Укрупнение субъектов Российской Федерации: от суверенизации к интеграции

 
 

Выделение двухуровневой системы государственной власти в постперестроечную эпоху привело к ряду последствий, которые стали заметны только с течением времени.
 

Последствия эти далеко не однозначны, среди них можно выделить как положительные, так и отрицательные. К числу несомненно положительных относится большая самостоятельность субъектов и налаживание межсубъектных связей, проявившихся в так называемых горизонтальных договорах.
 

Наряду с этим стали проявляться процессы фрагментации государственной власти, излишней суверенизации субъектов, выстраивание своеобразной «местечковой» иерархии, вполне логичным следствием которой явился подлинный «взрыв» деятельности по лоббированию местных интересов.
 

Все это послужило основой научных дискуссий о необходимости сокращения числа субъектов Федерации за счет дотационных областей и автономных округов, об оптимизации количества субъектов, а также времени, необходимом для завершения объединительных процессов. В 2001 году теоретические разработки были подкреплены Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
 

Следует отметить, что Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» предусматривает, что при принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы России, принципы ее федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов Российской Федерации, их социально-экономические возможности.
 

Положения этого закона были применены на практике в 2003 году, когда Государственная Дума на пленарном заседании приняла сразу в трех чтениях президентские законопроекты, объединяющие Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ. Таким образом, образовался новый субъект Российской Федерации — Пермский край. За принятие Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» проголосовало 423 депутата, при необходимом количестве 300 голосов.
 

В законе «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» содержатся положения, согласно которым с 1 декабря 2005 года Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ перестали существовать как субъекты РФ. До этого времени урегулировались вопросы формирования органов государственной власти. При этом указывалось на правопреемство Пермского края в отношении собственности Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в отношениях с органами федеральной власти, другими субъектами РФ, иностранными государствами и международными организациями.
 

Дальнейший процесс укрупнения субъектов – создание объединенного Красноярского края на основе Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов и объединенной Иркутской области на основе Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а также объединение Камчатской области и Корякского автономного округа позволяет выделить ряд особенностей, характеризующих такие преобразования.
 

Вообще логика данных объединений, казалось бы, подтверждает прописанные законодателем выгоды: в частности, социально-экономические возможности дотационных субъектов — автономных округов — вырастают многократно.
 

Однако детального правового регулирования требуют как минимум четыре аспекта:
 

— будет ли придан территории округа, объединившегося с областью, особый статус, подчеркивающий ее национально-автономный характер;
 

— будет ли этот особый статус определен в уставе нового субъекта либо он будет закреплен де-факто;
 

— будет ли данная территория обладать собственным бюджетом, ориентированным на поддержку малых народов, сохранение их культуры, развитие ремесел, обучение на родном языке;
 

— возможно ли принятие федеральных законов об особом статусе территории автономного округа, вошедшего в состав объединенного субъекта.
 

Помимо этого, объединение предполагает полную или частичную замену региональных элит, а также избавление от идеи суверенизации.
 

Будет весьма уместным заметить также, что укрупнение субъектов Российской Федерации — это иллюстрация интеграционных преобразований, характерных для России последних лет. Возможность получить «столько суверенитета, сколько можно унести» себя не оправдала, и потому предсказуема гораздо большая встроенность образуемых субъектов в федеративные отношения, их «федеративная лояльность».
 


Л. СОНИНА, кандидат юридических наук, доцент ЧелГУ
Е. АНИСИМОВ, аспирант ЧелГУ
 



 

 

21.03.07

 Рейтинг ресурсов