Академик Е.Ф. Мищенко: "Мы доказывали леммы на снегу" |
С академиком Е.Ф. Мищенко, одним из
создателей современной математической теории управления и теории колебаний,
мы встретились в Математическом институте им. В.А. Стеклова РАН. Здесь
прошла вся его научная жизнь, долгие годы он был заместителем директора МИАН,
а сейчас главный научный сотрудник. Наша беседа с ним была не обычным
интервью в режиме «вопрос-ответ», а скорее непринужденным разговором о науке
и людях науки. Евгений Фролович рассказал о своем пути в математику, о своих
великих учителях П.С. Александрове и Л.С. Понтрягине, об их научных школах,
о самом МИАН – этом уникальном мировом центре математической науки.
Евгений
Фролович Мищенко родился в 1922 году в деревне Хотиловка Владимирской (тогда
Ивановской) области. Жизнь была голодная, отец Фрол Васильевич постоянно
уезжал на заработки, а мама Екатерина Сергеевна трудилась не покладая рук,
чтобы прокормить троих детей и дать им возможность учиться. После того как
Женя окончил первый класс, семья переехала в близлежащий поселок
Ново-Вязники. Женя Мищенко проводил много времени в библиотеке местного
клуба и читал все подряд, пока не наткнулся на неизвестно как туда попавшие
книги по математике. Среди них была книга П.С. Александрова и А.Н.
Колмогорова «Введение в теорию функций действительного переменного». Ее
самостоятельное изучение привело юного школьника в восторг. Как раз в это
время в Ново-Вязники на заработки приехал из Нижнего Новгорода аспирант
знаменитого физика А.А. Андронова Александр Иванович Егоров. Он поступил в
школу учителем математики, да так и остался в Ново-Вязниках.
Мама собрала сына в дорогу, и он отправился в
свое первое самостоятельное путешествие. Павел Сергеевич радушно его принял,
проэкзаменовал и вынес положительный вердикт: будем заниматься. Женя провел
у мэтра три дня. Павел Сергеевич сводил его в Московский университет, в
книжные магазины, накупил книг по математике, дал трудную задачу и отправил
домой. Задачу Александрова Женя решил не до конца, но кое-что придумал и
написал ему длинное письмо, на которое почти сразу получил ободряющий ответ.
С тех пор Павел Сергеевич включил Мищенко в число своих ближайших учеников.
В 1940 году Женя Мищенко с похвальной грамотой
окончил среднюю школу и готовился поступать в университет, но осенью его
призвали в армию — близилась война. В этом, вероятно, были свои плюсы: он
прошел необходимую подготовку до начала военных действий. Служил Евгений
Фролович в пограничных войсках на севере, в Карелии, там же и воевал. Вместе
со своим отрядом он совершал боевые рейды по оккупированной территории. По
его воспоминаниям, редко удавалось ночевать под крышей: «ткнешься в снег и
спишь». Среди боевых наград Мищенко — орден Красной Звезды и орден
Отечественной войны I степени.
С фронта Евгений Фролович послал Александрову
письмо. Фронтовой конверт-треугольник получил Колмогоров, так как Павел
Сергеевич был тогда в эвакуации в Казани. Андрей Николаевич вскрыл конверт
(у них с Александровым была договоренность о такой возможности) и написал
Мищенко ответ, а письмо его переслал в Казань. В течение войны Евгений
Фролович получил от Александрова несколько писем. Много десятилетий спустя,
когда была опубликована переписка двух выдающихся российских математиков,
Мищенко нашел в одном из писем Колмогорова Александрову упоминание об этом:
«Получил письмо с фронта от Жени Мищенко. Ответь ему». Вот так трепетно эти
люди относились к своим ученикам. Все военные годы будущего академика
согревала мысль, что впереди его ждет математика. А Павла Сергеевича он
считает вторым отцом.
Фронтовой друг Мищенко Вадим Александрович
Матросов стал впоследствии начальником погранвойск СССР. А школьный учитель
математики Александр Иванович Егоров погиб на фронте.
После войны Евгений Мищенко окончил
механико-математический факультет Московского государственного университета.
Поступил в аспирантуру к П.С. Александрову, написал несколько работ по
комбинаторной топологии и досрочно защитил кандидатскую диссертацию. Еще до
защиты Александров познакомил его с Львом Семеновичем Понтрягиным, тоже
своим учеником. Понтрягин уже тогда был одним из самых знаменитых топологов
мира, но в то время перестал заниматься топологией. Вот что написал об этом
он сам:
«В 1952 году характер моей научной работы круто
изменился. Ей предшествовали три чрезвычайных обстоятельства. Первое.
Задолго до 1952 года я уже чувствовал острую потребность в переходе к более
прикладным задачам математики... Второе. Появились три моих ученика: Е.Ф.
