Стипендия для альтруистов |
В нынешнем году Институт математики и
механики и научно-производственный центр «Видикор» учредили стипендию для
молодых ученых им. Н.И. Слободчикова. Согласно положению, она назначается на
год молодому сотруднику Института математики и механики исключительно за
работы в области фундаментальных исследований и выплачивается из средств НПЦ
«Видикор». Претенденты представляют список научных трудов, и конкурсная
комиссия во главе с зав. отделом алгебры и топологии членом-корреспондентом
РАН А.А. Махневым выбирает самого достойного.
Насколько нам известно, ни в одном из
академических институтов подобной стипендии нет. Правда, в Уральском
госуниверситете есть аналог — стипендия имени П.Г. Конторовича, которая
назначается студентам, успешно занимающимся научной работой.
Имени альтруиста
О том, что побудило учредить стипендию для
молодых ученых, говорит инициатор этого начинания руководитель
научно-исследовательского центра мультимедиа-технологий ИММ, он же
генеральный директор ООО «Видикор» (где создаются программно-аппаратные
средства Интернет-видеосвязи на основе научных разработок НИЦ
мультимедиа-технологий) доктор физико-математических наук В.В. Прохоров:
— Очень важно поддержать ребят, которые
занимаются фундаментальной наукой. Те, кто связан с прикладными
исследованиями, заработают. А вот «чистые математики» — своего рода
альтруисты. Чтобы реализовать свой талант, они не должны отвлекаться на
посторонние заработки. И надо хотя бы частично компенсировать им неизбежные
издержки бескорыстного служения науке. Стипендия аспиранта — полторы тысячи
рублей, оклад младшего научного сотрудника — примерно столько же (ведь
аспиранту в ИММ разрешается работать только на 1/10 ставки, т.е. получать
дополнительно к стипендии еще около 150 рублей в месяц — стоимость пачки
бумаги…). Наша стипендия имени Н.И. Слободчикова пока невелика — три тысячи
в месяц. Но все же и она может послужить молодому ученому существенной
поддержкой.
Впрочем,
присуждение этой стипендии — не только материальный, но и моральный стимул.
Ведь она носит имя выдающегося человека, Учителя с большой буквы Николая
Ивановича Слободчикова. В 1950–1980-е годы он преподавал математику во 2-й
железнодорожной школе Свердловска-Екатеринбурга. Среди его учеников многие
преуспели в математике: доктора физико-математических наук зам. директора
ИММ В.В. Кабанов и зав. отделом уравнений математической физики А.Р.
Данилин, доцент С.В. Сизый из УрГУ, доктор физико-математических наук Г.П.
Егорычев (ВЦ Сибирского отделения РАН, г. Красноярск), зам. генерального
директора НПО автоматики им. Н.А. Семихатова по ракетно-космической технике
Л.Н. Бельский и многие другие. Я тоже был учеником Николая Ивановича, и он
оказал огромное влияние на мою жизнь.
Н.И. Слободчиков, НИС, как мы его называли,
ушел из жизни много лет назад, но оставил о себе долгую память. Он был
человеком редкой теперь породы — альтруистом, подвижником. Без
преувеличения, он просыпался для того, чтобы делать добрые дела — учить
детей математике и попутно (на самом деле это было неразделимо и, я уверен,
он над этим и не задумывался) прививать им высокие нравственные качества. Об
уровне математической подготовки его учеников свидетельствуют многочисленные
победы на олимпиадах разного уровня, стопроцентное поступление в вузы, в том
числе и в столичные. Но это вовсе не значит, что он занимался только с
талантливыми ребятами. На школьных уроках Николай Иванович всем уделял
одинаковое внимание. Пожалуй, «чемпионам» даже меньше. Да и на занятия
кружка, где решались по-настоящему сложные творческие задачи, мог прийти
любой, в том числе и двоечник — лишь бы был интерес. И к каждому наш Учитель
находил свой подход. Кружок собирался не только в обычные дни, но и в
выходные, и в каникулы. И, конечно же, дополнительные занятия НИС вел
совершенно бесплатно. Главным вознаграждением для него были наши достижения:
и победы на олимпиадах, и ученые степени, и книги, которые посвящали ему
ученики. А монография Г.П. Егорычева с посвящением на титульной странице
«Любимому учителю Н.И. Слободчикову» вышла не только в России, но и в США.
У НИСа была своя система поощрений за хороший
результат, за «выигрыш» — шариковая ручка, значок, еще какая-нибудь мелочь.
Или, например, кастрюля компота — ведь мы часто собирались у него дома.
Николай Иванович даже ходил с нами в походы, хотя был инвалидом (еще в
детстве потерял ногу, позднее донимала язва желудка).
Что же касается моральных качеств, то он
воспитывал нас прежде всего своим примером. А ему были свойственны
готовность не брать, а отдавать, беззаветная преданность своему делу,
нравственный максимализм. И еще его отличала абсолютная, даже вызывающая
честность, независимость от суждений начальства. Никаких официальных
авторитетов для него не существовало принципиально, лишь абсолютный
приоритет истины. Были немыслимы исключения и для самого себя: если, скажем,
ученик замечал «ляп» в его доказательстве, для НИСа это был просто праздник,
он иногда специально делал «ляпы», ждал, что кто-то заметит, или говорил
сам: «Ну, и где я ошибся?».
