Член-корреспондент РАН
В.Г. Дегтярь: |
Краткая
справка. Владимир Григорьевич Дегтярь родился в 1948 году в Оренбургской
области. В 1972 году окончил с отличием Челябинский политехнический институт
(ныне Южно-Уральский государственный университет) по специальности
«летательные аппараты» и поступил работать в Конструкторское бюро
машиностроения, г. Миасс (ныне Открытое акционерное общество
«Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева»). Видный
ученый, конструктор, организатор и руководитель разработки морских
стратегических комплексов морского базирования с баллистическими ракетами
подводных лодок (БРПЛ) и ракетно-космических комплексов для запуска
космических аппаратов. Под его руководством и при непосредственном участии
решен ряд новых задач, связанных с повышением эффективности применения
ракетных комплексов и их модернизацией с целью сохранения стратегического
паритета России.
— Уважаемый Владимир Григорьевич, прежде всего
примите поздравления с избранием в РАН…
— Спасибо за поздравления. Считаю, что
возвращение нашего КБ в Российскую академию наук — это бесспорная заслуга
всего коллектива Государственного ракетного центра, этим фактом подтверждены
результаты нашей деятельности.
— По традиции, представляя читателям новых
членов Академии, мы интересуемся их происхождением, первыми шагами в науке.
Вы ведь родом из Оренбуржья, где учился летать первый космонавт Юрий
Гагарин. Нет ли связи между этим фактом и вашим жизненным выбором?
— Вырос я в поселке Маяк Соль-Илецкого района
Оренбургской области. В 1966 году с серебряной медалью окончил
Красномаякскую среднюю школу. В небе над поселком, где прошли мои детство и
юность (это в 50 километрах от Оренбурга), постоянно проводились учебные
полеты курсантов Высшего авиационного училища. До сих пор в ушах стоит гул
реактивных двигателей взмывающих в небо истребителей, для меня приятный. Гул
замирал, когда самолет входил в «пике»… Наблюдать за полетами можно было
часами — очень завораживающее зрелище. В 25 километрах от нас был развернут
авиаполк цельнометаллических штурмовиков ИЛ-28, которые тоже «учились
летать» над нашим поселком. Это впечатляло. Первый полет человека в космос,
безусловно, дал огромный импульс нам, школьникам, для овладения новыми
знаниями. Мы запоем читали научно-популярные издания того времени — журналы
«Знание — сила», «Техника — молодежи», «Наука и жизнь», занимались в
кружках: физическом, математическом, техническом. Стремление быть причастным
к великим событиям, происходящим в авиации, космонавтике, ядерных
исследованиях и других областях, было огромным. Конечно, эти события
повлияли на выбор моей будущей специальности. В 1966 году я поступил в
Челябинский политехнический институт на факультет ДПА, в то время
«секретный», хотя о том, какого профиля специалистов здесь готовят, мы знали
хорошо.
«Секретность» нашего факультета не давала
расслабляться, она придавала дополнительную важность делу, которому нас
учили. На формирование профессиональных навыков влиял весь коллектив
преподавателей ЧПИ, особенно во время производственной практики, где нас
учили переводить полученные на лекциях знания в практическую плоскость.
Ракетная техника не терпит к себе легкомысленного отношения, предъявляя к
тем, кто ее создает и эксплуатирует, очень высокие требования. Я запомнил
это с первых вводных лекций в институте и сохранил этот подход на всю
дальнейшую производственную жизнь, которая продолжается вот уже 37 лет.
— Принадлежность к Академии наук — неотъемлемая
часть биографий отечественных «космических» конструкторов. Академиками были
великий Королев, его лучший ученик Макеев — знаменитый Вэ Пэ, создатель ГРЦ
в Миассе, с которым связан весь ваш трудовой путь. О Викторе Петровиче много
написано, сказано, снято, но, может быть, можно что-то добавить к портрету
выдающегося исследователя, организатора из оставшегося «за кадром» фильмов,
книг, статей? Кого еще вы можете отнести к числу своих учителей?