Мищенко, Р.В. Гамкрелидзе и В.Г. Болтянский... и они помогли мне совершить
нелегкий поворот в моей научной работе. Третье. За два или один год до 1952
г. дирекция института в лице заместителя директора М.В. Келдыша и партийная
организация института настойчиво требовали от меня перехода к прикладным
вопросам математики... Решающую роль в этом переломе, однако, сыграл Е.Ф.
Мищенко, который стал к тому времени моим близким товарищем. Мы вместе с ним
катались на коньках, а потом также и на лыжах». В результате этих прогулок, которые с регулярной периодичностью совершались каждую зиму в течение нескольких лет, в «Докладах АН СССР» в 1955 году появилась совместная работа Л.С. Понтрягина и Е.Ф. Мищенко о сингулярно возмущенных системах дифференциальных уравнений. Вот как описывает Евгений Фролович эту лыжную эпопею:
«Зимой 1951 года Лев Семенович после одного из
семинаров, которые он проводил совместно с П.С. Александровым, пригласил
меня покататься на коньках на катке в центре Москвы, на Петровке. Я был еще
студентом, но уже прочитал книгу «Непрерывные группы» и очень волновался,
предвкушая высокое общение. Однако оно оказалось очень простым,
доброжелательным, на редкость спокойным. Мы безмятежно катались час-другой,
взявшись за руки. Имея большой опыт лыжных походов по равнине (приобретенный
во время войны), я с некоторой нерешительностью предложил Льву Семеновичу
покататься со мной на лыжах. Ни секунды не колеблясь, Л.С. согласился, и я
был изрядно удивлен тем, с какой легкостью он проигнорировал свой тяжелый
физический недуг — полную слепоту. Несколько дней спустя затея
осуществилась, и все прошло неожиданно легко и для него, и для меня самого.
После этого каждую зиму на протяжении
семи-восьми лет два или три раза в неделю мы путешествовали по разным местам
Подмосковья, я — впереди (иногда приходилось пробивать свежую лыжню, иногда
шли по накатанной), а он за мной. И почти всегда во время этих лыжных
прогулок мы непрерывно вычисляли, доказывали леммы и теоремы, лишь иногда
отвлекаясь для разговоров на литературные и другие темы или для преодоления
оврагов. Я помню случай, когда мы заблудились в лесу и в оврагах по пути от
санатория «Узкое» к тому месту, где тогда достраивался новый университет на
Ленинских горах, и прогулка продолжалась шесть или семь часов.
В конце концов наши математические разговоры на
лыжне сконцентрировались на сингулярно возмущенных системах дифференциальных
уравнений. Мы перепробовали разные варианты склеивания траекторий, вычисляли
в лоб асимптотику некоторых специальных решений уравнения Риккати. Бумагу и
карандаш я с собой не брал, и иногда приходилось останавливаться, чтобы
писать выкладки на снегу.
Должен сказать, что в первую зиму наших занятий
мне было невероятно трудно, и я был близок к отчаянию. Дифференциальные
уравнения я изучал по университетским учебникам В.В. Степанова и И.Г.
Петровского (эти учебники, кстати, не вызывают у меня симпатии и сейчас).
Льву Семеновичу пришлось доучивать и даже переучивать меня, так как для него
дифференциальное уравнение было прежде всего динамической системой, а
любимым математиком давно уже стал Пуанкаре. Я с трудом поддавался
переобучению, но Понтрягин ни разу не упрекнул меня в тупости и в конце
концов остался мною доволен. Несмотря на то что вся наша научная
деятельность в первое время проходила при его доминировании, на титульном
листе нашей заметки в «Докладах…» он поставил мою фамилию первой.
После наших занятий на лыжне Лев Семенович
больше уже почти не возвращался к теории сингулярных возмущений».
Но вернемся немного назад. Осенью 1952 года
Л.С. Понтрягин открыл в Математическом институте семинар, и его первыми
помощниками стали Е.Ф. Мищенко, Р.В. Гамкрелидзе и В.Г. Болтянский. К работе
семинара они привлекли своих учеников. У Евгения Фроловича уже тогда
появились ученики из студентов МГУ, ныне известные математики: академик Д.В.
Аносов, профессора Н.Х. Розов, М.С. Никольский, М.И. Зеликин. Семинар стали посещать не только математики, но также инженеры и военные, которым нужно было решать свои проблемы. Так, конструкторов военных самолетов интересовала задача преследования одного самолета другим и задача уклонения от преследования. Дискуссии на эту тему и стали в сущности началом работ по теории дифференциальных игр, а затем и математической теории оптимальных процессов. Вот что говорит об этом Е.Ф. Мищенко:
«Самолет для математика — это точка в
пространстве состояний (фазовом пространстве), закон движения которой
описывается дифференциальными уравнениями. Но у этой «точки» есть крылья,
закрылки, хвостовая часть, наконец, мощный мотор. Мощность тяги мотора, угол
поворота закрылков и прочее входят в дифференциальные уравнения как
управляющие параметры. Как ими маневрировать, так самолет и будет лететь.
