Свердловская область: ориентиры на десятилетку |
21 августа в зале президиума УрО РАН
состоялось обсуждение проекта стратегии развития Свердловской области до
2020 года. На «круглый стол», который провел заместитель председателя
Отделения, директор Института машиноведения член-корреспондент Э.С. Горкунов,
к ученым приехал первый заместитель председателя областного правительства по
экономической политике и перспективному развитию — министр экономики и труда
М.И. Максимов. Михаил Игоревич представил текст стратегии, подготовленный в
министерстве совместно с Институтом экономики УрО РАН, прояснил многие его
положения, доходчиво и конкретно объяснил смысл своего визита. По его
словам, подобные долгосрочные программы часто воспринимаются исполнителями
как спущенные сверху «домашние задания», так же и составляются: написали,
сдали и забыли. По сложившейся не от хорошей жизни традиции наши власти
привыкли выделять средства только на то, что актуально в данный момент —
«что горит, то и тушим», тогда как при разумном хозяйствовании
стратегические расходы должны составлять не меньше 30% от общих. Поэтому
молодой министр справедливо считает: надо сделать действительно полезный
документ, из «литературного» превратить его в рабочий, действующий. И без
рекомендаций ученых, их знаний, опыта тут не обойтись.
Существующий проект стратегии — объемная книжка
в 156 страниц из десяти основных разделов. М.И. Максимов с разной степенью
подробности остановился на каждом, рассказал о концептуальных подходах к
долгосрочному планированию. В самых общих чертах стартовые позиции
Свердловской области таковы: сегодня она является одним из наиболее
перспективных субъектов Российской Федерации, по большинству основных
социально-экономических показателей входит в первую десятку регионов страны,
производящих 60% промышленной продукции. Уровень концентрации промышленного
производства у нас в 4 раза превышает среднероссийскую цифру, при этом
качественно меняется металлургический комплекс, возрождено машиностроение,
создано медицинское приборостроение, развиваются другие отрасли, в том числе
инновационные. Область, занимающая «серединное» экономико-географическое
положение между европейской и азиатской частями РФ, имеет прекрасные
транспортно-логистические перспективы. Список достижений можно продолжать,
однако все это не повод для самоуспокоения. Чтобы «догнать и перегнать»
развитые страны, надо решить множество проблем, сделать очень и очень
многое, учтя максимальное количество объективных и субъективных факторов, в
чем, собственно, и состоит задача грамотного стратегического планирования —
особенно если ставить перед собой обоснованно амбициозные цели.
В представленном проекте стратегии рассмотрены
три сценария развития экономики — инерционный, инновационный и
оптимистичный. Первый («догоняющее» технологическое развитие в условиях
благоприятной мировой конъюнктуры) предполагает выход Свердловской области к
2020 году на уровень европейских стран 2007. В этом случае среднегодовой
темп роста ВРП (валового регионального продукта) составит 108,8%, за период
с 2007 г. он должен вырасти почти в 3 раза, для чего вполне достаточно
поддерживать сложившуюся динамику показателей, сохранять темпы накопления
инвестиций, в основном направлять их на модернизацию «традиционной»
экономики. Однако при этом структура экономики законсервируется, ее
высокотехнологичный сектор останется на уровне 19 %. В итоге Свердловская
область сможет сформировать такой бюджет (384 млрд рублей в ценах 2007
года), которого хватит лишь на «латание дыр» капитальных затрат. Нельзя
будет создать социальную структуру будущего, средняя зарплата не поднимется
выше уровня 42,2 тыс. рублей. Соответственно доля среднего класса в общей
численности населения, рост которой — одна из центральных задач
экономических и других преобразований, будет не больше 50–55%. И тут
придется расстаться с амбицией сохранения роли Свердловской области как
локомотива развития России, превращения ее в социально ориентированный
процветающий регион.
Второй, инновационный сценарий (инновационное
развитие в условиях благоприятной мировой конъюнктуры) предполагает
достижение в 2020 году основных макроэкономических показателей стран
«большой семерки» по минимальному варианту их развития. Тогда среднегодовой
темп роста ВРП составит 111,3%, за период он возрастет в 4 раза. Для этого
необходимо резкое увеличение притока инвестиций в область, которые нужно
направлять в высокотехнологичный и инфраструктурный секторы экономики.
Изменится сама структура экономики: высокотехнологичный сектор составит 22
%, инфраструктурный — 45 %. Полученный бюджет области в 517,7 млрд рублей
при грамотном использовании даст шанс решить социальные и коммунальные
проблемы по минимальным стандартам: достичь нормативов по обеспеченности
населения медицинскими услугами, «культурными» и спортивными учреждениями,
обеспечить всех нуждающихся детскими садами, всем школьникам предоставить
возможность ходить в современные школы в первую смену в доступном районе,
газифицировать все населенные пункты области. Средняя зарплата возрастет до
54,2 тыс. рублей и стабильно обеспечит достойную жизнь работнику и его
семье, 65–70% населения области можно будет отнести к среднему классу.
