Стипендия для альтруистов

 
 

В нынешнем году Институт математики и механики и научно-производственный центр «Видикор» учредили стипендию для молодых ученых им. Н.И. Слободчикова. Согласно положению, она назначается на год молодому сотруднику Института математики и механики исключительно за работы в области фундаментальных исследований и выплачивается из средств НПЦ «Видикор». Претенденты представляют список научных трудов, и конкурсная комиссия во главе с зав. отделом алгебры и топологии членом-корреспондентом РАН А.А. Махневым выбирает самого достойного.
 

Насколько нам известно, ни в одном из академических институтов подобной стипендии нет. Правда, в Уральском госуниверситете есть аналог — стипендия имени П.Г. Конторовича, которая назначается студентам, успешно занимающимся научной работой.


 



 

Имени альтруиста
 

О том, что побудило учредить стипендию для молодых ученых, говорит инициатор этого начинания руководитель научно-исследовательского центра мультимедиа-технологий ИММ, он же генеральный директор ООО «Видикор» (где создаются программно-аппаратные средства Интернет-видеосвязи на основе научных разработок НИЦ мультимедиа-технологий) доктор физико-математических наук В.В. Прохоров:
 

— Очень важно поддержать ребят, которые занимаются фундаментальной наукой. Те, кто связан с прикладными исследованиями, заработают. А вот «чистые математики» — своего рода альтруисты. Чтобы реализовать свой талант, они не должны отвлекаться на посторонние заработки. И надо хотя бы частично компенсировать им неизбежные издержки бескорыстного служения науке. Стипендия аспиранта — полторы тысячи рублей, оклад младшего научного сотрудника — примерно столько же (ведь аспиранту в ИММ разрешается работать только на 1/10 ставки, т.е. получать дополнительно к стипендии еще около 150 рублей в месяц — стоимость пачки бумаги…). Наша стипендия имени Н.И. Слободчикова пока невелика — три тысячи в месяц. Но все же и она может послужить молодому ученому существенной поддержкой.
 

Николай Иванович Слободчиков (архивная съемка).Впрочем, присуждение этой стипендии — не только материальный, но и моральный стимул. Ведь она носит имя выдающегося человека, Учителя с большой буквы Николая Ивановича Слободчикова. В 1950–1980-е годы он преподавал математику во 2-й железнодорожной школе Свердловска-Екатеринбурга. Среди его учеников многие преуспели в математике: доктора физико-математических наук зам. директора ИММ В.В. Кабанов и зав. отделом уравнений математической физики А.Р. Данилин, доцент С.В. Сизый из УрГУ, доктор физико-математических наук Г.П. Егорычев (ВЦ Сибирского отделения РАН, г. Красноярск), зам. генерального директора НПО автоматики им. Н.А. Семихатова по ракетно-космической технике Л.Н. Бельский и многие другие. Я тоже был учеником Николая Ивановича, и он оказал огромное влияние на мою жизнь.
 

Н.И. Слободчиков, НИС, как мы его называли, ушел из жизни много лет назад, но оставил о себе долгую память. Он был человеком редкой теперь породы — альтруистом, подвижником. Без преувеличения, он просыпался для того, чтобы делать добрые дела — учить детей математике и попутно (на самом деле это было неразделимо и, я уверен, он над этим и не задумывался) прививать им высокие нравственные качества. Об уровне математической подготовки его учеников свидетельствуют многочисленные победы на олимпиадах разного уровня, стопроцентное поступление в вузы, в том числе и в столичные. Но это вовсе не значит, что он занимался только с талантливыми ребятами. На школьных уроках Николай Иванович всем уделял одинаковое внимание. Пожалуй, «чемпионам» даже меньше. Да и на занятия кружка, где решались по-настоящему сложные творческие задачи, мог прийти любой, в том числе и двоечник — лишь бы был интерес. И к каждому наш Учитель находил свой подход. Кружок собирался не только в обычные дни, но и в выходные, и в каникулы. И, конечно же, дополнительные занятия НИС вел совершенно бесплатно. Главным вознаграждением для него были наши достижения: и победы на олимпиадах, и ученые степени, и книги, которые посвящали ему ученики. А монография Г.П. Егорычева с посвящением на титульной странице «Любимому учителю Н.И. Слободчикову» вышла не только в России, но и в США.
 

