"Физика, лирика и проВИДЕНИЕ Божие" |
— под таким названием в екатеринбургском Доме
ученых прошла выставка фотографий Евгения Бирюкова. Как пояснил на ее
открытии сам автор, вынесенная в заголовок триада обозначает три раздела
экспозиции, которые, в свою очередь, отражают три ипостаси, три сферы
проявления творческой личности.
«Физика» — это память о молодости, пришедшейся
на 1960-е годы, когда были «физики в почете», а наука — в центре
общественного внимания. И это — серия коллажей, посвященная временам, когда
Евгений Михайлович Бирюков был фотокорреспондентом газеты «Наука Урала».
«Лирика» — все, что связано с чувствами, и
загадкой красоты. Лирическим признанием звучит цикл «Необитаемый остров» —
12 снимков одного и того же уголка дендрария в Екатеринбурге. 12 месяцев —
как череда настроений и состояний как природы, так и человека, ее
созерцающего. Неизменность ракурса лишь подчеркивает текучесть времени.
«ПроВИДЕНИЕ Божие» — нечто менее конкретное и
определяемое. Как видение (в настоящем), так и провидение будущего в
творчестве просто необходимо. Необходимо нечто, превращающее фотоснимок в
авторское произведение: свой взгляд на вещи, изображение — как осмысленное
высказывание. Серии «Санкт-Екатеринбург» и «Царский лог», по собственному
признанию Е. Бирюкова, выражают его отношение к вопросу веры, к сложным
комбинациям религиозного, антирелигиозного и атеистического сознания — в
повседневной жизни, в знаках и символах современного города.
«О времени и о нас» — так называлась первая
персональная выставка фотографа. О времени и о нас он продолжает
рассказывать и сегодня. А о себе говорит так: «Я и не фотохудожник, и не
фотожурналист. Я… «фотографист»: был такой журнал в начале прошлого века,
вот это слово я бы вернул в обиход». Фотографиста, фотографа-историка
Бирюкова, кроме фотографий, на этой выставке представляли подготовленные им
книги о прошлом Екатеринбурга — о фотографе Е.Б. Метенкове и доме инженера
Ипатьева. Не случайно у самых дверей в зал Дома ученых посетителей встречал
живописный портрет работы А. Мицника, на котором Евгений Михайлович столь
органичен в образе хозяина старинного фотосалона, мастера «светописи»,
немного — фокусника, немного — чудака.
Фотография давно уже не чудачество, но
по-прежнему — в лучших своих проявлениях — чудо таланта и техники: физика,
лирика, провидение — все вместе…
|
17.10.07