Поэзия гражданской войны |
Голдин В.Н. Поэзия гражданской войны в
периодических изданиях Урала: 1917—1919 годы. В 2-х кн. — Екатеринбург: Банк
культурной информации, 2006. — Кн. первая, — 272 с., кн. вторая, — 228 с.
(Серия «Литературное наследие Урала»). Тираж 300 экз.
Еще Маяковский заметил, что в годы гражданской
войны количество сочиняемых народом стихов превысило все мыслимые пределы —
из-за постоянного недосыпа, недоедания и нервного перевозбуждения масс.
Действительно, в годы перемен тяга к стихотворчеству разительна. Мы с вами
видели это в конце 80-х — начале 90-х, но вот исторический материал,
подтверждающий ту же самую истину.
Автор рецензируемого двухтомника провел
колоссальную работу, подняв огромный пласт уральских периодических изданий и
представив более двух с половиной сотен имен. Большая часть их представлена
единственным стихотворением, но попадаются и более плодовитые поэты.
Конечно, художественная ценность подавляющего большинства произведений
невелика: это стихотворная публицистика (фельетоны, сатиры) либо абсолютно
вторичная лирика, в которой четко прослеживаются старые (восходящие едва ли
не к Некрасову) и псевдонародные формы. Но какой кладезь материала о
чувствах и умонастроениях людей, попавших в одночасье из провинциального
захолустья в горнило политики и братоубийственной войны!
Необходимо отметить, что значительная часть
материала вводится в научный оборот впервые. Антологии «пролетарской
поэзии», выходившие в советское время, естественно, отражали лишь одну
сторону литературной жизни. В.Н. Голдин же в принципе строит свою антологию
по региональному признаку, не разделяя тексты на «красные» и «белые». Да
многие из них и невозможно определить однозначно, даже если «гражданские»
мотивы доходят до уровня публицистики: обвинения врагам абсолютно шаблонны —
«тиранами», «предателями», «кровопийцами» именуют своих противников обе
стороны. А уж неполитическая лирика тем более не поддается делению на
«белую» и «красную». Видимо, такова уж судьба нашей страны: что бы в ней ни происходило, в поэтической области ничего не меняется, раздаются те же самые слова с оглядкой на тех же самых русских классиков. Вот, к примеру, строки, которые вполне могли бы прозвучать в какой-нибудь вчерашней дискуссии на телеканале «Культура»:
Ну-ка, какого направления поэт? Кажется, «белый»? А вот через две строфы:
Нет, кажется, «красного»… Не угадаешь! Трудно
сказать, каких воззрений на самом деле придерживался цитируемый поэт Кузьма
Аристов. Видимо, «недостаточно последовательных» — ибо составитель отмечает,
что «в дальнейшем имя поэта сошло со страниц уральской прессы».
Но удивительное дело — отчего злободневные
политические писания столетней давности до сих пор отзываются в нашем
сознании? Действительно ли крутится наше сознание — как собака, ловящая свой
хвост — в старых шаблонах восприятия, не желая замечать реальных перемен,
или на самом деле время в России идет по кругу?
Поблагодарим составителя не только за
проделанный труд, за любовь к родному краю, но и за возможность задуматься
над этим «вечным» вопросом.
|
03.05.07