Вопрос авиаконструкторов заключался в следующем: нельзя ли разработать такую
теорию, чтобы без участия пилота, только с помощью автоматического
управления один самолет догонял другой или уклонялся от преследования. Но
скоро стало понятно, что в такой постановке задача очень сложна. Сначала
даже думали, что к ней вообще невозможно подступиться. Поэтому решили ее
упростить. А именно, стали решать другую задачу, которую Л.С. Понтрягин
сформулировал сразу же: как управлять самолетом, чтобы из одной точки он
попал в другую фиксированную точку за кратчайшее время (или, скажем, с
минимальной затратой горючего и т.п.). Такая постановка, конечно, более
строго сформулированная в математических терминах, стала исходным пунктом
построения всей математической теории оптимальных процессов управления.
Решающий шаг в этой теории сделал сам же Л.С. Понтрягин, сформулировав в
виде гипотезы свой знаменитый принцип максимума. Превратить эту гипотезу в
теорему оказалось непросто. Сначала это сделал Р.В. Гамкрелидзе для
линейного случая, а затем в общем виде — В.Г. Болтянский».
После этого развитие теории оптимального
управления пошло быстро, поток работ по этой тематике непрерывно возрастал,
и в 1961 году вышла в свет книга Л.С. Понтрягина, В.Г. Болтянского, Р.В.
Гамкрелидзе, Е.Ф. Мищенко «Математическая теория оптимальных процессов».
Книгу писали коллективно, каждый автор по две-три главы под общим
руководством Понтрягина. Евгений Фролович Мищенко написал главу «Одна
статистическая задача оптимального управления». Она относилась скорее к
теории вероятностей, чем к оптимальным процессам, но зато заинтересовала
А.Н. Колмогорова, который внес новый вклад в ее содержание. В 1962 году в
«Докладах Академии наук» была опубликована статья с таким составом авторов:
академик А.Н. Колмогоров, Е.Ф. Мищенко, академик Л.С. Понтрягин
(единственная совместная работа двух великих математиков). Так, шутит Е.Ф.
Мищенко, его имя оказалось между именами двух академиков, и народная примета
получила еще одно подтверждение: в 1984 году он тоже стал академиком.
В течение двух лет монографию по теории
оптимального управления перевели на английский, французский, испанский,
японский и другие языки, издали во многих странах мира, и она стала
бестселлером. Однако задача преследования-уклонения самолетов по-прежнему оставалась в сфере интересов Л.С. Понтрягина и Е.Ф. Мищенко. Лев Семенович пытался решить ее в 1966 году, используя методы теории оптимального управления, и доказал очень сложную теорему. Применение этой теоремы даже к линейной дифференциальной игре преследования оказалось непростым. Вот что написал по этому поводу сам Понтрягин:
«В конце 1970-х годов мы с Е.Ф. Мищенко
применили построенную мною теорию к линейной дифференциальной игре.
Полученный нами результат впервые наводил на мысль об условии, достаточном
для завершения игры преследования. Таким сложным обходным путем мы пришли к
решению линейной дифференциальной игры преследования. На этом длинном и
трудном пути не было почти никаких озарений, т.е. возникающих внезапно
догадок. Все давалось чрезвычайно трудно. Еще более трудным был путь к
решению задачи уклонения даже для линейной игры. Этот путь мы проделали до
конца с Е.Ф. Мищенко. Все наши попытки связать игру уклонения с игрой
преследования оказались бесплодными. Обе задачи пришлось рассматривать
совершенно независимо одна от другой».
Другим путем в развитии теории дифференциальных
игр шли свердловские математики во главе с руководителем широко известной
научной школы академиком Н.Н. Красовским. В этой школе выросли его ученики —
выдающиеся математики, лауреаты Ленинской премии академики Ю.С. Осипов, А.Б.
Куржанский, А.И. Субботин. Их подходы во многих случаях оказались более
успешными.
С уральскими математиками академика Мищенко
связывают самые теплые отношения. Он несколько раз приезжал в Свердловск в
качестве заместителя директора Математического института, способствовал
созданию Свердловского отделения МИАН и затем преобразованию СОМИ в
самостоятельное учреждение. Евгений Фролович и Николай Николаевич Красовский
— давние друзья, они любят поговорить не только о математике, но и о других
материях, например, о поэзии. Вообще, по словам Евгения Фроловича, уральская
интеллигенция представляет особую, глубинную российскую культуру. Поэтому
ему так дорога нынешняя награда — Демидовская премия, возрожденная на Урале.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Февраль 2009 г. № 04 (988) |
10.02.09