Жить с царём в голове |
19 мая нынешнего года исполнилось 140 лет
со дня рождения последнего российского императора Николая II — фигуры
трагической и очень важной для понимания судеб страны, всего человечества.
Особую роль в жизни Николая Александровича и его близких сыграл город
Екатеринбург, в котором окончился их земной путь. Обстоятельства этого
события до сих пор порождают горячие споры, привлекают живое внимание
ученых, краеведов, политиков, широкой общественности, порождают немало
спекуляций, порой откровенно кощунственных. Чего стоит, к примеру, «броская»
рекламная фраза, то и дело раздающаяся на свердловском вокзале: «Во время
нашей экскурсии по городу вы сможете посетить цирк, зоопарк, место расстрела
царской семьи…»
Так кем же был Николай Александрович
Романов? Страстотерпцем, пострадавшим за православную веру и Отечество?
Слабым политиком, позволившим развалить Российскую империю и допустившим
большевистский переворот? Жертвой неумолимых законов истории, поставивших
умного и достойного правителя в безвыходную ситуацию?
Прояснить ответы на эти сложнейшие вопросы была
призвана научно-просветительская конференция «Император Николай II и его
время», прошедшая 19 мая в екатеринбургском Храме на Крови, возведенном на
месте печально знаменитого дома Ипатьевых. Организована она была общими
усилиями Института истории и археологии Уральского отделения РАН и
Екатеринбургской епархии, что само по себе символично. Как отметил в своем
вступительном слове сопредседатель конференции директор ИИиА академик В.В.
Алексеев, одно дело — порой непримиримые мировоззренческие дискуссии между
богословскими и «естественнонаучными» умами и совсем другое — гуманитарная
сфера. Здесь без доброжелательного диалога невозможно, особенно по такому
вопросу. Российский монарх, причисленный вместе с членами своей семьи к лику
святых РПЦ, был наделен не просто властными полномочиями, но и «нравственным
бременем долга и ответственности, равнозначным церковному послушанию».
Царская власть основывалась на безусловном православном понимании
общественного развития. Сопряженность исторического и церковного аспектов
этой темы очевидна, и, чтобы разобраться в ней, объединение усилий светских
и православных историков необходимо.
Открывая
конференцию, другой ее сопредседатель, архиепископ Екатеринбургский и
Верхотурский Викентий призвал «отмыть от грязи» имя Николая II, очистить его
от домыслов и вранья, сопутствовавших ему еще при жизни. По убеждению
Владыки, не мог слабый, бесхарактерный, как его называют, царь поднять
страну до таких вершин, к которым она подошла к 1913 году. Опыт
дореволюционной России еще как следует не изучен, он часто искажается.
Малоизвестны также многие миролюбивые международные инициативы Николая II.
Ему, в частности, принадлежат идеи создания нынешних ООН и Гаагского суда.
«Надеюсь, что конференция послужит благу Отечества нашего, которое своим
трудом созидал государь. Нынешнее поколение должно знать историю своей
страны, ее прошлое — ведь без этого нет и не может быть настоящего и
будущего», — сказал архиепископ Викентий.
Два доклада, открывших утреннее заседание
конференции, вызвали острую дискуссию, что вполне закономерно. Ведь выводы,
представленные уважаемыми докладчиками, были практически противоположными.
Первое сообщение с полемическим заголовком «Системный кризис России в
царствование Николая II — факт или артефакт?» сделал доктор исторических
наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, ведущий
научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Б.Н. Миронов. С
точки зрения Бориса Николаевича, образ николаевской эпохи как
упадочнической, бездарной и разорительной для народа сформирован с легкой
руки нашей же либеральной интеллигенции, ученых-историков в том числе.
Традиция создания негативного образа собственной истории, — а такой традиции
нет нигде в мире — зародилась у нас еще во второй половине XVI в. не без
влияния агрессивной Польши. Особенно много последователей она обрела к концу
XIX — началу XX века. На самом же деле время Николая II было временем
расцвета страны — экономического, политического и даже «физиологического».
