В центре внимания - творческая индивидуальность |
11–13 октября в Екатеринбурге, в залах,
предоставленных Объединенным музеем писателей Урала, состоялась третья
всероссийская научная конференция «Литература Урала: Автор как творческая
индивидуальность (региональный и национальный аспекты)», организаторами
которой выступили Институт истории и археологии УрО РАН, Управление культуры
Администрации г. Екатеринбурга, Уральский государственный университет им.
А.М. Горького и Объединенный музей писателей Урала.
Одновременно на базе филологического факультета
УрГУ был проведен международный семинар «Проблема автора в художественной
литературе» с участием гостей из Гродно (Беларусь) и Донецка (Украина).
Перечень городов, которые представляли 70 участников конференции, был в этом
году не столь обширен, как прежде, но в свете проблематики данного форума
вполне впечатляющ: Екатеринбург как принимающая и организующая сторона,
Пермь, Тюмень, Ижевск, Уфа, Сыктывкар, Оренбург, Сургут, Иркутск, Омск,
Челябинск, Томск, Новосибирск и, наконец, Донецк и Гродно. В рамках
конференции работали три круглых стола: по проблемам создания академической
«Истории литературы Урала», разработки концепции новой музейной экспозиции
«Литературная жизнь Урала ХХ века», а также обсуждались «Теоретические и
практические проблемы Автора».
На пленарном заседании прозвучало 6 докладов
концептуального характера, освещавших проблему автора в литературе Урала в
разных ее аспектах. Доктор филологических наук Л.С. Соболева
(Екатеринбург, УрГУ) повела речь об особом характере уральской словесности
XVIII в. Ее составными элементами выступают жанры и виды литературы,
традиционно не вводимые в состав художественной словесности: деловая
переписка, документы, описания промышленного развития края, старообрядческие
памятники. Но именно они и складываются в тип духовной культуры региона,
сориентированной на формирование образа делового человека, обладающего
«ученой» культурой, рефлектирующего читателя. На первый план выходит
«прагматика» уральского текста, что определяет ценность этой литературы в
общероссийском масштабе. Доктор филологических наук В.М. Ванюшев
(Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН) охарактеризовал авторскую личность Г.Е. Верещагина —
видного культурного деятеля России XIX в., просветителя, пропагандиста
удмуртского творчества среди иноязычных читателей. Доктор филологических
наук Е.К. Созина (Екатеринбург, ИИиА УрО РАН) на материале
произведений писателей конца XIX в. Д. Мамина-Сибиряка, К. Носилова, П.
Инфантьева определила особенности регионального «лица» автора-уральца —
путешественника и просветителя, озабоченного судьбой свой «малой родины» и
ее коренных обитателей. Романтический пыл дальних странствий в этом
собирательном образе Автора уживался с вполне реалистическим подходом к
изображению Урала, выступающего в этих произведениях как регион-медиатор. В
докладе кандидата философских наук В.П. Лукьянина (Екатеринбург)
рассматривалась авторская индивидуальность писателя советской эпохи, в
которой национально-этнические убеждения неизбежно сталкивались с
политическими стратегиями времени, нередко вызывая драматическое
противостояние художника и власти. Доктор филологических наук А.А.
Кораблев (Донецкий национальный университет) проблему Автора
спроецировал на область гуманитарного знания: докладчик фиксировал «кризис
авторства» в постсоветском отечественном литературоведении и поставил
проблему формирования нетрадиционного авторского лица в науке, заново
соединяющей рациональную и иррациональную формы знания. Сообщение доктора
филологических наук М.А. Литовской (Екатеринбург, УрГУ) было
посвящено анализу типа творческого поведения когда-то уральской, а ныне
московской писательницы О. Славниковой — стратегии, направленной на
завоевание медиа-пространства столицы. Таким образом, в совокупности
пленарные доклады раскрывали движение и изменение авторской индивидуальности
на Урале в историческом процессе — от XVIII в. до наших дней.
