Дайджест |
НА ВСЕХ ОДНА
Возможны ли сегодня израильско-палестинские
культурные связи? Израильский дирижер Д. Баренбойм, преодолев немало
трудностей и прямых угроз, создал симфонический оркестр, половину которого
составляют еврейские музыканты, а другую половину — их коллеги с Западного
берега Иордана. Оркестр существует уже несколько лет, с успехом
гастролировал в Европе и за океаном. Причем музыканты отнюдь не
единомышленники, нередки между ними жаркие политические споры. Но они
смолкают, едва начинается репетиция, — а тем более концерт. А недавно
дирижер сделал более чем неожданный шаг — принял палестинское гражданство
(сохранив израильское). Репетирует теперь оркестр не в Иерусалиме а в
Рамалле, центре Западного берега, где, увы, не обойтись без охраны
палестинской полиции… «Мы хотим показать, что музыка — на всех одна», —
говорит дирижер.
КАК РЕШИТ НАСА?
На смену устаревающим шаттлам НАСА готовит
более совершенное поколение кораблей (проект «Constellation»). Но первый
полет они смогут совершить не ранее 2015 года, а шаттлы намечено «отправить
в отставку» не позднее 2010-го. Как заполнить пятилетний разрыв? Можно
продлить эксплуатацию шаттлов, модернизировав их, но все равно это не решит
проблему. Другой выход — положиться на менее вместительные, но безотказные
российские «Союзы», то есть временно отдать России все связи с МКС. Однако
рейсы «Союзов» и без того уже стоили США весомых сумм, а теперь потребуются
новые ассигнования Конгресса — пойдет ли он на них в кризисных условиях и
при осложнении отношений? Третий вариант предлагают аэрокосмические компании
«Orbital Sciences Corporation» и «SpaceX», заверяющие, что создаваемые ими
корабли смогут доставлять на МКС грузы, а, возможно, и людей. Правда, ряд
специалистов сомневается, что им удастся это в столь сжатые сроки. И решение
НАСА пока не принято…
ВЕЛОСИПЕДНАЯ АМЕРИКА
Минувшим летом объемы продаж велосипедов в
Америке превысили все показатели прошлых лет. И неудивительно: все больше
людей предпочитают добираться до работы (если не слишком далеко) на двух
колесах. Во Флориде таких уже десятки тысяч. В Денвере стал традиционным
день «bike to work», и нынче он вывел на улицы вдвое больше велосипедистов,
чем год назад. Двухколесный бум породил и проблемы: не хватает велостоянок,
дорожки для велосипедистов часто не вмещают растущие потоки, участились
столкновения с автомобилями. Но «велосипедность» в стране продолжает расти.
|
НАУКА УРАЛА Газета Уральского отделения Российской академии наук Апрель 2009 г. № 09 (992) |
09.04.09