Темпы роста по большинству показателей были одними из самых высоких в мире и
сопоставимыми с европейскими. Совокупный индекс человеческого развития с
1851 по 1914 г. постоянно повышался. После 1905 года активно начало
формироваться гражданское общество, появилась свободная пресса. Главная же
причина политического кризиса 1917 года — активность лево-либеральных
партий, подрывавших действующую власть в политических целях. С ростом уровня
жизни росли и потребности, жажда свобод, которые на тот момент получить было
невозможно. Соответственно, системный кризис России второй половины XIX —
начала XX в. — миф, в плену которого многие находятся до сих пор.
Совершенно иную картину представил в своем
докладе «Николай II: предопределенность судьбы» доктор исторических наук,
старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН С.А.
Нефедов (соавтор — Питер Турчин, профессор Университета штата Коннектикут,
США). На основе мальтузианской демографической теории (Томас Роберт Мальтус
(1766–1834) — английский священник и ученый, демограф и экономист, автор
теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен
привести к голоду на Земле. — Ред.) Сергей Александрович показал, что во
второй половине XIX века в России начались процессы, которые не могли не
привести к известным последствиям. Население постепенно росло, потребление
падало. С 1870-х годов различные регионы периодически переживали голод.
Постепенно обострилась проблема «оскудения центра» страны, появилось 52%
«лишних» рабочих. Николай II и его министры положение прекрасно осознавали и
пробовали предотвратить последствия. Петр Столыпин своими реформами пытался
смягчить ситуацию, однако кризис был неизбежен. В 1905 году опять случился
неурожай. Тогда революция отступила, но «брожение» в народе продолжалось.
Особенно усилила его первая мировая война, когда началась массовая сдача
русских частей в плен, стали разгораться тыловые бунты. Последний российский
император видел, что происходит, но ничего сделать уже не мог. Судьба его
была предопределена…
Разумеется, выслушав две столь
взаимоисключающие точки зрения, собравшиеся (и мы в том числе) задались
вопросами: откуда такое расхождение в выводах? Насколько совершенны
методики, которыми пользовались уважаемые докладчики, какова степень
достоверности статистических и других данных, на которые они опирались?
Часть ответов была получена на месте, но ясным стало и то, что до единства
во взглядах на николаевскую эпоху ученому миру еще далеко. В принципе борьба
мнений, разные концепции — это нормально: в конце концов, история — не
геометрия, где теорема либо доказуема, либо нет, хотя и там бывают спорные
случаи. И все же когда-нибудь хотелось бы узнать «консенсусные»,
приближающиеся к объективным оценки и выводы — если не нам, то хотя бы
российским школьникам, только начинающим самостоятельно мыслить.
К сожалению, на втором, дневном заседании
конференции сотрудникам газеты побывать не удалось, приведем лишь названия
прозвучавших докладов. Это «Самодержец на распутье: Николай II между Н.Х.
Бунге и К.П. Победоносцевым» (В.Л. Светланов, доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, Москва), «Николай II и
С.Ю. Витте: разработка бюджетной реформы» (П.В. Лизунов, доктор исторических
наук, профессор Поморского государственного университета им. М.В.
Ломоносова, Северодвинск), «Николай II и Черная сотня» (О.А. Платонов,
доктор экономических наук, генеральный директор АНО «Институт русской
цивилизации», Москва). Добавим, что полный сборник материалов конференции
готовится к печати.
Третье, вечернее, заседание открыл доклад
доктора исторических наук П.В. Акульшина (Рязанский государственный
университет им. С.А. Есенина) «Император Николай II и русская провинция».
