О научном наследии академика С.С. Шварца

 
 

1 апреля нынешнего года исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося российского ученого академика Станислава Семеновича Шварца. С его именем связан прогресс в различных областях теоретической и прикладной экологии. На основе выдвинутых им идей и положений определены новые направления в этой области знаний, такие, например, как эволюционная, химическая экология и другие. В Екатеринбурге есть улица Шварца, немало о нем написано в том числе на страницах нашей газеты. И все же напомним вкратце его биографию.
 

Станислав Семенович родился в Днепропетровске. В 1937 г. поступил на биологический факультет Ленинградского университета. Война прервала обучение, Шварц ушел добровольцем на фронт. После ранения и контузии во время боев под Ленинградом был демобилизован. Пережив блокаду, он отправился в Саратов, куда эвакуировался университет. Сдав экстерном выпускные экзамены, Шварц работал зоологом на Джангалинском противочумном пункте, а затем поступил в аспирантуру Ленинградского университета. В 1946 г. он защитил кандидатскую диссертацию. Тогда же Станислав Семенович переехал в Свердловск, и далее вся его научная деятельность была связана с Институтом биологии УФАН СССР, преобразованным им в Институт экологии растений и животных. Вот основные вехи этого пути: 1954 — доктор наук; 1957 — профессор; 1966 — член-корреспондент АН СССР; 1970 — академик, создатель и первый главный редактор журнала «Экология», изданием которого С.С. Шварц руководил до своей смерти 12 мая 1976 года.
 

К 90-летию Станислава Семеновича предлагаем читателю статью из книги члена-корреспондента РАН Н.Г. Смирнова «Биология на Урале: от В.Н. Татищева до наших дней» (Екатеринбург: Академкнига, 2006), где компактно и ясно обобщено сделанное выдающимся исследователем.
 

 

Жизнь академика С.С. Шварца оборвалась в такой момент, когда ко многим исследователям-биологам с накоплением опыта и материалов только приходят крупные обобщения. Нельзя сказать, что он не сделал их в более молодом возрасте, но наверняка можно утверждать, что к 56 годам далеко не все намеченное было реализовано. Не говоря уже о том, что могло появиться много нового.
 

Несколько крупных трудов остались в работе, а что-то было только сдано в печать и вышло уже после смерти. Так, в 1976 г. в журнале «Наука и жизнь» № 11 выходит статья С.С. Шварца «Экология человека: новые подходы к проблеме «Человек и природа», где заложены основы нового научного направления, бурно развивающегося в последние десятилетия. Сейчас под экологией человека понимают широчайший круг вопросов, тогда как С.С.Шварц в это понятие вкладывал совершенно конкретный смысл. Он писал, что существо экологии человека состоит в создании теории, описывающей закономерности взаимоотношений общества как конкретной социально-экономической системы и природы. Одну из задач экологии человека он видел в разработке общей схемы развития биогеоценотического покрова единого экономико-географического региона. При этом ученый сформулировал критерии, позволяющие задавать параметры для создания «хороших» экосистем. Он обозначил пять условий, которым должна удовлетво-рять такая экосистема: 1. Высокая биомасса (продукция) основных трофических звеньев; 2. Максимальное произведение «продуктивность х биомасса»; 3. Высокий уровень гомеостаза экосистемы; 4. Большая скорость обмена веществ и энергии; 5. Способность биоценоза к самоподдержанию и быстрой эволюции при изменениях условий среды. Отсюда выведена еще одна важная перспективная задача экологии человека — разработка методов развития таких «хороших» биоценозов в условиях антропогенного ландшафта.
 