Наконец, третий оптимистичный сценарий (инвестиционно-инновационный
прорыв в условиях благоприятной мировой конъюнктуры) также предполагает
достичь к 2020 году уровня развития стран «большой семерки» по «минимуму»,
но уже по обменному курсу, что означает среднегодовой темп роста ВРП в
113,5%, пятикратное увеличение за весь период. Это — максимальная планка,
для достижения которой надо в разы увеличить приток инвестиций в экономику
региона и прежде всего — в высокотехнологичный сектор, доля которого к 2020
году может составить 24%. Полученный таким способом бюджет в 664,4 млрд
рублей позволит выйти на мировые показатели социальной и коммунальной
обеспеченности. В итоге у нас будет новая инновационная экономика, которая
сформирует устойчивый средний класс на уровне 70 % населения.
Разумеется, последние два сценария наиболее
амбициозны и выигрышны, но чтобы их реализовать, предстоит постоянно
отвечать на вызовы времени. Главные среди обозначенных проблем: удастся ли в
соответствии с поставленными задачами шестикратно увеличить объем инвестиций
в области? Произойдет ли необходимое изменение экономической структуры,
появятся ли в ней реально новые высокодоходные секторы? Где брать трудовые
ресурсы в условиях уменьшающегося населения и его растущей мобильности? Все
это требует осмысления, а сегодня, подчеркнул министр, нам нужна стратегия
целей, твердые ориентиры, на которые предстоит равняться, занимаясь текущим
планированием конкретной деятельности.
Михаил Игоревич ответил на вопросы ученых, а
затем 14 руководителей и сотрудников 12 институтов, представлявших все
объединенные ученые советы УрО, выступили с предложениями по тексту проекта,
которые касались большинства его разделов. В частности, директор Института
математики и механики член-корреспондент РАН В.И. Бердышев говорил о
проблемах высшего образования, необходимости компьютерного моделирования
новых технологий, зав. отделом того же института И.А. Хохлов — о
недостаточной развитости в регионе и стране информационного пространства,
доктор биологических наук В.Д. Богданов (Институт экологии растений и
животных) и кандидат физико-математических наук Б.А. Коробицин предложили
существенные коррективы в «экологический» раздел. Директор Института химии
твердого тела член-корреспондент В.Л. Кожевников сделал акцент на том, что,
строя стратегию жизни региона, необходимо предусмотреть механизм
буферизации, защиты своих достижений от воздействий «извне». Директор
Института геологии и геохимии академик В.А. Коротеев и член-корреспондент
Б.И. Чувашов внесли коррективы в формулировку о развитии минерально-сырьевой
базы, доктор наук Л.Н. Корякова (Институт истории и археологии УрО РАН)
говорила о необходимости актуализации историко-культурного наследия края.
Заместитель директора Института философии и права кандидат философских наук
К.В. Киселев отметил определенную неровность текста стратегии, необходимость
его общей редакции. Доктор экономических и физико-математических наук Е.В.
Попов (Институт экономики) сделал ряд замечаний по использованию
профессиональной терминологии и методике приведенных расчетов.
Общей претензией ученых к проекту стало
отсутствие в нем отдельного «научного» раздела, наука и подготовка кадров
оказались «разбросанными» по разным частям. Ведь без конкретного плана
развития науки вряд ли можно строить высокотехнологичную экономику. Вот как
сказано об этом в сводном документе, подготовленном по итогам обсуждения:
«В проекте недостаточно отражен вклад науки и
образования в реализацию Стратегии. Необходимо создать специальный раздел,
посвященный науке и образованию. В этом разделе следует: отразить задачи
научных учреждений и вузов для реализации Стратегии; разработать систему мер
стимуляции предприятий, внедряющих научные разработки в высокотехнологичное
наукоемкое производство; изложить стратегию развития средней школы как базы
для подготовки специалистов, необходимых для реализации Стратегии;
разработать меры финансовой поддержки студентов вузов, в том числе и за счет
областного заказа и заказа предприятий области». В целом же, говорится в
рекомендациях УрО РАН, «несмотря на отдельные замечания, которые носят
дискуссионный характер, «Стратегия социально-экономического развития
Свердловской области на период до 2020 года» является законченным
документом, содержит обоснованные предложения по переходу области на
инновационный путь развития и может быть одобрена».
Как отметили и гости, и хозяева, обсуждение
прошло живо, интересно, было полезно обеим сторонам. Сформулированные
предложения по проекту переданы в областное правительство с серьезной
надеждой, что намеченная стратегия будет реализована по самому
оптимистичному сценарию, и не на 3–4, как случалось, а минимум на 70%. Если,
конечно, сохранится благоприятная международная конъюнктура.
На фото:
выступает М.И. Максимов.
Идет обсуждение стратегии.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Сентябрь 2008 г. № 20 - 21 (978) |
23.09.08