Повседневность в конкретно-историческом анализе социальной действительности |
Любутин К. Н., Кондрашов П. Н.
Диалектика повседневности: Методологический подход. – Екатеринбург: УрГУ;
ИФиП УрО РАН; РФО, 2007. — 295 с.
Является ли «повседневность» категорией,
поддающейся марксистскому описанию? Как полагают многие, Маркс разрабатывал
всеобщие определения (формация и т.п.), категория же повседневности
принадлежит французской исторической школе «Анналов». Не является ли она
чужеродной, «декорирующей» вставкой в марксистскую традицию?
Авторы исходят из того, что явления, которые
впоследствии становится «всеобщими» (формационные определения, образ жизни),
возникают как единичные, вырастают из отдельных случаев в стихии
повседневности. Классики марксизма «всегда держали в уме тот простой факт,
что всякая высшая форма бытия фундируется в способах бытия более низших
форм» (с. 5). Удерживать в воображении повседневность в исследовании
системных связей целого — значит мыслить исторически конкретно, соединяя
всеобщие определения целого с их особенными и единичными модификациями, как
они реализуются в ткани общественного бытия и представляются в общественном
сознании. Внимание читателя привлечено к научному вкладу Маркса,
эвристическому характеру его методологии.
Осмысление повседневных структур привело к
оформлению собственно марксистской методологии — к ее жизненной
конкретности. Отрыв системных связей от повседневной реальности ведет к
научному бесплодию — или к пустой формалистике категорий, или же к
фрагментации социальной реальности, к мозаично-клиповому сознанию, которое
скользит по поверхности. Такое сознание представлено постмодернизмом,
который, как птичий грипп, распространяется на интеллектуальном поле России.
В структуре социальной реальности авторы
выделяют взаимосвязанные уровни: всеобщий (формационные характеристики);
особенный (национально-культурное и историческое своеобразие формационного
инварианта, образ жизни); единичный, повседневный. Повседневность есть
единство уникальности и всеобщности, «это форма непосредственной
человеческой деятельности, посредством которой люди удовлетворяют свои
ежедневные потребности трудовых будней, домашнего быта и свободного времени
с помощью привычных («подручных») методов и средств, воспроизводя тем самым
свое собственное наличное бытие, а значит, и бытие общества в целом» (с.
258) в его национально-культурных и формационных определениях.
Повседневность связывается с всеобщим и
особенным уровнями путем нисходящих и восходящих процессов. В первом случае
формационный уровень и образ жизни оседают в структурах повседневности,
выражаются в них, как сущность выражается в мире явлений, отражается в них.
Во втором случае происходит обратный процесс: индивиды практически изменяют
предзаданную им социальную реальность; обновленные фрагменты реальности
включаются в более обширные отношения и, в конце концов, влекут изменения в
более высоких сферах — в образе жизни и в способе производства общественной
жизни в целом. «Именно в этом восходящем механизме повседневности
фундирована историчность социального бытия» (с. 257). Лишь мысленно
удерживая триединство этих уровней, можно осуществлять
конкретно-историческое исследование, можно понять, почему, например, США и
Япония при едином способе производства представляются столь различными: на
предприятиях США — строгая регламентация в духе системы Тейлора, а внутри
японских предприятий царит пожизненный найм с неформальными полусемейными
отношениями. Один и тот же способ производства преломляется через различные
национально-культурные особенности.
Метод Маркса схватывает не только всеобщее, «номотетическое»,
но и особенное, «индивидуализирующее». Разделение неокантианцами методов
познания на номотетический (естествознание) и идеографический (история)
связано с рассудочным отрывом всеобщего от особенного и единичного. Метод
исследования Маркса обязывает исследовать всеобщее через его
противоположности — на основе единичного и особенного, а в единичном и
особенном схватывать всеобщее.
Статическая и динамическая структуры
повседневности раскрыты в книге достаточно конкретно, чтобы служить
операциональным руководством в социологических исследованиях. Особый интерес
представляют конкретно изложенные способы повседневной деятельности —
привычность, типичность, элиминация альтернатив, типизирующая
институциональность; а также способы функционирования обыденного сознания –
понимание, типизация, идеализация, превращение, стереотипная автоматичность,
абдуктивная логика. Удачен прием противопоставления для раскрытия
повседневности. Среди противоположностей в книге выбраны: нетипичность,
творчество, праздник, приключение, революция, непонятность,
институализированное бытие, размышление в его специализированной форме,
пограничная ситуация, индивидуальность, идеал, воображаемое.
Особого внимания читателя заслуживают
стратификационный и темпоральный аспекты повседневности. Длительность
повседневного бытия распадается на рабочее время, время непреложных занятий
(сон, питание, бытовое самообслуживание и проч.) и свободное время.
Распределение этих периодов времени и их наполненность различны у социальных
групп. Реализация свободного времени прямо связана с культурой досуга, с его
инфраструктурой. Ныне темпоральный аспект является, на наш взгляд, ключевым,
ибо свободное время есть пространство развития индивидуальности, его
самодеятельности, самоактуализации и самореализации. Борьба за свободное
время будет обостряться и носить не экономический, а скорее, социокультурный
характер. Это время — численно определяемый критерий социокультурных
«ножниц» в современном обществе. У Маркса принцип экономии рабочего времени
для увеличения свободного времени является креативно-антропологическим. Ведь
присвоение прибавочного продукта есть присвоение прибавочного рабочего
времени, а значит, присвоение самой жизни рабочего. В монографии анализ
концепций и разработка теории повседневности исходят как раз из креативной
культурной антропологии.
Достоинство монографии заключается в
обосновании методологической значимости повседневности для
конкретно-исторического понимания социальной реальности. Результаты
исследования могут быть использованы в качестве методологической основы для
проведения исследований повседневности в социологии, этнологии,
культурологии, истории. Представленная в книге методология ориентирует на
возвращение человека в историю и побуждает к преобразованию угнетающей
человека повседневности в человеческое, креативное бытие, дарующее человеку
удовольствие и радость от своей свободной, творческой деятельности. Следует
согласиться с авторами монографии: революция должна начинаться в
повседневных структурах социального бытия. Поэтому «исследования
повседневности становятся сегодня политическими исследованиями».
|
17.10.07