Дайджест |
ТРУДНЫЕ БУДНИ ПОИСКА
Вот уже 14 лет известная во всем мире программа
SETI (поиск внеземных цивилизаций) существует лишь на частные пожертвования.
Американский Конгресс, финансировавший ранее работу поисковиков, в 1993 году
прекратил ассигнования. Как едко выразился тогда один из сенаторов: «Какой
толк оплачивать молчание звезд, при том, что еще ни одна летающая тарелка не
запросила разрешения на посадку?». Правда, этот отказ ничуть не охладил
сотни тысяч энтузиастов, откликнувшихся на призыв безвозмездно «фильтровать»
на своих компьютерах передаваемые с радиотелескопа «шумы космоса», — но увы,
ничего похожего на сигналы пока не обнаружено… Радостно взбудоражило весь
Институт SETI (в Калифорнии) обещание сооснователя знаменитой компании «Microsoft»
Пола Аллена пожертвовать крупную сумму на создание целого «парка
радиотелескопов», — что колоссально раширило бы масштабы звездного поиска.
Однако деньги обещаны при одном трудном условии: если SETI сумеет собрать
такую же сумму пожертвований — а это никак не удается… Между тем средства,
требующиеся поисковикам на повседневные нужды (порядка 10 миллионов долларов
в год) не идут ни в какое сравнение с расходами на многие другие научные
проекты. Например, гигантский ускоритель частиц, сооружение которого
завершается недалеко от Женевы, обошелся в восемь миллиардов долларов, а
стоимость его эксплуатации — сотни миллионов ежегодно. «Сравнимы ли любые
открытия физиков с перспективами, которые распахнет перед человечеством
открытие цивилизаций в глубинах мироздания?!» — говорит один из
руководителей SETI.
ЗАОБЛАЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Подсчитано, что авиация планеты потребляет в
год до 130 млн. тонн керосина — один перелет лайнера через Атлантику
поглощает столько топлива, сколько среднему автомобилисту хватило бы на
полвека. Число воздушных рейсов растет из года в год, и прогнозируется, что
к 2050 их количество в мире может составить около 160 тысяч (ежегодно!), — и
это не считая военной авиации. Между тем, выброс каждой тонны парниковых
газов на заоблачных высотах вчетверо вредней для атмосферы, чем та же тонна,
испускаемая на уровне авто и заводских труб. Неудивительно, что Евросоюз
намечает через несколько лет взимать с авиакомпаний плату за газовые выбросы
в своем воздушном пространстве. Но даже если подобные меры станут
глобальными (и авиабилеты тут же подорожают!), атмосфере от этого не
полегчает. Новые виды топлива (водород, этанол) тоже не решат проблему:
потребуется резкое увеличение объема топливных баков, а это — целый
переворот в авиастроении. Реальной мерой специалисты считают широкое
использование турбовинтовых самолетов на расстояниях до трех тысяч
километров (они потребляют на треть меньше горючего, чем «реактивники»).
Многое может дать более эффективный контроль за полетами, чтобы лайнеры не
совершали в небе «лишних маневров».
«ЛЮДИ БУДУЩЕГО» ЖИВУТ В СЕНЕГАЛЕ?
Популяция шимпанзе, обитающая в саванне на
юго-востоке Сенегала, похоже, самая сообразительная из всех представителей
данного вида, — таков вывод ученых, изучающих эту группу человекообразных.
Сообразительность, возможно, связана с тем, что рацион «саванных» шимпанзе в
основном мясной: они охотятся на мелких животных — чаще всего на маленьких
обезьянок Galago senegalensis. Эти существа ведут ночной образ жизни, а днем
прячутся в дуплах деревьев и различных расщелинах. Оттуда-то их и извлекают
шимпанзе с помощью своих пик — палок с заостренными обгрызанием концами.
Удары пиками наносятся в пустоты наугад, иногда тщетно, но часто — поражая
добычу. Вдобавок к «овладению оружием» шимпанзе осваивают пещерный образ
жизни — это их убежища от дождей и зноя, да фактически там они и живут. «Не
удивлюсь, если в этих пещерах появятся наскальные изображения», — шутит один
из ученых.
В МИРЕ ПАТЕНТОВ
Согласно данным журнала «Нью Сайентист», по
числу международных патентных заявок (international patent applications) в
минувшем году лидировали США (треть всех заявок). На втором месте Япония —
18,5% патентных запросов по миру. Идущая следом Германия существенно
уступает — 11,7%. Китай со своими скромными 2,7% заявок оказался позади
Южной Кореи, Франции, Англии и Нидерландов. Россия в первой десятке «патентозаявителей»
не значится, хотя какое-то количество заявок, конечно, было подано.
|
29.10.07