— Виктор Петрович Макеев — выдающийся ученый,
создатель отечественной школы морского ракетостроения, уникальная личность.
Годы работы с ним научили меня ставить перед собой, а затем и перед
возглавляемым коллективом предельные задачи. Стремление создавать все более
совершенные образцы техники является движущей силой любого конструктора или
коллектива конструкторов, и достигнутые успехи приносят ни с чем не
сравнимое чувство удовлетворения. Виктор Петрович учил не отступать перед,
казалось бы, непреодолимыми препятствиями, гордиться достигнутыми успехами и
ставить новые высокие цели. Для меня работа с этим человеком — хорошая
профессиональная и жизненная школа.
К портрету Вэ Пэ, созданному историками,
журналистами, трудно что-либо добавить, и в то же время говорить о его
личности можно беско-нечно. В производственных отношениях Вэ Пэ был
достаточно предсказуем. Требовательность, воля, настойчивость, стремление
сделать лучше, работа на пределе человеческих возможностей — эти качества
Виктора Петровича хорошо известны. Несколько меньше знают о том, каким был
Вэ Пэ в минуты отдыха. Это бесконечное обаяние, юмор, доброжелательность.
Виктор Петрович считал, что если речь идет об отдыхе — будь то рыбалка,
охота или праздничный ужин, посвященный какому-то значительному событию, —
он должен принести расслабление всем, кто в это время рядом. Поверьте,
доброты у Вэ Пэ хватало на всех. Такой он был любвеобильный человек.
К числу своих учителей я с полным основанием
отношу В.Л. Клеймана, В.Е. Каргина, Л.М. Косого, Ш.И. Боксара, П.С.
Колесникова, Н.Ф. Тамбулова, А.П. Гребнева, Ф.Г. Курбанова, Д.В. Болышева —
ярких представителей плеяды коренных морских ракетчиков, сподвижников и
единомышленников В.П. Макеева. Эти люди помогли мне сформироваться как
инженеру-конструктору, инженеру-руководителю. С них я брал пример.
— К руководству ГРЦ вы пришли в 1998 — в году
финансового дефолта, да еще после неудачного запуска боевой ракеты «Барк»,
от которой государство в конце концов отказалось. Некоторые тогда вообще
поговаривали о крахе макеевского ракетного центра. За прошедшие десять лет,
однако, он не просто снова встал на ноги — свое шестидесятилетие встретил в
буквальном смысле во всеоружии. Созданный коллективом ракетный комплекс
«Синева» принят на вооружение Российской Федерации, активно разворачивается
международный проект «Воздушный старт», ведутся другие мирные и военные
разработки. Что помогло вытащить центр из кризиса?
— Оглядываясь на 10 лет назад, необходимо
отметить, что у ГРЦ в конце 90-х годов в силу различных причин были крайне
слабые отношения с Главкоматом Военно-морского флота и особенно — с
аппаратом начальника вооружения Министерства обороны страны. Ослабленные
связи не давали возможности ГРЦ влиять на принятие тех или иных решений в
области перспективы развития морских стратегических ядерных сил (МСЯС). Наши
предложения оставались без внимания. Необходимо было объективно оценить
складывающуюся политическую обстановку в оборонно-промышленном комплексе и в
Министерстве обороны в целом, учесть наметившиеся тенденции создания системы
лоббирования того или иного проекта, найти способы убедительных
доказательств наших преимуществ. В некоторых вопросах приходилось идти на
компромиссы. Однако принципиальные позиции нашей технической политики
оставались неизменными, что и привело ГРЦ к успешному выходу из кризиса 90-х
годов. Считаю, что главная задача того времени была выполнена: сохранен
квалифицированный костяк коллектива и тематика, даже несмотря на закрытие
«Барка». Мы сумели сохранить нашу кооперацию институтов,
научно-производственных объединений, заводов-изготовителей, которые вместе с
нами выдержали перипетии реформ переходного периода. Именно в 90-е был
повышен статус предприятия — мы стали Государственным ракетным центром,
носящим имя академика Виктора Петровича Макеева. Тогда же был дан старт
выходу ГРЦ на рынок международных космических услуг. В итоге это привело к
тому, что на сегодняшний день у кооперации ГРЦ есть четкая программа
разработки боевой и ракетно-космической техники до 2015 года, и это главное.