У НИСа была своя система поощрений за хороший результат, за «выигрыш» — шариковая ручка, значок, еще какая-нибудь мелочь. Или, например, кастрюля компота — ведь мы часто собирались у него дома. Николай Иванович даже ходил с нами в походы, хотя был инвалидом (еще в детстве потерял ногу, позднее донимала язва желудка).
 

Что же касается моральных качеств, то он воспитывал нас прежде всего своим примером. А ему были свойственны готовность не брать, а отдавать, беззаветная преданность своему делу, нравственный максимализм. И еще его отличала абсолютная, даже вызывающая честность, независимость от суждений начальства. Никаких официальных авторитетов для него не существовало принципиально, лишь абсолютный приоритет истины. Были немыслимы исключения и для самого себя: если, скажем, ученик замечал «ляп» в его доказательстве, для НИСа это был просто праздник, он иногда специально делал «ляпы», ждал, что кто-то заметит, или говорил сам: «Ну, и где я ошибся?».
 

НИС учил нас альтруизму, передал стремление помогать товарищу. Мы в «Видикоре» можем заработать кое-какие деньги благодаря нашим научно-прикладным разработкам и поддержать талантливых ребят, которые такой возможности не имеют. Это нравственный долг перед памятью о таких людях, как мой Учитель, перед его ИДЕЕЙ, и некая научная порядочность — ведь прикладные работы всегда произрастают на базисе фундаментальной науки, но фундаментальные результаты считаются (и в умах, и юридически) общечеловеческим достоянием. Человечество в изрядной степени паразитирует, «сидя на шее» у бессребреников-«фундаментальщиков».
 

Академик Николай Николаевич Красовский — о стипендии имени Н.И. Слободчикова
 

История Свердловска-Екатеринбурга знает немало славных имен выдающихся преподавателей математики. И среди них надо особо отметить Николая Ивановича Слободчикова, поистине одного из столпов математического образования на Урале.
 

Я хотел бы подчеркнуть, что его отличало то качество преподавателя, которое сейчас недооценивается — прежде всего, это был Мастер своего дела. Учил он настоящей, большой и серьезной математике, учил знаниям и умению ставить и решать математические задачи.
 

Я убежден, что такое величайшее мастерство, преданность своему делу неразрывно связаны с высокими нравственными качествами преподавателя. Именно удивительный сплав принципиальности и в то же время доброты отличали Николая Ивановича. И его ученикам, с которыми мне доводилось встречаться, присущи такие же качества — желание совершенствоваться в своем профессиональном мастерстве в сочетании с высокой нравственностью, преданностью своему делу. Даже если эти люди связали свою жизнь вовсе не с математикой.
 

В свое время Генри Филдинг хорошо заметил, что в вопросах нравственного совершенствования изрядную роль играет пример человека, обладающего этими качествами, в данном случае – пример учителя, а не те или иные философские рассуждения или душеспасительные книги.
 

Мне довелось несколько раз быть свидетелем того, с каким пониманием целей образования, психологии учащихся Николай Иванович отстаивал свою позицию на методических собраниях преподавателей и «чиновного люда» по поводу преподавания математики и информатики. Он откровенно высказывал свою принципиальную позицию, не обращая внимания на административный статус оппонентов. Как и многие свердловчане, заинтересованные в повышении качества школьного образования, я знал, что жизнь замечательного преподавателя математики была отнюдь не простой. Откровенная, честная борьба за уровень образования «выходила ему боком».
 

Назначение стипендии имени выдающегося учителя математики в академическом институте представляется принципиально важным. Это признание той выдающейся роли, которую он сыграл, выучив таких учеников. Это стимул молодым ученым, это честь — получить стипендию имени человека с такими высокими моральными качествами. Это обязывает быть похожим на выдающегося Учителя.
 