Точнее, речь шла о связях последнего российского государя и Рязанской
губернии, которую он лично посетил в 1903, 1904 и 1914 гг. По мнению
докладчика, это были попытки «обратиться непосредственно к народу» в
политически напряженные моменты, связанные с выборами в Государственную
думу, с началом Русско-японской, а потом и Первой мировой войны. Эту тактику
завоевания доверия масс на местах использовали затем строители советского
государства. Визиты же Николая II, по утверждению П.В. Акульшина, принесли
тому значительный авторитет, и население Рязанской губернии достаточно
долго, даже в 1920-е гг., сохраняло к нему лояльность, относилось как к
царю-мученику, одновременно, как мы знаем, поддержав советскую власть и
формирование подразделений Красной армии.
Доктор исторических наук З.И. Перегудова
(Государственный архив РФ, Москва) представила слушателям «Образ семьи
Николая II по личным дневникам и переписке», использовав как опубликованные,
так и неопубликованные архивные материалы, свидетельства приближенных к
семье людей. В ее изложении история отношений супругов Романовых, принципы,
на которых строилась семья, религиозность брака, любовь и духовная близость
между супругами и между родителями и детьми, мужество в годы ссылки и вплоть
до гибели — все это рисует идеальный образ, образец для подражания, хотя над
жизнью этой семьи всегда довлела политическая необходимость, и в одном из
писем Николай II признавался: «Увы, политика не то, что частные домашние
дела. Подлинный учитель в этих вещах — история».
«Социалистическая революция и расстрел Николая
II в восприятии патриарха Тихона» — так назывался доклад доктора
исторических наук В.М. Лаврова (Институт российской истории РАН, Москва).
«Вне православного мировоззрения, — повторил докладчик уже звучавшую мысль,—
понять исторический путь России невозможно». В идеале основой исторического
исследования он хотел бы видеть «православную духовность в сочетании с
академическим профессионализмом» и сопоставлял российские проблемы столетней
давности с нынешними. С его точки зрения, системный кризис охватил страну
накануне катастрофы 1917 г.: правительство не справилось с экономическими и
политическими задачами, политические партии, вместо того чтобы укреплять
государственные устои, стремились их расшатать, во всех слоях общества
проявлялись черты духовной и нравственной деградации. И накануне, и после
революции патриарх Тихон не раз высказывал мнение церкви о происходящем в
стране, протестовал против кровавых расправ со стороны большевиков,
«позорный» Брестский мир, по его мнению, содержал «зародыши новых войн».
Летом 1918 г. он призывал паству осудить расстрел семьи Романовых, но
известно, что в том же году церковный Собор так и не осудил этого деяния, да
и народ в массе своей — тоже, тогда как патриарх в своих посланиях писал о
«великом соблазне чувственных земных благ, которыми прельстился наш народ»,
отчего «печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания
наши». Урок событий 1917 года, по мнению В.М. Лаврова, состоит в том, что
«успешным может быть только экономическое развитие, сопряженное с развитием
духовно-нравственным».
А.А. Кострюков, кандидат исторических наук и
кандидат богословия из православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета в Москве затронул вопрос о цареубийстве и монархии с точки
зрения высшей иерархии Русской Зарубежной Церкви в довоенный период. В
весьма информативном, насыщенном историческими фактами и ссылками на
документы докладе предстала эволюция отношения этой церкви к расстрелу
Романовых и проблеме их канонизации, а попутно — ее положение в Крыму и
взаимоотношения с Белым движением, смена настроений от аполитичности до
выраженного монархизма и вновь к сдержанной позиции, соотношение убеждений
отдельных иерархов и всего эмигрантского общества. В целом, резюмирует
докладчик, политика Русской Зарубежной Церкви выражала последовательную
заботу о сохранении хрупкого мира в среде православных эмигрантов из России.
Подводя итог всех трех заседаний, главный
научный сотрудник ИИиА УрО РАН Е.Г. Неклюдов особо поблагодарил приглашенных
докладчиков и отметил глубину и содержательность сообщений по истории России
начала XX века. От себя позволим себе прокомментировать знаменитые стихи
Федора Тютчева, вспомнившиеся во время дискуссий в Храме на Крови:
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Июнь 2008 г. № 13 - 14 (972) |
18.06.08