Это приносит чувство удовлетворения, и сегодня ОАО «ГРЦ Макеева» является
одним из лидеров ракетно-космической отрасли России.
— Как известно, в советское время в оборонных,
космических разработках академический ресурс был задействован на сто, если
не больше, процентов, и это вносило огромный вклад в фундаментальную науку
вообще. Потом налаженное взаимодействие по известным причинам резко
сократилось. Сегодня оно оживляется вновь. В 2005 году наша газета подробно
освещала выездное заседание президиума Уральского отделения в Миассе, где
было достигнуто принципиальное соглашение о новом этапе сотрудничества между
УрО РАН и ГРЦ. Как оно выполняется и какие здесь видятся перспективы —
особенно в свете последних международных событий и новых оборонных задач,
поставленных руководством страны?
— ГРЦ Макеева, как научная организация, в
процессе решения своих задач выполняет большой объем научных исследований,
которые всегда проводились и проводятся сегодня в тесном взаимодействии с
Российской академией наук. На основе долговременного соглашения с Уральским
отделением РАН совместно с научными организациями Отделения решаются
проблемы прогнозирования физико-механических характеристик материалов и
остаточного ресурса конструкций при длительной эксплуатации, создания новых
полимерных композиционных материалов с заданными свойствами, разработки и
исследования алгоритмов управления движением в атмосфере объектов сложной
аэродинамической формы, разработки технологий получения редкоземельных
элементов из отходов металлургического производства, создания новых
топливных элементов и преобразователей энергии для ветроводородной
энергетики, экологически безопасной утилизации ракет.
К сожалению, формат интервью не позволяет
рассказать обо всех полученных научных результатах, но важность их для
обороноспособности страны я хотел бы проиллюстрировать двумя примерами.
С начала 60-х годов в ГРЦ ведутся работы по
созданию управляемых в атмосфере летательных аппаратов различного
назначения, в том числе сложной аэродинамической формы. При этом исследуются
как различные формы летательных аппаратов, так и способы создания
управляющих ими усилий. Совершенствующиеся схемы летательных аппаратов
требуют не только свежих проектно-конструкторских решений, но и научной
разработки новых алгоритмов управления их движением в атмосфере.
При жестких ограничениях, предъявляемых к
массогабаритным характеристикам летательных аппаратов, особое значение
приобретает создание математических моделей управления движением аппарата в
атмосфере, обеспечивающих высокие точностные характеристики и эффективное
управление при минимальных массовых затратах. Научные результаты, полученные
в свое время в Институте математики и механики УрО РАН, руководителем
которого был тогда академик Ю.С. Осипов, позволили достигнуть точности
приземления в заданную точку практически с нулевыми отклонениями. Эти
разработки имеют мировой приоритет, они будут продолжены.
Стратегическое значение имеет задача продления
сроков эксплуатации стоящих на вооружении ракетных комплексов. И здесь
основополагающей научной проблемой является оценка остаточного ресурса
конструкций. Комплекс научных исследований, проводимый нашим предприятием
совместно с Институтом машиноведения УрО РАН, позволяет гарантировано
продлевать сроки эксплуатации в соответствии с заданными заказчиком
требованиями, причем актуальность этих работ постоянно возрастает. То есть
перспективы нашего взаимодействия — стабильны, они необходимы и ГРЦ, и
уральской ветви РАН.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Март 2009 г. № 7-8 (991) |
25.03.09