через силу поспевает девочка с
выпученными голубыми глазами и в коротеньком розовом платьице, норовящем
разъехаться на спине, а следом за нею — бледно-зеленый олень, чьи обломанные
рога и заиндевевшая шкура, в чем не раз уже доводилось убеждаться,
таинственным образом фосфоресцируют в кромешной темноте.
Но теперь-то все залито необъяснимым светом, и
дорога, перейдя широкое открытое пространство, разбегается во все стороны,
проникает в глубокие расщелины тенистыми тропами, ветвится наверх по
отвесным заснеженным скалам, оборачивается узкими террасами и складками
неизвестной породы, завиваясь в не вызывающий доверия трудный маршрут.
И только я, в точности не известный ни одному
из троих, но свершающий каждый их шаг и обеспечивающий каждое движение,
знаю, что за пределами этого чудовищного грота лежит по-настоящему,
беспредельно огромная страна, полная тепла, свежего морского воздуха и
бриллиантовых брызг неутомимого прибоя. Там звезды горят в синем небе и
ангелы летают и поют запросто, как вешние птицы. Еще минута, еще мгновение,
еще один вдох, — и я разрушу их плен — выключу фонарь, откину одеяло,
перенесу всю троицу на бодрую прохладу подоконника, поставлю между
цветочными горшками в расколотых блюдцах, и мы вчетвером дружно воскликнем:
— Ура! СНЕГ И БОЛЬШЕ НИЧЕГО
Когда-нибудь человек начинает бояться каждой
грядущей зимы. Главным образом по причине болезней, что одолевают с
наступлением холодов. Но не обязательно или не только. Может быть, дело в
том, что именно в зимнюю пору являет наша природа совершенный образ
смертельного порога. Короткий день полон снежной белизны или иных пустоты и
зримого простора, иногда сверкающих диким отблеском морозного солнца, а чаще
— мучительно-сумеречных, сжимающих роковым сомнением душу. Даже снегопад,
небесною силой примиряющий землю с перерывом живого, мало утешает
очнувшегося на склоне лет во власти оглушительных безответных вопросов.
В детстве зима принимается иначе: сама собой
разумеется, как дым только что былого дома. Дитя не знает сомнений и
ярчайшие символы предела и замирания — лютый холод, снег и лед — пускает в
дело своих невинных забав. Мандельштам в одном из своих удивительных
творений остро подметил, что в детстве мы ближе к смерти, чем в наши зрелые
года. Он имел в виду, разумеется, вовсе не уязвимость человека в нежном
возрасте, а его недавнее прохождение смертного порога во время родов. С
возрастом мы удаляемся от этого, изведанного, и приближаемся, как нам
кажется, к совершенно иному, неведомому, и оттого уже несравненно страшному,
порогу. И в тени векового ращения мысли не желаем принимать того, что
порог-то один и тот же и за ним впереди нас ждет то же, что оставлено сзади.
А казалось бы, что проще? Жизнь подобна лабиринту, и выйти из него,
непрерывно держась одной рукой за стенку, можно только в ту же калитку,
через которую вошел. Ребенок знает это твердо и потому смерти не боится, а
вера его чиста и легка. Боли боится, одиночества, зла, немилости и нелюбви,
но не смерти. Точно купальщик, едва вступивший в воду, — тот ведь тоже может
страшиться чего угодно, связанного с этой водой, — течения, холода, глубины,
хищной рыбы, — но не станет же он дрожать при мысли о возможности (и даже
необходимости) выйти обратно на берег.
У Ника Кейва в балладе, завершающей его альбом,
целиком посвященный историям насильственной смерти, замечательный рефрен:
«Just remember
Истинно, она, как минимум, еще и начало. И не
надо бы нам бояться каждой грядущей зимы. Но радоваться и замирать в
ожидании предстоящего чуда. СНЕГ И ЕЛКА
Многое можно выдержать на завтрак (да хоть
тарелку рисовой каши!) и стерпеть на себе (да хоть поверх валенок шаровары с
начесом!) сегодня, когда выпал первый настоящий снег. Густой, влажный, белее
белого, неслышно и невидно валил он всю ночь, шел и шел, неодолимо, упрямо,
как загадочный добрый гость с большими дорожными сумками, полными
удивительных подарков и чужеземных вещиц. Он словно умеет разговаривать и на
своем мокром, нежном, прохладно-жарком языке не только говорит о том, что
пришел удачный день, когда можно будет катать гигантские снежные шары и
лепить снежную бабу, и играть в снежки, и уже попробовать кататься на
санках, но и сообщает во всеуслышанье и всеувиденье: свершилось — время
решительно сделало новый громадный поворот, ничуть не хуже летнего, и все
должно немедленно перемениться, отчасти — вернув тебя к старым, но любимым
вещам, по которым сердце истосковалось в разлуке, отчасти — заставив
двигаться дальше на цыпочках, то и дело замирая в ожидании новых открытий.
Снег нашептывает, что все хорошо, что все живы, и останутся в живых,
несмотря на предстоящие испытания ангиной и гриппом, что тепло не уйдет и
ноги согреются и просохнут после мороза и сугробов по пояс, что скоро (и это
главное!) Новый год и последние дни старого: ёлка, хрупкие бусы, гирлянда из
разноцветных лампочек и бумажные флажки на веревочке, мишура, дождик,
серпантин и конфетти, маски — поросенка, обезьянки и белого зайца, елочные
игрушки — самолетик и тачка из бусинок, голубой шар со сверкающим лебедем,
зеркальный — усыпанный цветами — и молочно-белый — ничего особенного, зато
очень старинный, а еще Чипполино и белочка на кусачих прищепках, картонные
крокодилы с телефонными трубками и длинные радужные попугаи, и чижик, и
пьяненькая ежиха, и белоглазый негритенок с розгами и в красном кафтанчике.
А венчать все это великолепие будет большущая звезда. Немыслимым образом
собранная из красных, синих и прозрачных стеклянных трубок, она всегда была
для меня гораздо авторитетнее любой из кремлевских. А есть за новогодним
столом мы станем мандарины, чудом, вопреки любым холодам и метелям,
появляющиеся именно под Новый год, и шоколадные конфеты, и пельмени, и торт
«Наполеон». И может быть, мне дадут даже глоточек «Шампанского» или сильно
разбавленного красного вина в серебряной рюмочке, но это только в том
случае, если не окажется газировки…
Все это впереди и не заставит себя ждать
слишком долго, а пока я открываю глаза, вскакиваю, подбегаю к волшебно
побелевшему за ночь окну и как завороженный гляжу в сияющую стихию
снегопада. Босые ноги мерзнут, переминаясь на прикрытом коричневым
линолеумом бетонном полу, но это не отвлекает меня ни на секунду.
— Сейчас же надень тапки, простудишься! —
кричит бабушка откуда-то из теплого далека.
Да что толку. Все равно простужусь. Зима ведь
наступила.
На фото: Аркадий Застырец (в центре) и
наукоуральцы после творческого вечера.
|
22.12.06