Выступления на секции «Репрезентация Автора в
литературе и словесности Урала XVIII–XIX вв.» были посвящены раскрытию
авторского начала в творчестве Г. Державина (Д.В. Ларкович из Сургута
говорил об освещении великим русским поэтом Пугачевского бунта), известного
тобольского писателя конца XVIII в. П. Словцова (Н.Н. Горбачева из Тюмени),
В. Даля (сообщение постоянной гостьи конференции А.Г. Прокофьевой из
Оренбурга о роли авторских примечаний в произведениях Даля оренбургского
периода). «Героями» 7 докладов стали писатели конца XIX в. — Б. Тимофеев, А.
Федоров, Д.Н. Мамин-Сибиряк.
На секции «ХХ век: Авторские индивидуальности в
социокультурных контекстах» главными стали темы, связывающие художественную
литературу с периодикой, с так называемой газетной литературой. Обсуждались
вопросы литературной жизни Урала 1900–1910-х и 1920–1930-х гг., творческая
деятельность ныне забытых, мало известных авторов, а отсюда — соотношение
индивидуального и коллективного в их поэзии и судьбе (доклады В.В. Абашева
из Перми, И.Е. Васильева, Ю.С. Подлубновой из Екатеринбурга, Г.И. Старковой
из Ижевска и многие другие). Секция отметила продуктивность подобных
обсуждений и поддержала решение о создании к концу года пробного варианта
Летописи литературной жизни Урала первой половины ХХ в. На второй день
заседания секции звучали доклады о творчестве современных художников
региона: А. Королева, В. Исхакова, драматургов школы Н. Коляды, В. Кальпиди,
А. Иванова, В. Крапивина и др. Подчеркивалась цементирующая роль
индивидуального авторского начала в произведениях каждого из них, но вместе
с тем — опора на традицию, на устойчивые жанровые формы и архетипические
образы.
На заседании круглого стола, посвященного
проблемам создания академической «Истории литературы Урала», в качестве
исходной была принята концепция будущего издания, предложенная Е.К. Созиной.
Вновь обсуждались проблемы соотношения русской литературы с национальными
традициями региона и некоторые острые вопросы организации материалов первого
тома.
Необходимость обсуждения за круглым столом
новой концепции музейной экспозиции «Литературная жизнь Урала ХХ века» была
вызвана тем обстоятельством, что за несколько месяцев текущего года
творческой группой, созданной на базе Объединенного музея писателей Урала,
была прописана теоретическая концепция развития литературы в регионе в
течение ХХ века. В состав группы вошли главным образом преподаватели кафедры
русской литературы ХХ в. УрГУ и сотрудники отдела истории русской литературы
Института истории и археологии, а также несколько писателей и критиков
Екатеринбурга. В результате обсуждения сводного текста концепции участники
круглого стола пришли к выводу о необходимости его доработки с целью
дальнейшей публикации и передачи как теоретической модели дизайнерам и
организаторам музейного дела.
В целом конференция носила рабочий, деловой
характер и получила достаточно высокую оценку со стороны гостей, ученых из
разных городов России и ближнего зарубежья. Были выявлены «острые» места и
лакуны в исследовании литературного процесса региона, Автор как центральная
фигура творческой деятельности рассматривался как в историческом, так и в
современном контексте, установлены соотношения и связи между авторскими
лицами и образами в разных национальных литературах. Немаловажно и то, что
развивается координация действий исследователей из разных областей и краев
региона, многие из них стали постоянными гостями Екатеринбурга, и это
укрепление связей не может не радовать. Немалую помощь конференции уже
третий год оказывает администрация ОАО гостиница «Свердловск». Благодаря
усилиям ее директора И.Н. Лачугина иногородние гости конференции получают
солидную скидку на проживание в номерах гостиницы, и такая помощь поистине
неоценима. Если хотя бы десятая часть сервисного хозяйства города работала с
учетом потребностей сферы культуры, жить было бы значительно легче,
спокойнее и интереснее, и не только нам, но и всем жителям нашего
мегаполиса.
|
14.11.07