Стипендиат-2007
 

В нынешнем году документы на конкурс подал только один претендент. Видимо, остальные еще не сориентировались. Однако никто не сомневается в том, что Александр Гаврилюк, выпускник радиотехнического факультета УГТУ-УПИ, приступивший к работе в штате ИММ с 1 марта, получил стипендию имени Н.И. Слободчикова по праву.
 

Представить первого стипендиата мы попросили его научного руководителя Александра Алексеевича Махнева:
 

Первый стипендиат А. Гаврилюк.   — В течение 20 лет я читаю в УГТУ-УПИ курс математики. И впервые у меня появился там ученик. Александр занимается научной работой со второго курса. У него уже сейчас наработан материал на полторы кандидатских диссертации, целый массив статей. Он настолько увлечен наукой, что предпочел работу в академическом институте, где оклады не идут ни в какое сравнение с зарплатами выпускников радиофака, работающих в банковской сфере.

   Александра отличает невероятное трудолюбие. Разумеется, в УГТУ-УПИ он был круглым отличником, шестикратным обладателем губернаторской стипендии. Но, главное, он умеет творчески работать и получать результат. Можно исписать горы бумаги и ничего не достичь. А Гаврилюк способен не только решать сложнейшие задачи, но и ставить их. Тогда как есть немало докторов наук, которые успешно решают задачи, поставленные другими, но сами задачи не формулируют.

   У нас с Александром несколько совместных публикаций, в частности в престижном издании «Доклады Академии наук».

   — А как именно вы работаете вместе?

— Очень просто. Сидим рядом у компьютера, каждый высказывает свои идеи, потом их проверяем. Форма работы весьма эффективная, я практикую ее со всеми учениками. С каждым из них мы встречаемся раз в неделю и трудимся по полдня. Кроме того, еженедельно мы проводим у себя в отделе семинар, участие в котором очень много дает молодежи, здесь ребята становятся настоящими специалистами.
 

— В чем заключается главный научный результат первого стипендиата на сегодняшний день?
 

— Александр работает в области теории симметричных графов. Есть такое понятие — графы Тервиллигера. В 1989 году в монографии трех авторов «Дистанционно регулярные графы» была поставлена проблема регулярности этих графов. Никто не брался за ее решение. А мы с Александром решили эту задачу сначала для µ=2. Причем большую часть работы он сделал самостоятельно. Потом я предложил ему следующий шаг: найти решение для µ=3 и для µ=4. Когда и это было сделано, Александр сам поставил задачу в общем случае. Наша работа, где решена последняя задача, пока не опубликована. Любой научный результат должен немного «вылежаться». Возможно, обнаружатся какие-то проблемы или появятся новые идеи. Графам Тервиллигера посвящено еще несколько наших совместных статей. Одна из них принята к печати в журнале «Математические заметки».
 

* * *
 

Первая «порция» стипендии была вручена Александру Гаврилюку на молодежной математической конференции, которая прошла в Кунгурке в феврале. Там же был показан и фильм о Николае Ивановиче Слободчикове, снятый СГТРК и показанный по телевидению несколько лет назад (этот фильм можно посмотреть через Интернет на медиасайте УрО РАН http://webtv.vidicor.ru/main.php?dir=464).
 

…Известно, что многие ученые — долгожители, потому что напряженный интеллектуальный труд постоянно поддерживает организм в тонусе, а получение научных результатов дает огромный заряд положительных эмоций. Но все же духом единым сыт не будешь, и, несомненно, новое начинание пойдет на пользу молодым талантам. Возможно, и в других институтах Отделения последуют примеру математиков. И тогда научной молодежи жить будет немного легче.
 


Е. ПОНИЗОВКИНА
На фото: Н.И. Слободчиков (архивная съемка),
первый стипендиат А. Гаврилюк.
 



 

 

06.04.07

 Рейтинг ресурсов