Через три года после смерти автора, в 1980 г. вышла из печати монография С.С. Шварца «Экологические закономерности эволюции». Этот капитальный труд представляет собой расширенный и видоизмененный вариант книги «Эволюционная экология животных» (1969). Со времени написания последней накопилось много нового, в том числе и в осмыслении собственных материалов, сильно вырос массив литературных данных. С.С. Шварц работал над новой книгой, но закончить ее не успел. Завершение рукописи было выполнено Н.Н. Даниловым, который написал в предисловии от редактора: «Во имя связывавшей нас со студенческих лет дружбы и совместной работы все последующие годы я посчитал своим долгом подготовить к публикации черновики оставленной С.С. Шварцем рукописи. При этом считал совершенно необходимым сохранить в неизменном виде все, что было написано автором. В незавершенных главах, для которых были написаны лишь «заготовки», стремился расположить их в том порядке, который, на мой взгляд, соответствовал целям С.С.Шварца. Те главы, которые не были подготовлены для последующей работы, взяты из книги «Эволюционная экология животных». Таким образом, эта книга представляет собой не только научный, но и человеческий документ. Документ, в котором запечатлено уважение к памяти не просто друга, а выдающегося исследователя, теоретика и организатора науки. Н.Н. Данилов в годы работы над оставленной С.С. Шварцем рукописью был уже далеко не молодым и не здоровым человеком с большим грузом собственных незаконченных научных дел. Он отставил их в сторону для того, чтобы мы могли держать в руках книгу, в которой подведен итог научной жизни С.С. Шварца.
 

Среди его творческого наследия есть еще одна работа, о которой стоит сказать особо. Она была подготовлена через много лет после его смерти, по тексту расшифрованной магнитофонной записи выступления перед молодыми сотрудниками института в начале 70-х годов. Выступление называлось «О профессионализме научного работника». В нем ярко проявился характерный взгляд Станислава Семеновича на науку как профессию и особую сферу человеческой деятельности. Там есть и практические советы начинающим исследователям, и рассуждения о роли людей с разным масштабом способностей в жизни научного коллектива, и многое другое. Эта статья дает самое свежее и непосредственное впечатление о С.С. Шварце как исследователе и организаторе научного коллектива.
 

Такая крупная фигура в научном мире, как академик Шварц, оставляет после себя то, что принято называть научным наследием. В него входят не только опубликованные труды, но и высказанные идеи, стиль работы, к которому он приучал сотрудников, учеников и последователей, целые направления в науке, наконец, сам институт с его зданиями, лабораториями, отделами, — Институт, им созданный и взращенный. Можно уверенно сказать, что память о С.С. Шварце живет в институте, и те сотрудники, кто работал с ним, вспоминают это имя не только 1 апреля, в день его рождения. Его ближайший ученик и преемник, академик В.Н. Большаков более тридцати лет руководит институтом, сам давно создал свою научную школу, но основы этой школы корнями уходят в 60-е и 70-е годы XX века. Тогда на семинарах зоологического отдела можно было слышать, как Станислав Семенович распекал кого-нибудь из молодых сотрудников за ссылки только на коллег со звучными зарубежными именами и не упомянутые в качестве предшественников имена уральцев. История науки с годами все расставляет по своим местам. Часто оказывается совсем не принципиальным, кто именно сказал о чем-то самым первым, — куда важнее то, кто капитально обосновал и внедрил в умы то или иное положение.
 

Академик В.Н. Большаков в своих выступлениях не раз обращал внимание на то, что не все прогнозы С.С. Шварца о развитии экологии оправдались. Главным из таких прогнозов можно считать превращение экологии из сугубо биологической науки в теорию измененного мира. Вероятно, общество еще находится на пути к тому, чтобы не только экология, а наука вообще стала теорией для построения жизни людей в изменяющемся мире.
 

Академик П.Л. Горчаковский всегда очень метко формулировал главные свойства природных и человеческих феноменов. Его очерк воспоминаний о С.С. Шварце называется «Провозвестник экологического мышления». Действительно, теперь уже мало кто знает о методе морфофизиологических индикаторов, с которого начинал самобытный путь в экологии Станислав Семенович, но экология на устах у всех, от школьников до государственных деятелей. Не думаю, что такой гипертрофированной популярности желал бы своей науке один из ее лидеров 1960-х годов. Едва ли академик С.С. Шварц стал бы создавать партию «зеленых», но в том, что экологическое мышление внедрилось в умы десятков миллионов людей, есть и его большая заслуга.
 

 

На фото:

 

 

 С.С.Шварц и П.Л. Горчаковский, 1972 г.

 С.С.Шварц и П.Л. Горчаковский, 1972 г.



 

НАУКА УРАЛА
Газета Уральского отделения Российской академии наук
Март 2009 г. № 7-8 (991)

25.03.09

 Рейтинг ресурсов