Дайджест

 
 

ДЛЯ ОБОЮДНОЙ ПОЛЬЗЫ

Матери, вскармливающие грудью младенцев, приносят пользу не только им, но и собственному сердцу — к такому выводу пришли ученые-медики из Гарвардского университета (США). В течение шестнадцати лет (1986–2002) ими отслеживалось здоровье около ста тысяч матерей. И выяснилось, что у женщин, кормивших грудью в сумме не менее двух лет (не обязательно одного, может быть двух или более детей), сердце оставалось гораздо здоровей, чем у избравших по тем или иным причинам искусственное вскармливание. При равных исходных физических и социальных показателях матери второй группы на 20% чаще сталкивались с сердечно-сосудистыми проблемами, чем кормящие. Причины до конца еще не ясны, но рекомендации медиков однозначны: для обоюдной пользы кормите младенца грудью — лучше всего до года.
 

 

«ДИТЯ ЗАМОРОЗКИ»

«Дитя заморозки» — так называют врачи вполне нормального ребенка, родившегося в одной из клиник Сиднея. Дело в том, что перед зачатием «в пробирке» и яйцеклетка, и сперма пребывали в замороженном состоянии. А затем, перед имплантацией в материнский организм, был заморожен и сам эмбрион. В клинике утверждают, что «таких еще не рождалось».
 

 

ВРЕМЯ МЕНЯТЬ ЛАМПЫ

«Лампы накаливания доживают свой век. И удивительно, что они оставались нашими светильниками так долго», — считает Колин Хэмфри, ученый Кембриджского университета. И правда, лампы накаливания освещают мир со времен Эдисона (без малого 130 лет), оставаясь при всех модификациях вопиюще неэкономичными. Лишь 5% поступающего в лампу электричества генерирует свет — остальное бесцельно раскаляет колбу, цоколь и патрон. А между тем в развитых странах примерно пятая часть всего электричества расходуется на освещение. Куда более экономичны люминесцентные лампы, и их широчайшее распространение прогнозируется в ближайшие годы. Но самые большие надежды энергетики связывают с лампами следующего поколения — на светодиодах (light-emitting diodes, cокращенно LED). Пока они используются в фарах автомобилей и дисплеях, «бытовые варианты» таких ламп еще в стадии разработки (этим занимается, в частности, и группа К. Хэмфри в Кембридже). Лампа LED превращает в свет (при меньшем энергорасходе) более 30% потребляемого электричества, а ресурс горения — до 50 тысяч часов! Правда, опытные образцы таких ламп пока очень дороги, но специалисты уверены, что по мере совершенствования они будут дешеветь.
 

 

ДАРВИН НЕ КОЛЕБАЛСЯ

Долгое время считалось, что Чарлз Дарвин сознательно медлил с публикацией своего труда «О происхождении видов», опасаясь бурного возмущения приверженцев теории творения. Однако заново проведенный анализ дневников и писем ученого показал, что Дарвин несколько задержал публикацию, поскольку был занят завершением других важных для него работ. К тому же в этот период он недомогал.
 

 

«САМАЯ ПРИЯТНАЯ СВАЛКА»

Один из крупнейших портов мира, город-государство Сингапур с населением около 5 млн, расположен на острове вполовину меньше территории Москвы. Единственная свалка давно исчерпала свои возможности и закрыта. Теперь 90% отходов сжигают (остальное утилизируют) и отвозят баржами на два ближних островка, соединенных системой дамб. Они разгораживают морское мелководье на десяток надежно изолированных «секций» — одну за другой их и заполняют своим грузом круглые сутки подкатывающие мусоровозы. Перед этим из секции откачивается вода, а дно устилается слоями герметичного пластика, обеспечивая непроницаемость. Когда секция заполнена сгоревшей массой на 2 метра выше уровня моря, ее покрывают слоем земли и засевают травой. Здесь уже растут деревья и кустарники, хотя их никто не сажал, — семена занесли облюбовавшие эти места птицы. Площадь сросшихся островков уже удвоилась, хотя заполнена лишь треть секций. Оставшихся «емкостей» Сингапуру хватит до середины века, после начнут разгораживать дамбами соседнее мелководье. Обходится это недешево, но другого выхода нет. Экологи довольны: пробы воды вокруг дамб чистейшие, и рыбы там меньше не стало. Многие из посещающих приветливо зеленеющий остров туристов называют его «самой приятной свалкой в мире».
 

 

НЕБЫВАЛЫЙ ФЮЗЕЛЯЖ

Фюзеляж нового 250-местного «Боинга-787» будет наполовину состоять из армированных углеродными волокнами пластиков-композитов. Утверждается, что «столь пластико-композитных» лайнеров в воздух еще не поднималось. Впрочем, новому самолету еще предстоит экзамен — первые полеты намечены на 2008 год.
По материалам«New Scientist»
 


подготовил М. НЕМЧЕНКО
 



 

 

14.11.07

 Рейтинг ресурсов