Региональные исследования - путь к сотрудничеству стран

 
 

20 октября в конференц зале екатеринбургского Музея изобразительных искусств уральские историки приветствовали зарубежных коллег. В рамках Дней польской науки в России здесь состоялось заседание семинара «Роль и значение региональной истории в современной российской и польской историографии», организованного Институтом истории и археологии УрО РАН в содружестве с Польской академией наук.
 

 

Дни польской науки в нашей стране проходят во второй раз, объединяют в этом году 15 мероприятий различного профиля в Москве и Санкт-Петербурге и лишь одно — вне «столиц». Разумеется, Екатеринбург был выбран не случайно. Региональная составляющая в гуманитарных исследованиях уральцев занимает важное место, причем в значительной мере обеспечивает связь теории и практики, науки — и социально-политического и экономического развития края. Предметами обсуждения на семинаре стали регион как объект исторического исследования, роль регионального фактора и соотношение центра и регионов в польской и российской истории, региональный аспект российских модернизаций, регионализм в польской историографии, специфика провинции и особенности региональной истории. В числе докладчиков — представители Екатеринбурга, Москвы, Челябинска, Оренбурга, Варшавы, Торуня и центра ПАН в Берлине.
 

От оргкомитета семинара собравшихся приветствовали академик Вениамин Васильевич Алексеев и постоянный представитель Польской академии наук при РАН Мариуш Волос. Директор ИИА УрО РАН в качестве примеров достижений института в области исторической регионалистики назвал участие в подготовке российско-бельгийского учебника, а также вышедшую в 2004 г. монографию «Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике (XVI–XX вв.)» и напомнил, что сегодня взаимоотношения на региональном уровне (а следовательно, и изучение всех их аспектов) — одна из острейших проблем для многих стран мира.
 

М. Волос рассказал о концепции и содержании Дней польской науки в России и представил гостей — по его рекомендации, цвет польской исторической науки.
 

Чтения открыл доклад В.В. Алексеева «Региональные проблемы России в исторической динамике». «Наша задача, — подчеркнул выступающий, — извлекать из совершившихся событий опыт, являющийся информационным ресурсом для современной социальной практики». Историческая наука должна быть не описательной, а в большей части аналитической и прогностической, что относится и к региональным исследованиям. На протяжении веков для России были принципиальны вопросы меры и формы свободы. Об этом, в частности, писал И.А. Ильин, связывая понимание русским человеком свободы с необходимостью воспитания национального духовного характера. Вот с этих позиций, по мнению В.В. Алексеева, и следует подходить к рассмотрению проблем регионов и федерального устройства Российского государства. Регионализм он определил как «политико-экономическое движение за самостоятельность территориальных сообществ в области социально-экономических и этнокультурных прав». Естественно, эта тенденция существовала в стране издревле, и первостепенной задачей политики было уберечь Отечество от раскола. В эпоху абсолютизма в России постепенно сложилась довольно продуманная и гибкая система, плюсом которой можно считать дифференцированный подход к управлению центром и национальными окраинами. I мировая война и революция 1917 г. вызвали мощный всплеск сепаратизма, советская власть решала, но, как выяснилось 70 лет спустя, так в корне и не решила эту проблему. В СССР окраины превратились в сырьевые придатки центра, лишенные возможности как-либо самостоятельно себя обеспечивать. Неравномерность модернизации в различных регионах, образование националистических элит, недовольство масс низким уровнем жизни, просчеты политиков и экономистов — все это в комплексе обусловило обострение региональных противоречий в годы «перестройки». Так, в конце 1991 г. в границах разваливающегося Союза одновременно насчитывалось 160 национальных конфликтов, конфликтов на основе определенных территориальных притязаний. Рыночные реформы привели к бедственному положению многих отдаленных и малообеспеченных регионов, которое в значительной мере сохраняется по сей день, и останется бомбой замедленного действия, пока политика в этой сфере осуществляется не на должном уровне.
 

Главный урок исторического развития российских регионов состоит в том, что необходимо ясно осознавать пределы их самостоятельности, а также изжить пока сохраняющееся противоречие между правами этносов и правами человека на каждой конкретной территории. Будущее России — за крупными культурно-региональными комплексами на основе единого историко-культурного и экономического пространства.
 

Далее президент Польского исторического общества, профессор Кшиштоф Микульски, представляющий Университет им. Н. Коперника в Торуне, выступил с докладом «Главные этапы развития региональных исследований в Польше». Начало научному этапу польской регионалистики было положено на рубеже XIX в., когда земли страны были разделены между тремя государствами, но тем не менее одно за другим стали появляться местные краеведческие общества. На территории, находившейся под владычеством Пруссии, в определенной мере сотрудничали польские и немецкие исследователи, хотя, естественно, в толковании событий прошлого сильно было влияние прусского национализма. В части Польши, принадлежащей Российской империи, историческое краеведение развивалось несколько медленнее, получив значительный импульс лишь в период «оттепели» 1905–1907 гг. В Варшаве и Вильно тогда возникали научные общества и печатные издания, росла роль университетов. Наилучшие условия для региональных исследований сложились в землях, подвластных Австрии. В 1880 г. в Кракове состоялся первый съезд польских историков, на котором С. Смолка прочел доклад по регионалистике, и дискуссия коснулась не только истории, но и методологии ее изучения. В 1886 г. во Львове было основано Польское историческое общество, поставившее своей первостепенной задачей именно региональные исследования, научное освоение провинции.
 

С 1919 г., после обретения Польшей независимости, филиалы Исторического общества открывались во всех крупных городах. Особенно активно шло изучение истории Силезии, Балтийского региона (в 1930-х гг. существовали «Институт Силезский» и «Балтийский институт»). Выходили научные журналы. Оккупация Польши Германией прервала научную жизнь на долгие годы, и вплоть до 1950-х годов наблюдался кризис регионалистики из-за чрезмерной централизации науки, исчезновения местных краеведческих подразделений и печатных изданий. В то же время развивались история «вновь обретенных земель», была создана Польская академия наук, и академический Институт истории взял на себя фундаментальные исследования, а Польское историческое общество координировало работу в разных городах и воеводствах, патронировало краеведческие журналы, проводило конференции.
 

Вся эта деятельность финансировалась государством, и после 1989 г., когда эти дотации резко сократились, вновь закрылись многие филиалы общества. Последнее двадцатилетие можно назвать временем возрождения как научных, так и научно-популярных исследований и изданий, которые спонсируются теперь на местном уровне. Поэтому выпускается множество книг по истории отдельных воеводств, городов, деревень, работ, посвященных отдельным проблемам демографии, фамилистики, повседневной городской жизни, малых групп, истории катастроф и т.д. — эта тенденция наблюдается сейчас во всем мире.
 

Всего программа однодневного семинара включала 6 докладов с российской и 5 — с польской стороны, а на другой день польские коллеги познакомились с работой Института истории и археологии УрО РАН и достопримечательностями города.
 


Е. ИЗВАРИНА
Фото М. МАКАРОВОЙ
 

 

Президент Польского исторического общества, профессор Кшиштоф Микульски. Фото М. Макаровой.
Президент Польского исторического общества, профессор Кшиштоф Микульски.

 

 

Директор Института истории и археологии УрО РАН академик В.В. Алексеев. Фото М. МАКАРОВОЙ

Директор Института истории и археологии УрО РАН академик В.В. Алексеев.

 

 

В зале заседаний. Фото М. МАКАРОВОЙ

В зале заседаний.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Ноябрь 2008 г. № 25 (981)

12.11.08

 Рейтинг ресурсов