НИС учил нас альтруизму, передал стремление
помогать товарищу. Мы в «Видикоре» можем заработать кое-какие деньги
благодаря нашим научно-прикладным разработкам и поддержать талантливых
ребят, которые такой возможности не имеют. Это нравственный долг перед
памятью о таких людях, как мой Учитель, перед его ИДЕЕЙ, и некая научная
порядочность — ведь прикладные работы всегда произрастают на базисе
фундаментальной науки, но фундаментальные результаты считаются (и в умах, и
юридически) общечеловеческим достоянием. Человечество в изрядной степени
паразитирует, «сидя на шее» у бессребреников-«фундаментальщиков».
Академик Николай Николаевич Красовский
— о стипендии имени Н.И. Слободчикова
История Свердловска-Екатеринбурга знает немало
славных имен выдающихся преподавателей математики. И среди них надо особо
отметить Николая Ивановича Слободчикова, поистине одного из столпов
математического образования на Урале.
Я хотел бы подчеркнуть, что его отличало то
качество преподавателя, которое сейчас недооценивается — прежде всего, это
был Мастер своего дела. Учил он настоящей, большой и серьезной математике,
учил знаниям и умению ставить и решать математические задачи.
Я убежден, что такое величайшее мастерство,
преданность своему делу неразрывно связаны с высокими нравственными
качествами преподавателя. Именно удивительный сплав принципиальности и в то
же время доброты отличали Николая Ивановича. И его ученикам, с которыми мне
доводилось встречаться, присущи такие же качества — желание
совершенствоваться в своем профессиональном мастерстве в сочетании с высокой
нравственностью, преданностью своему делу. Даже если эти люди связали свою
жизнь вовсе не с математикой.
В свое время Генри Филдинг хорошо заметил, что
в вопросах нравственного совершенствования изрядную роль играет пример
человека, обладающего этими качествами, в данном случае – пример учителя, а
не те или иные философские рассуждения или душеспасительные книги.
Мне довелось несколько раз быть свидетелем
того, с каким пониманием целей образования, психологии учащихся Николай
Иванович отстаивал свою позицию на методических собраниях преподавателей и
«чиновного люда» по поводу преподавания математики и информатики. Он
откровенно высказывал свою принципиальную позицию, не обращая внимания на
административный статус оппонентов. Как и многие свердловчане,
заинтересованные в повышении качества школьного образования, я знал, что
жизнь замечательного преподавателя математики была отнюдь не простой.
Откровенная, честная борьба за уровень образования «выходила ему боком».
Назначение стипендии имени выдающегося учителя
математики в академическом институте представляется принципиально важным.
Это признание той выдающейся роли, которую он сыграл, выучив таких учеников.
Это стимул молодым ученым, это честь — получить стипендию имени человека с
такими высокими моральными качествами. Это обязывает быть похожим на
выдающегося Учителя.
Стипендиат-2007
В нынешнем году документы на конкурс подал
только один претендент. Видимо, остальные еще не сориентировались. Однако
никто не сомневается в том, что Александр Гаврилюк, выпускник
радиотехнического факультета УГТУ-УПИ, приступивший к работе в штате ИММ с 1
марта, получил стипендию имени Н.И. Слободчикова по праву.
Представить первого стипендиата мы попросили
его научного руководителя Александра Алексеевича Махнева:
— В течение 20 лет я читаю в УГТУ-УПИ курс
математики. И впервые у меня появился там ученик. Александр занимается
научной работой со второго курса. У него уже сейчас наработан материал на
полторы кандидатских диссертации, целый массив статей. Он настолько увлечен
наукой, что предпочел работу в академическом институте, где оклады не идут
ни в какое сравнение с зарплатами выпускников радиофака, работающих в
банковской сфере.
— В чем заключается главный научный
результат первого стипендиата на сегодняшний день?
— Александр работает в области теории
симметричных графов. Есть такое понятие — графы Тервиллигера. В 1989 году в
монографии трех авторов «Дистанционно регулярные графы» была поставлена
проблема регулярности этих графов. Никто не брался за ее решение. А мы с
Александром решили эту задачу сначала для µ=2. Причем большую часть работы
он сделал самостоятельно. Потом я предложил ему следующий шаг: найти решение
для µ=3 и для µ=4. Когда и это было сделано, Александр сам поставил задачу в
общем случае. Наша работа, где решена последняя задача, пока не
опубликована. Любой научный результат должен немного «вылежаться». Возможно,
обнаружатся какие-то проблемы или появятся новые идеи. Графам Тервиллигера
посвящено еще несколько наших совместных статей. Одна из них принята к
печати в журнале «Математические заметки». * *
*
Первая «порция» стипендии была вручена
Александру Гаврилюку на молодежной математической конференции, которая
прошла в Кунгурке в феврале. Там же был показан и фильм о Николае Ивановиче
Слободчикове, снятый СГТРК и показанный по телевидению несколько лет назад
(этот фильм можно посмотреть через Интернет на медиасайте УрО РАН
http://webtv.vidicor.ru/main.php?dir=464).
…Известно, что многие ученые — долгожители,
потому что напряженный интеллектуальный труд постоянно поддерживает организм
в тонусе, а получение научных результатов дает огромный заряд положительных
эмоций. Но все же духом единым сыт не будешь, и, несомненно, новое начинание
пойдет на пользу молодым талантам. Возможно, и в других институтах Отделения
последуют примеру математиков. И тогда научной молодежи жить будет немного
легче.
|
06.04.07